КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа профессиональной подготовкиПринципы, содержание и формы работы с семьей в процессе подготовки к исполнению роли приемных родителей. К принципам создания замещающей (приемной) семьи относятся: Ø Семья для ребенка, а не ребенок для семьи. Использование данного принципа позволяет отсеять из числа кандидатов в приемные родители лиц с миссионерскими мотивами и выявить лиц с четкой профессиональной мотивацией в вопросе создания семьи. Здесь важно обеспечить совпадение потребностей детей и их новой замещающей семьи. Так одному ребенку новая семья нужна как замена старой в связи со смертью родителей, то другому она нужна, чтобы дождаться выхода из мест лишения свободы матери или отца. Ø Принцип постоянства (сохранения) территории. Практика показывает, что ребенок, оставшийся без попечения родителей, за период жизни до 18-летия меняет место жительства в среднем 6 раз. Такие условия требуют от ребенка немало сил на приспособление. Принцип постоянства территории предусматривает выдачу направлений кандидатов профессиональные замещающие родители на знакомство с детьми, подлежащими семейному устройству и находящимися в пределах района, города по месту жительства кандидатов, чтобы у детей была возможность оставаться в близкой социальной среде и даже посещать туже школу. Ø Принцип профессионального партнерства и постоянного сопровождения. Профессиональное партнерство должно прежде всего проявляться в системе «профессиональная семья» – «биологическая семья» с целью возможного восстановления родственных связей ребенка с родителями и другими родственниками. К тому же замещающая семья должна быть открыта специальным службам, органам опеки и попечительства для обеспечения мониторинга положения приемных детей в семье, для решения проблем воспитанников и т. д., осуществляющегося в ходе социально-педагогического сопровождения семьи. Ø Принцип признания важности профессиональной семейной заботы. Практика показывает, что в рейтинге всех семейных форм устройства детей семейная забота находится на третьей позиции после усыновления (пожизненной формы семейного устройства) и опеки (внутрисемейной, зачастую кровной формы семейного устройства до совершеннолетия ребенка). Ø Принцип обеспечения преемственности привязанностей ребенка. Профессиональная семья проявляет временную заботу о ребенке. При этом нужно учитывать, что у ребенка в жизни может быть несколько привязанностей разной степени глубины и постоянства. Важно только, чтобы они не обрывались травматично или необъяснимо для ребенка, чтобы люди, принимающие участие в его судьбе, психологически «передавали с рук на руки» ребенка, не противопоставляя себя другим и не побуждая его отказываться от прежних привязанностей ради новых. Все эти принципы необходимо учитывать при организации подготовки кандидатов в замещающие (приемные) родители. Эффективность процесса подготовки профессиональных воспитателей к работе с ребёнком зависит от его систематичности и логической последовательности организации. Для реализации этих условий необходимо провести специальную подготовку родителей- воспитателей, которая предполагает формирование у них системы знаний, умений и навыков работы со специфическими проблемами ребёнка. В данную систему входят необходимые психолого- педагогические знания из области развития, формирования и социального становления личности ребёнка в семье, а также умения, позволяющие осуществлять: ü учёт последствий перенесённых ребёнком психологических травм и тяжёлых переживаний и содействие их минимизации; ü коррекцию возможных деформаций нравственного сознания и поведенческих стереотипов ребёнка (в частности, представлений о нормах семейного взаимодействия, семейных схем и механизмов внутрисемейного взаимодействия); ü взаимодействие с ребёнком с девиантными поведенческими проявлениями, обусловленными неадекватными условиями его пренатального развития и последующей жизнедеятельностью в кровнородственной семье. Содержание обучающей работы направлено на формирование у кандидатов в профессиональные воспитатели: знаний: v о специфических особенностях развития и формирования личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей; v о путях и методах взаимодействия с ребёнком в семье, в том числе в сложных педагогических ситуациях; v о нормативно-правовой базе создания приемной семьи; умений и навыков: v учитывать социальную ситуацию развития личности конкретного ребёнка во взаимодействии с ним; v решать воспитательные задачи в приемной семье, направленные на успешную социализацию и социальную адаптацию ребёнка; v сотрудничать с интернатным учреждением, передающим ребёнка на воспитание в приемную семью, и другими заинтересованными социальными институтами в оказании ребёнку комплексной медико- психолого-педагогической и правовой помощи. Процесс обучения кандидатов в профессиональные воспитатели предусматривает проведение системного комплекса психолого-педагогических и социально-педагогических обучающих занятий (практикумов) с использованием интерактивных форм и методов обучения, направленных на практическое усвоение получаемых знаний. Он осуществляется в следующих направлениях: 1. Социально-правовая подготовка будущих профессиональных воспитателей. Предполагает овладение знанием нормативно-правовых основ создания приемной семьи и организации жизнедеятельности ребёнка, зафиксированных в международных и государственных документах. Содержание обучения предусматривает ознакомление кандидатов: v с перечнем и содержанием документов о социальном положении и состоянии здоровья ребёнка, принимаемого в замещающую семью; v с порядком изучения, сбора и оформления документов, необходимых для создания приемной семьи; v с информацией о должностных лицах, с которыми осуществляется их сотрудничество, и о способах сотрудничества с органами опеки и попечительства. Важно обратить внимание будущих кандидатов на их право на гарантированную государственную заботу о приемной семье. 2. Психолого-педагогическая подготовка. Заключается в формировании у будущих профессиональных воспитателей знаний, умений и навыков в области психолого-педагогических закономерностей и организации процесса развития и становления личности ребёнка в семье. Данная подготовка предполагает получение знаний: v о влиянии воспитания на развитие и формирование личности ребёнка, функциях семейного воспитания в процессе его социализации и социальной адаптации, подготовке его к самостоятельной жизни в обществе; v о правах и обязанностях родителей и детей, сущности и значении родительской позиции в семье, распределении ролей и функций между её членами, создании благоприятного психоэмоционального климата в приемной семье; v об особенностях развития и формирования личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей (причины сиротства и его последствия для развития ребёнка и формирования личности, влияние социального опыта ребёнка из асоциальной семьи на его последующую социализацию и социальную адаптацию); v о возрастных особенностях ребёнка и проблемах воспитания, связанных с возрастом; v об общении с ребёнком и установлении доверительных отношений с ним, процессе приспособления ребёнка к нормам семьи в системе семейных взаимоотношений, продолжительности и этапах его адаптации в приемной семье, признаках и показателях уровня его адаптированности в системе внутрисемейных отношений приемной семьи; v об условиях успешной адаптации ребёнка в приемной семье, правилах общения и поведения родителей-воспитателей на разных этапах процесса его адаптации в семье; v о способах организации межличностного взаимодействия с ребёнком в сложных педагогических ситуациях, путях преодоления трудностей в установлении эмоционального контакта с ним, причинах возможных отклонений в поведении и профилактике; v об организации помощи ребёнку в процессе его развития, создании условий в семье для его подготовки к школе и помощи ему в процессе обучения, профилактике трудностей в обучении ребёнка, воспитывающегося в приемной семье. В случае создания неполной приемной семьи и подготовки профессионального воспитателя, не состоящего в браке, следует уделить внимание следующим аспектам в рамках реализации основных направлений подготовки: v образ жизни и материальное положение приемного родителя (обычно женщины), принявшего на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей; v мотивы принятия на воспитание ребёнка и формирования у него привязанности к матери в неполной приемной семье; v социальное окружение для неполной приемной семьи; v возможные проблемы и ошибки в становлении детско-родительских отношений в неполной приемной семье. В процессе подготовки кандидатов в профессиональные воспитатели осуществляется обязательная беседа с будущими родителями-воспитателями о состоянии здоровья ребёнка. Особое внимание обращается на работу с кандидатами в приемные родители ребёнка-инвалида и ребёнка, страдающего хроническими заболеваниями. Лица, изъявившие желание воспитывать такого ребёнка, должны иметь реалистическое представление о сущности инвалидности и специфике состояния здоровья и развития ребёнка, принимаемого ими в семью. Они должны иметь адекватное представление о характере лечения и психосоциальной реабилитации депривированного ребёнка-инвалида, а также уметь оказать ему необходимую помощь в процессе обучения и социального развития. Важным элементом подготовки будущих профессиональных родителей к психолого-педагогическому взаимодействию с больным ребёнком является осознание ими возможности сформировать у них установку на успешную реабилитацию. Обучение кандидатов в приемные родители предполагает профилактику типичных ошибок семейного воспитания ребёнка-инвалида. В содержание обучающих занятий с профессиональными родителями включаются вопросы взаимодействия приёмного ребёнка с родными детьми в приемной семье. Кандидаты в профессиональные родители должны владеть приёмами и способами установления сотрудничества между детьми и профилактики детской ревности. Такая работа способствует преодолению страха и недоверия в общении со взрослыми, формированию у них доверия ко взрослым и другим детям. В ходе проведения тренинговых занятий с кандидатами в приемные родители целесообразно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы с учётом специфики конкретной педагогической ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого. Далее предлагаются разработанные специалистами СППС примерные тематика и содержание социально-педагогических практикумов для подготовки кандидатов к выполнению функций приемных родителей, которые могут быть использованы в практической работе. Тематика и содержание подготовки приемных родителей 1. Нормативно-правовые основы создания приемной семьи. Гарантии прав и интересов ребёнка в международных и государственных документах. История возникновения приемных семей. Цель создания, сущность и задачи приемной семьи. Нормативно-правовая основа создания и функционирования приемной семьи. Участники воспитательного процесса в приемной семье, их права и обязанности. Оформление правового статуса приёмной семьи. Оформление договора о передаче ребёнка в приемную семью. Государственная забота о приемной семье в Республике Беларусь. 2. Особенности развития и формирования личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Причины сиротства. Понятие о депривации и её последствиях для дальнейшего развития и личностного формирования ребёнка на различных возрастных этапах. Особенности социального развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Социальный опыт ребёнка из асоциальной семьи и его влияние на формирование социальных навыков. Специфика опыта жизнедеятельности воспитанника интернатного учреждения. 3. Организация процесса создания приемной семьи. Функции интернатного учреждения (органа опеки и попечительства) передающего ребёнка на воспитание в приемную семью. Функции профессиональных родителей в формировании личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Требования, предъявляемые к родителям-воспитателям. Воспитательные установки и межличностные отношения, создание благоприятного психоэмоционального климата в приемной семье. Знакомство с ребёнком и установление контакта с ним в процессе организации приемной семьи. 4. Психолого-педагогические условия развития и формирования личности ребёнка в приемной семье. Сущность и взаимосвязь процессов воспитания, развития и формирования личности ребёнка. Социализация и социальная адаптация ребёнка. Приемная семья как первичный институт социализации ребёнка. Возрастные особенности развития и формирования личности ребёнка. Функции семейного воспитания на разных этапах развития и формирования личности ребёнка. Ролевая структура приемной семьи. Права и обязанности родителей-воспитателей и ребёнка в семье. Понятие о родительской позиции в приемной семье. Нарушения родительской позиции в семье и их последствия для формирования личности ребёнка и его социализации. Профилактика трудновоспитуемости ребёнка в семье. Создание в приемной семье условий для успешной подготовки и последующего обучения ребёнка в школе. Помощь ребёнку в процессе его школьного обучения. Взаимодействие школы и приемной семьи в процессе развития и формирования личности ребёнка. 5. Адаптация ребёнка в приемной семье. Особенности адаптивности и сущность процесса адаптации ребёнка в приемной семье. Его приспособление к нормам семьи в системе семейных взаимоотношений. Этапы адаптации ребёнка в приемной семье. Его ознакомления с системой семейных отношений и установление равновесия. Этап экспансии ребёнка в процессе его адаптации в приемной семье. Установление контакта с ребёнком в период его возврата к привычным формам поведения. Проявления псевдоадаптации ребёнка и создание условий для интериоризации им семейных ценностей. Привыкание ребёнка к системе внутрисемейных отношений. Уподобление как завершающий этап адаптации в приемной семье. Признаки и показатели адаптированности ребёнка в системе внутрисемейных отношений приемной семьи. Условия успешной адаптации ребёнка в приемной семье. Взаимодействие родителей-воспитателей с ребёнком на разных этапах его адаптации в семье. 6. Способы организации межличностного взаимодействия с ребёнком в сложных педагогических ситуациях. Причины отклонений в поведении ребёнка в приемной семье. Трудности в установлении эмоционального контакта с ребёнком в приемной семье и их преодоление. Эмоциональные препятствия и повышенная мотивация у ребёнка в процессе общения с примеными родителями. Эмоциональные блокировки, вызванные ранними переживаниями, и психогигиена общения с ребёнком. Методика общения и установления доверительных отношений с депривированным ребёнком. Особенности познавательной деятельности депривированного ребёнка. Трудности в обучении приемного ребёнка, оказание ему помощи в их преодолении в условиях приемной семьи. Профилактика трудностей в обучении депривированного ребёнка. 7. Воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в неполной приемной семье. Образ жизни и материальное положение женщины, принявшей на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Иерархия мотивов принятия ребёнка на воспитание. Значение социального окружения для неполной приемной семьи. Особенности формирования у ребёнка привязанности ко взрослому в неполной приемной семье. Родительская позиция в неполной приемной семье и профилактика проблем в сфере межличностных отношений. 8. Особенности воспитания и социализации ребёнка-инвалида (ребёнка, страдающего хроническим заболеванием) в приемной семье. Понятие об инвалидности. Инвалидность в детском возрасте. Специфика развития и формирования личности ребёнка-инвалида. Лечение и психосоциальная реабилитация депривированного ребёнка-инвалида. Воспитание ребёнка с ОПФР в приемной семье и оказание помощи в его обучении. Комплексная помощь ребёнку-инвалиду и функции приемных родителей. Социализация и социальная адаптация депривировнного ребёнка-инвалида в приемной семье. Профилактика типичных ошибок семейного воспитания ребёнка-инвалида. Сущность, клиническая картина хронического заболевания и его влияние, на развитие ребёнка. Организация процесса воспитания ребёнка, находящегося на воспитании в приемной семье, с учётом хронического заболевания и его последствий. Организация медицинской помощи ребёнку, находящемуся на воспитании в приемной семье. Одним из ярких примеров эффективной программы подготовки кандидатов в приемные родители является Программа профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей, разработанная Национальным центром усыновления Министерства образования РБ (см. приложение А к лекции). Таким образом, содержание подготовки кандидатов в приемные родители обусловлено тем, что воспитание ребенка, который имеет «в багаже» опыт проживания в интернатном учреждении или в неблагополучной семье, требует от приемных родителей определенных знаний и умений. У профессиональных родителей-воспитателей должны быть сформированы осмысленные установки в отношении воспитания своего будущего «неизвестного» ребенка, коммуникативные и практические навыки по решению детских проблем, готовность к соответствующей воспитательной деятельности. Главной задачей приемных родителей является создание условий для развития индивидуальности ребенка, реабилитации его после стрессовых ситуаций, оказание ребенку заботы и внимания, помощь ему в ощущении своей нужности другим людям. Научить этому приемных родителей должны прежде всего специалисты: психологи, социальные педагоги, медицинские работники, инспекторы по охране детства. Среди форм работы в этом направлении специалистами используются социально-педагогические практикумы и психологические тренинги, тренинги-дискуссии, консультации, работа телефона доверия психологической службы и др. ПРИЛОЖЕНИЕ А
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |