Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демографическая политика в СССР




В советский период принимаемые меры в области демографической политики касались в основном регулирования брачно-семейных отношений.

В 1830 году был повышен возраст вступления в брак - до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

В 1917 году начинается реформирование брачно-семейного законодательства, были приняты декреты «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния», «О расторжении брака».

В 1926 году установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин – 18 лет.

В 1918 году принят новый Семейный Кодекс, в котором впервые в мире на законодательном уровне были установлены равные права мужчин и женщин в семье, брак не предполагал никаких кабальных финансовых обязательств обеих сторон по отношению друг к другу и мог быть ликвидирован по их желанию.

В 1920 году были официально разрешены аборты, в 1936 году – снова запрещены и разрешены только в 1956 году. Постановление от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских ясель и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» способствовало укреплению семьи, усложнению процедуры расторжения брака, но, в то же время, означало усиление контроля государства за семейными отношениями.

В 1944 году было принято новое законодательство о семье, которое еще более усложнило процедуру развода (стала довольно дорогостоящей), были увеличены пособия на детей в семье, введен налог на бездетность, восстановлено понятие «незаконнорожденный».

В 1968 году принят новый Закон о семье и браке, в котором подчеркивалась необходимость регистрации брака.

В 1985 году стартует антиалкогольная компания, принято постановление ЦК КПСС «О мерах по искоренению пьянства и алкоголизма». В то же время запретительные меры сочетались с мерами по улучшению здоровья и образования, повышению занятости и культурного уровня населения.

Особенно большое значение имело принятие в 1981 году постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» и «О мерах по дальнейшему улучшению социального обслуживания населения», ознаменовавшее новый этап демографической политики. В данных документах предусматривались меры: по рациональному сочетанию общественного и семейного воспитания детей,

облегчению положения работающих матерей,

уменьшению дифференциации уровня жизни семей в зависимости от числа детей,

созданию благоприятных условий для молодых семей.

Так, для создания более благоприятных возможностей для материального ухода за новорожденными и малолетними детьми для работающих матерей при наличии общего трудового стажа не менее 1 года, и женщин, обучающихся отрывом от производства, был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года.

Наряду с таким отпуском, работающие женщины имели право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.

Для повышения материального благосостояния семей с детьми была введена выплата государственного единовременного пособия работающим или обучающимся с отрывом от производства матерям – в размере 50 рублей при рождении первого ребенка и 100 рублей – второго и третьего ребенка. Если мать не работала и не училась, то единовременное пособие в размере 30 рублей выплачивалось работающему или обучающемуся отцу.

При рождении двух детей пособие выплачивалось на каждого ребенка в таких же размерах, как при рождении второго и третьего ребенка.

Для оказания материальной помощи семьям с большим числом детей выплачивалось государственное ежемесячное пособие многодетным семьям (введено в 1970 году) – размер пособия не зависел от доходов семьи и назначался начиная с рождения 4-го ребенка. Право на пособие имели как работающие, так и неработающие матери, при рождении 4-го и последующих детей выплачивалось как единовременное, так и ежемесячное пособие.

Был повышен размер пособия одиноким (не состоящим в браке) матерям на содержание и воспитание детей (введено с 1 декабря 1981 года), выплачивалось на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет.

С 1 января 1984 года в ряде регионов страны вводилось пособие на детей из малообеспеченных семей.

Приняты меры по улучшению жилищных условий семей с детьми и молодоженов, им предоставлялось преимущественное право при получении жилой площади; нуждающимся в жилье молодоженам, вступающим в первый брак до 30 лет, предусматривалось предоставление комнаты и молодым семьям при рождении ребенка в первые три года брака – однокомнатной квартиры.

Предприятиям и организациям было разрешено предоставлять за счет фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства одному из супругов до 30 лет, проработавшему не менее 2 лет, беспроцентной ссуды со сроком погашения 8 лет на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством.

Ссуду было предусмотрено выдавать при наличии в семье одного ребенка, при рождении второго и третьего – в счет ссуды засчитывалась определенная сумма.

Признавалась целесообразность отмены взимания с молодоженов налога на малосемейных граждан в течение 1-го года брака.

Освобождались от платы за содержание детей в дошкольных учреждениях семьи со среднедушевым доходом ниже определенного уровня.

Работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставлялись: дополнительный 3-х дневный отпуск, право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель.

Предусматривались также меры по развитию сети детских дошкольных учреждений, школьных групп с продленным днем, пионерских лагерей.

 

Современная демографическая политика Российской Федерации.

Новые задачи реализации современной демографической политики в Российской Федерации были впервые поставлены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 года:

оказание материальной поддержки семьям при рождении и воспитании детей,

развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (учреждений родовспоможения и дошкольных учреждений),

стимулирование устройства в семьи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

снижение смертности, в первую очередь от управляемых причин и заболеваний, определяющих высокую смертность населения, а также профессиональных заболеваний.

Приоритетные направления демографической политики РФ определены в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. №1351.

Ее реализация направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. №170-р утвержден План мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской федерации на период до 2025 года.

Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

 

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным;

сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;

сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения.

 

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;

проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.

 

Решение задачи по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:

формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;

разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;

создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;

разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.

 

Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:

усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях;

развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

 

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:

развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов).

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года включает три этапа.

С принятием Концепции началась работа по дальнейшему формированию и развитию законодательства, направленного на создание условий для снижения смертности и повышения рождаемости, поддержку семьи, формирование здорового образа жизни, с 2006 года начата реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

Приняты Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака», Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. №2128-р).

С 2007 года вступили в силу Федеральные законы, направленные на реализацию положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 года в части стимулирования рождаемости и государственной поддержки семей, имеющих детей, предусматривающие следующие меры.

1. Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 700 рублей до 40% от утраченного заработка, но не менее 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на второго и последующих, и не более 6000 рублей на одного ребенка для работающих граждан;

введение выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет в минимальных фиксированных размерах для неработающих граждан;

выплаты осуществляются в соответствии со ст. 1 и 2 ФЗ от 5 декабря 2006 года №207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»;

2. компенсация части родительской платы за содержание ребенка в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 20% внесенной родительской платы за посещение дошкольного учреждения первым ребенком, 50% – вторым ребенком и 70% - третьим и последующими детьми;

в целях оказания финансовой помощи субъектам РФ в проведении данного мероприятия предусматриваются межбюджетные трансферты из средств федерального бюджета (субсидии бюджетам субъектов РФ);

3. установление единовременного пособия в размере 8000 рублей при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, опека, приемные родители);

в настоящее время размер пособия составляет 9600 рублей;

4. обеспечение во всех субъектах РФ минимального размера денежных выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье в размере не менее 4000 рублей, а также заработной платы приемным родителям в размере не менее 2500 рублей;

в соответствии с Семейным кодексом РФ полномочие по определению размера этих денежных средств относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

5. предоставление в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. рублей;

размер капитала индексировался 6 раз; в 2009 году – 312 тыс. рублей, в настоящее время составляет 343,4 тыс. рублей;

женщинам, родившим (усыновившим) после 1 января 2007 года второго и последующего ребенка, предоставляется государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, который может быть направлен, начиная с 1 января 2010 года (т.е. по достижении ребенком возраста 3 года) на следующие нужды:

- приобретение жилья на территории РФ,

- формирование накопительной части трудовой пенсии женщины,

- получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством РФ осуществляется бесплатно, любым ребенком;

размер капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции;

суммы материнского капитала освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц;

выдачу сертификатов и распоряжение средствами материнского капитала осуществляют отделения Пенсионного Фонда РФ.

В качестве антикризисных мер по двум временным направлениям выплаты из средств материнского капитала начались с 2009 года – на погашение жилищных кредитов и единовременную выплату наличными 12 тыс. рублей.

Имеется опыт принятия дополнительных мер поддержки семей с детьми в виде областного материнского (семейного) капитала (Смоленская область).

Актуальным является расширение направлений использования материнского капитала.

6. Развитие медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и послеродовой период, а также в период диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на основе родового сертификата.

Предоставление медицинской помощи женщинам на основе родового сертификата осуществляется с 2006 года.

Средства на финансирование этой программы предусмотрены в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования РФ.

В учреждениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, от 35% до 45% средств, а в учреждениях, оказывающих стационарную помощь женщинам в период родов, от 40% до 55% средств направляется на оплату труда медицинского персонала.

С 2007 года впервые предусматривается расходование средств учреждений здравоохранения, в которых оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, на обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20-33% средств, перечисленных учреждению на основе родового сертификата.

Предусмотрено также расходование средств, полученных учреждениями здравоохранения на основе родовых сертификатов, на оснащение медицинским оборудованием, дополнительное питание беременных женщин и кормящих матерей.

В 2007 году дополнительно введен талон №3 к родовому сертификату, предусмотренный на оплату услуг учреждениям здравоохранения, осуществляющим диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни.

Впервые в стандарте диспансерного наблюдения за ребенком первого года жизни предусмотрено проведение УЗИ-скрининга всех органов и систем и расширение аудиологического скрининга, что позволит на ранних сроках диагностировать функциональные нарушения и заболевания, своевременно выявлять детей группы риска, проводить необходимые реабилитационные мероприятия.

7. Первоочередные меры по снижению смертности от управляемых причин, заболеваний, определяющих высокую смертность населения, а также профессиональных заболеваний.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» проводятся мероприятия по:

развитию первичной медико-санитарной помощи;

укреплению кадрового потенциала лечебных учреждений первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов (осуществление денежных выплат медицинскому персоналу, подготовка и переподготовка кадров);

развитию материально-технической базы муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений и учреждений скорой медицинской помощи;

профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации населения, обследованию новорожденных детей;

дополнительной диспансеризации граждан, работающих в бюджетной сфере и занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, дополнительной оплате амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам и работающим гражданам;

строительству новых центров высоких медицинских технологий, оказанию высокотехнологичной помощи на основе государственного задания.

С 2008 года расширена программа приоритетного национального проекта «Здоровье» в части мер, направленных на снижение смертности от управляемых причин.

1. Обеспечение своевременности оказания и совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП: оснащение медицинским оборудованием медицинских учреждений, оснащение реанимобилями отделений скорой медпомощи, расположенных вдоль федеральных автодорог.

2. Совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях: повышение уровня диагностики при отравлениях, создание сети токсикологических центров и отделений.

3. Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями: создание федеральных центров высокотехнологичной помощи по профилю «сердечно-сосудистая хирургия».

4. Снижение смертности, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве: создание системы оценки влияния условий труда на здоровье работников и системы управления профессиональными рисками, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

5. Совершенствование медицинской помощи беременным женщинам, включая строительство перинатальных центров и оснащение учреждений родовспоможения оборудованием для выхаживания новорожденных.

Планируется строительство 20 перинатальных центров.

 

В целях усиления профилактического звена здравоохранения по всей России принято решение открыть более 500 Центров здоровья.

В субъектах РФ должны быть разработаны региональные демографические программы, в которых должны найти отражение дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, направленные:

на создание условий для обеспечения населения жильем,

усиление и расширение системы государственной материальной поддержки семей,

содействие занятости молодежи;

обеспечение доступности услуг детских дошкольных учреждений, осуществляющих поддержку в воспитании и развитии детей.

В субъектах РФ целесообразно повышение размера пособия на детей в возрасте от 1,5 до 16 лет, сохранив при этом критерий малообеспеченности как условие предоставления пособия.

Сложившаяся система дошкольного образования не в полной мере удовлетворяет потребности населения. На сегодняшний день охват детей дошкольного возраста разными формами дошкольного образования составляет 61,5%. В этой связи необходимо использование внутренних резервов системы образования, разработка и внедрение различных моделей дошкольного образования.

Приоритетным направлением деятельности по профилактике социального сиротства является организация профилактической работы с семьями и детьми, развитие института приемной семьи, патронатного воспитания.

Необходимо обеспечить повышение качества и увеличение социальных услуг, предоставляемых семьям и детям, создание системы комплексной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении, организацию информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями, широкую пропаганду различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с активным привлечением региональных и местных средств массовой информации, создание служб, обеспечивающих подбор, подготовку и комплексное сопровождение семей усыновителей, опекунов, приемных и замещающих семей, создание системы предоставления льгот и материального стимулирования семей, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Приоритетными направлениями являются также:

решение проблемы предоставления жилья детям-сиротам,

разработка мер, направленных на создание условий для возвращения женщин, имеющих малолетних детей, в общественное производство;

повышение нравственно-духовных ценностей семьи с привлечением всех институтов гражданского общества.

С принятием ФЗ от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» существенно сократился объем собираемых ЗАГСами сведений при регистрации рождении, браков, разводов и смертей. Необходимо восстановление в полном объеме демографической статистики, в частности, необходимы подробные данные о числе рожденных детей по порядку рождения у матери, о числе детей, остающихся после развода с одним из родителей, о социальных характеристиках родителей и новобрачных и т.д.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие и сущность демографической политики.

2. Методы демографической политики.

3. Принципы демографической политики и их содержание.

4. Приоритетные направления демографической политики Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.