Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гештальт - группы

1. Основные понятия:

Гештальт - организация частей, составляющих целое, которую нельзя изменить без ее разрушения.

а) Фигура и фон - важные события стоят на первом месте, остальное отодвигается в нашем сознании на задний план. В основе гештальтпсихологии лежит положение, что человек функционирует на основе принципа саморегуляции (осознания потребностей, идущих как извне, так и изнутри, а все остальное является фоном). Как только потребность удовлетворена, гештальт теряет свою значимость, отступая на задний план. Таким образом, формируются ритмы формирования и завершения гештальтов. Если гештальт не реализован, то это может явиться причиной многих неразрешенных личностных проблем.

б) Осознание и сосредоточенность на настоящем. Для удовлетворения своих потребностей личности необходимо постоянно быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Существует еще средняя зона, зона фантазий, в которой личность работает с зонами прошлого и будущего, но не настоящего.

в) Противоположность - полярность оценок, противоположность чувств. Противоположность не является противоречием, а есть различие, которое формирует гештальт. Осознавая противоположность, мы осознаем самих себя и свои желания.

г) Функции защиты - уход от проблем, когда реакции защиты прерывают наш контакт с окружающей средой. Индивидуум как бы снижает свой уровень осознания до тех пор, пока опасность извне не минует. Отмечается несколько уровней защиты:

- слияние (характерно для невроза): личность не может определить, где кончается его Я и начинается Я другого человека;

- ретрофлекция: происходит резкий поворот личности на себя, отношение к себе как к постороннему, конфликт внутри Я;

- интроекция: тенденция присваивать чужие убеждения и установки других людей без должной критики, без попыток изменить их;

- проекция: тенденция переложить причины и ответственность за то, что происходит с личностью, на окружающий мир.

д) Зрелость - состояние оптимального здоровья, когда человек находит источники энергии в самом себе. При этом происходит мобилизация своих ресурсов для преодоления страха. Личность может пойти на риск, чтобы вырваться из жизненного тупика.

2. Основные процедуры:

а) Общие требования к руководителю и процессу занятия: использование "горячего" места для одного из членов группы с целью анализа его проблем; работа по принципу "здесь и теперь"; руководитель не интерпретирует, а следует за рассказом пациента; группа является источником поддержки для пациента; группа является местом, где происходит переживание члена группы в настоящий момент; группа также является драматизирующим фактором в работе с индивидуумом.

б) Расширение осознания внешней и внутренней зон. Приемы следующего содержания: "Сейчас я осознаю..." (с открытыми и закрытыми глазами).

в) Интеграция противоположностей необходима для формирования и завершения гештальтов. Процесс интеграции зависит от способности индивида четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением для того, чтобы удовлетворить свою мотивацию. Член группы должен четко разграничивать окружение и свое Я и уметь описывать различные аспекты Я.

г) Усиление внимания к чувствам. Цель - помочь члену группы завершить построение травмирующий его гештальт, чтобы уменьшить власть прошлого и вести себя адекватно в настоящем. Помогают приемы разыгрывания ролей и невербальные поведенческие реакции.

д) Работа с мечтами. Трехступенчатая работа с мечтами: перенос мечты на реальную основу; повторное присвоение отчужденных фрагментов личности и рассказ своей мечты от лица действующих фигур и объектов.

е) Принятие ответственности за самих себя. Используется прием непосредственного обращения к другому человеку в первом лице, а не в третьем. Ответственность личности выражается в глаголах "хочу, не хочу, выбираю".

ж) Преодоление сопротивления. В процессе групповой динамики преобразовать сопротивление в осознание самого себя. Используется ряд приемов, например, испытание мышечного напряжения, глубокого дыхания, методики "двух стульев" - поспорить с той частью тела, которая находится в напряжении.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Группы встреч | Психодрама
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.