КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартизации и подтверждению соответствия
Техническое законодательство как основа деятельности по
Техническое законодательство – одна из форм регулирующей деятельности государства. Регулирующую деятельность государства можно условно разделить на три вида: - экономическое регулирование (посредством налогообложения, разного рода сборов, тарифов, преференций) - техническое регулирование (путем разработки норм, обеспечивающих как защиту здоровья людей, безопасность, охрану окружающей среды, так и научно-технический и социальный прогресс) - административное регулирование (путем установления определенных требований, порядка лицензирования, регистрации, сбора информации) Такое деление достаточно условно, так как все эти виды регулирования, как правило, взаимно дополняют друг друга и применяются комплексно. Мы будем говорить о техническом регулировании. Рассмотрим для примера структуру технического регулирования в Евросоюзе. Она включает в себя три взаимосвязанные и дополняющие друг друга части: 1 часть – это Законы общего действия и Технические законодательные акты, называемые в ЕС Директивами ЕС, которые относятся к отдельным видам продукции. Они содержат обязательные требования к продукции на всех стадиях ее жизненного цикла и обеспечивают защиту здоровья людей, безопасность, охрану окружающей среды. 2 часть технического регулирования представлена стандартами, которые содержат рекомендуемые (не обязательные) требования к продукции, работам, услугам. В отличие от Законов и Директив стандарты применяются на добровольной основе. Однако стандарты не могут противоречить Законам. 3 часть – подтверждение (оценка) соответствия (обязательное или добровольное) продукции, работ, услуг обязательным и рекомендуемым требованиям.
Европейская структура принята за основу при формировании системы технического регулирования в России. 1 июля 2003 г. в России вступил в силу Федеральный Закон «О техническом регулировании».
2.1 Формирование структуры технического регулирования в СССР и России
Рассмотрим, что представляла собой система технического регулирования в СССР и РФ до 2003 г. и зачем понадобилось ее реформирование. Структура технического регулирования в СССР в предвоенные годы выглядела следующим образом: Первый уровень законодательства (правовых отношений) – это Законы Верховного Совета СССР. В них определялись основные целевые установки, которые затем развивались в Постановлениях правительства. Например, 10.11.1970 принято Постановление Совета Министров СССР «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» Вторая часть структуры технического регулирования – стандарты. Для руководства работами по стандартизации был создан Комитет стандартов, который впоследствии был преобразован в Госстандарт (Государственный комитет по стандартизации). Стандарты разрабатывали министерства и ведомства, создававшие продукцию. Они включали полную характеристику продукции. Выполнение стандартов было обязательным. У многих людей старшего поколения перед глазами запись: «не соблюдение стандарта преследуется по закону». В условиях плановой системы стандарты были важным средством централизованного воздействия на экономику. Третья часть технического регулирования – оценка соответствия была представлена государственным надзором, ведомственным контролем, приемкой продукции отделом технического контроля (ОТК), актами приема в эксплуатацию объектов строительства, а также государственной аттестацией продукции по категориям качества.
Таким образом, в предвоенные годы в СССР была создана структура технического регулирования, адекватная централизованной плановой экономике. После Войны законодательная и организационная база технического регулирования получила дальнейшее развитие. Была значительно укреплена материальная база Комитета стандартов, образованы научно-исследовательские институты: - по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) - классификации и кодирования технической информации (ВНИИКИ) - стандартизации (ВНИИС) - стандартизации общей техники (ВНИИСОТ) - повышения квалификации специалистов (ВИСМ) и др.. Во всех крупных регионах страны были созданы территориальные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) – всего 24 центра. Таким образом, к 1990 г. в наследство новой России досталась развитая система стандартизации и метрологии, разветвленная сеть территориальных органов, научно-исследовательские институты, материально-техническая база для проведения испытаний, высококвалифицированные кадры, работающие в этих структурах.
Следующий этап развития технического регулирования относится уже к постсоветской России. Учитывая новые экономические и политические реалии, в 1992 -1993 г.г. был разработан ряд законов для формирования законодательной основы новой системы технического регулирования. Верховным Советом РФ в 1992 г. был принят Закон: «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Законы: - О стандартизации - Об обеспечении единства измерений - О сертификации продуктов и услуг. Если раньше все требования стандарта были обязательными, то теперь в соответствии с Законом «О стандартизации» лишь часть требований осталась обязательной. Они касались безопасности продукции, технической и информационной совместимости продукции, взаимозаменяемости, обеспечению единства измерений, а также обороноспособности страны. Другие требования стандартов стали рекомендуемыми (добровольными). В отличие от предыдущей системы для разработки стандартов были созданы Технические комитеты по стандартизации, в состав которых входили и производители, и потребители продукции. В соответствии с Законом «О сертификации» была введена одна из форм оценки соответствия – сертификация продукции, работ, услуг. В настоящее время сертификация стала привычным и популярным инструментом рыночной экономики.
С таким багажом подошла система технического регулирования России к началу разработки ФЗ РФ «О техническом регулировании».
2.2 Основные положения ФЗ «О техническом регулировании»
Закон был принят в 2003 г. Он развивался, совершенствовался, изменялся. Последняя редакция закона принята в 2009 г. Процитируем определение «Технического регулирования», приведенное в ФЗ: «Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления и применения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия». Сравним этот текст с приведенной выше структурой технического регулирования в ЕС. Мы видим те же 3 части: 1 – установление обязательных требований на всех этапах жизненного цикла продукции (производства, эксплуатации, хранения и т.д.) 2 – установление требований к продукции, работам, процессам, услугам, применяемым на добровольной основе 3 – оценка соответствия продукции, работ, услуг обязательным и / или добровольным требованиям. В Законе установлен новый вид нормативного документа – Технический регламент. Технические регламенты принимаются в виде Федеральных законов, Постановлений правительства и в исключительных случаях – Указами Президента. Они содержат требования к продукции, обязательные для выполнения предприятиями всех форм собственности на территории РФ. (Работы и услуги не входят в объекты обязательного регулирования). Стандарты становятся вторым (следующим) уровнем нормативных документов и исполняются на добровольной основе.
Закон устанавливает также формы обязательного и добровольного подтверждения соответствия. Особо подчеркивается, что если международным договором РФ в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ, то применяются правила международного договора. Действие ФЗ не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности. Согласно ФЗ структуру технического регулирования в РФ можно изобразить следующей схемой 3. Далее основные этапы этой схемы будут рассмотрены более детально.
Техническое регулирование _________________________ ↓__________________________ ↓ ↓ ↓ Установление, Установление Оценка применение требований соответствия и использование в добровольных обязательных стандартах требований в Технических регламентах
Схема 3 – Структура технического регулирования в РФ согласно ФЗ «О техническом регулировании»
Заключая раздел о техническом регулировании, можно сказать, что пройдена определенная дистанция, так называемого, переходного периода – начало технического регулирования. Реализация норм, заложенных в ФЗ «О техническом регулировании», неизбежно сталкивается со значительными трудностями, так как они пока не согласованы с другими нормами административного, уголовного и гражданского законодательства РФ.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |