КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический идеал и его конкретный исторический характер
Ценностный характер цели в современной педагогике Воспитательный процесс носит целенаправленный характер, а цели определяются ценностными установками, господствующими в обществе, т.е. выделяется так называемая система социально-педагогических ценностей. Такой принцип сложился и начал проявляться с момента существования государства, когда одна группа людей руководит другой. «Система ценностей определяет цель воспитания» сложилось в XX веке. Пример: Американцы заявили о создании разумного общества, а цель воспитания – воспитание эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. В настоящее время в отечественной педагогике сложилось убеждение, что цель воспитания должна основываться на гуманистических ценностях. На начало XX группы ценностей стали систематизированы: 1) Все человеческие или общечеловеческие ценности 2) Общественные ценности (государственные ценности – патриотизм и т.д.). Формируются в процессе взросления 3) Этнокультурные, исторические ценности 4) Ценности семьи. Семья трактуется как самая надежная ячейка. Ее потенциал не измерим 5) Личностные ценности. Они многовариативны 6) Ценности референтной группы (образуются ко 2-3 году) 7) Педагогические ценности 8) Ценности образовательного учреждения (корпоративные) 9) Ценности воспитательного сообщества
В любом обществе существуют идеалы. Идеал – первообраз совершенства, т.е. наиболее ценное и величественное в культуре и искусстве отношение, часто применяемое как альтернатива действительности. Идеал личности – это представление об идеальном человеке. Первые представления об идеальном человеке закреплены в фольклоре. Эти представления часто очень близки у разных народов.
Платон выделил 3 группы добродетелей: истина, добро и красота. Ушинский писал, что «Особенности воспитания, его идеалы зависят не от случайных обстоятельств, но выходят из более глубокого источника, из особенной идеи воспитания, которая составилась у каждого народа. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях». Педагогический идеал носит конкретный исторический характер (в зависимости от ситуации). Педагогический идеал может быть реальным и высоким. В конкретное время могут быть идеалы, появившиеся от времени. Идеалом современной отечественной педагогики является гармонично развитая личность. Гармония характеризуется следующими чертами. 1) Единство воспитания и самовоспитания 2) Единство когнитивного эмоционального и поведенческого 3) Гармонией разнонаправленных воспитательных воздействий
Содержание процесса воспитания План: 1) Сущность содержания воспитания 2) Формирование мировоззрения личности 3) Характеристики интеллектуальной культуры личности 4) Нравственная культура личности и ее характеристика 5) Формирование эстетической культуры личности 6) Трудовая культура и профориентация личности 7) Структура и характеристика физической культуры личности
Творческое задание № 3 Проанализируйте 3 воспитательные ситуации (описать 2-3 предложениями ситуацию), выделив в их структуре цель, содержание, метод и средства воздействия воспитателя и воспитанника, а также предложив свой аргументированный способ решения. К примеру, драка в школе, кто-то выдрал цветы в клумбе, чтобы сделать подарок.
Сущность содержания воспитания Научные факты, понятия теории, т.е. знания, на которых основывается общественный опыт, культура, поведение личности. В настоящее время изменяется концепция процесса воспитания. Содержанием процесса воспитания является формирование базовой культуры личности.
Содержание базовой культуры личности включает в себя мировоззрение, интеллектуальную, эстетическую, нравственную, трудовую и физическую культуры (в обязательном порядке) и другие виды физической культуры (в зависимости от индивидуальных особенностей). Структуру содержания воспитания составляют следующие компоненты: 1) Ценности – это что-то наиболее ценное и значимое в жизни человека, оцениваемое в плане добра и зла, истины и не истины, прекрасного и безобразного. Ценность присваивается личностью, проходит через каналы чувств и эмоций, т.е. наполняется личностным смыслом. Ценность становится регулятором нашей личностной деятельности и поведения. Соединение ценностей с эмоционально-чувственной сферой способствует формированию отношений. 2) Т.о. эмоции, чувства и отношения – второй компонент содержания воспитания. В любом обществе складываются нормы поведения, у личности формируется набор личностных ценностей и личностного опыта. При их соединении формируется определённый опыт деятельности, опыт поведения личности. Опыт поведения формируется в процессе воспитания. 3) Т.о. третьим компонентом является содержанием является опыт поведения. Минимальным элементом является поступок. Опыт формируется в процессе воспитания. Существуют различные модели формирования поведения: репродуктивное (человек поступает по образцу), ритуальное (на основе когда-то усвоенного образца, порядка), осознанное, концептуальное (на основе модели вдохновения, по сути спонтанное), сиюминутное (похоже на предыдущее, оно вообще ничем не определяется, без причины). В современной педагогике содержание процесса воспитания чаще всего рассматривается в виде двух методологических подходов: аксиологического и деятельностного. С позиции аксиологического подхода содержание воспитания рассматривается как интериоризация ценностей личностью, как работа личности по переработке ценностей (переносит акцент на личность воспитанника). В рамках деятельностного подхода содержание воспитания рассматривается с позиции деятельности воспитателя (через делание воспитателя).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |