Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические аспекты маргинальной ситуации

Содержание понятия.

Термин введён в социологию американским социологом Р.Парком во вт. пол 20-х гг.XX в. для обозначения социально-психологических особенностей сознания и поведения мигрантов и национальных меньшинств. Он полагал, что маргинальная личность - это «культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группам. Это человек на грани двух культур и двух обществ...» В настоящий момент понятие приобрело весьма расширительное значение и используется для обозначения социального положения, особенностей сознания и поведения личностей и групп, находящихся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений (margo с лат. – межа, граница). Наиболее употребимое определение разработал Т. Шибутани. В соответствии с этим определением люди считаются маргинальными тогда, когда «они находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не входят полностью ни в один из них».

Теоретическое содержание понятия развивается и уточняется, поэтому термин употребляется во множестве смысловых контекстов. Тот или иной теоретико-смысловой оттенок термин приобретает в зависимости от характера исследовательских задач того или другого автора.

Эти теоретические смыслы термина можно локализовать в следующие предметно-проблемные поля.

· Философско-культурологический: маргинальность как ценностно-смысловая «пограничность». Понятие «маргинальность» выражает здесь определённое состояние души - способность находиться на краю, на границе социального бытия и человеческой реальности в целом, коррелирует с понятиями «граница» и «предел», выражает процесс перехода, пересечения границы принятой нормативности или достижения и преодоления предела возможного. В этом контексте маргинальную личность определяли как «чужак» (Г.Зиммель), как «неформал» (А.Фарж, Е.Рашковский, Д.В.Петров), как «полифоничность» мировоззрения, взглядов (В.Шапинский).

· Политологический: маргинальность как характеристика властного потенциала и объёма политических прав социальных групп. Маргиналы – это те, кто находятся далеко от властного центра, на «окраине» государства, отстранены от процесса принятия решений. (Стариков, В. Дахин)

· Социально-экономическое: маргинальность как «незанятость», как ситуация «не при деле». (Попова И.П., Балабанова Е.С.и др.). Социально-экономическая база для появления маргиналов видится в безработице, в структурных изменениях экономики (структуре собственности, профессиональной структуре и др.).

· Социально-психологическое: маргинальность как такое состояние личностного самосознания, для которого характерна проблема идентичности, неопределённости референтных норм поведения. Маргинальная личность – индивид, который интериоризовал ценности двух и более конфликтующих социокультурных систем и испытывающий затруднения в выборе моделей поведения в конкретных социальных ситуациях (Э.Стоунквист)

· Социологическое: маргинальность как характеристика положения человека в социокультурном пространстве. Термин «маргинальность» используется социологами для обозначения специфических особенностей социальной ситуации, группы, личности. Социологический подход к анализу маргинальности характеризуется: во-первых, стремлением к комплексному, системному описанию маргинальных ситуаций, которые возникают в результате действия различных факторов, а значит обладают каждый раз конкретно-индивидуальныи и историческим характером; во-вторых, маргинальные ситуации понимаются как макросоциальные, возникающие как результат трансформации социальной структуры в целом, независимо от начальных или доминирующих причин.

Ø Маргинальная ситуация – совокупность социо-структурных и социо-культурных условий, при которых личность находится на границе между двумя и более социальными общностями и не чувствует себя полноправным членом ни одной из них и затрудняется в выборе моделей поведения.

Ø Маргинальная личность – личность, утратившая и\или отвергнувшая прежнее социальное положение и\или нормы поведения и не принявшая новые.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, или его отчуждением от группы, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Ø Маргинальная группа – совокупность людей, у которых возникли затруднения с идентификацией по традиционным для данного общества статусным позициям или нормам поведения в силу их утраты или непринятия.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

 

Однако маргинал маргиналу рознь: в эту ситуацию можно попасть по-разному, поэтому следует различать:

Формы маргинализации:

· Десоциализация (люмпенизация): перемещение на дно общества, утрата прав и обязанностей, снижение интеллектуального и жизненного уровня (напр. нищие, бродяги, бомжи); традиционные маргиналы;

· Ресоциализация: утрата прежних социальных функций и социального положения при сохранении интеллектуального и профессионального потенциала (возможно и высокого уровня жизни); вытеснение из процесса активной социальной деятельности: производственной, политической, культурной. Это –«новые маргиналы»: безработные, эмигранты и мн. др.

Пути в маргинальную ситуацию:

· Добровольный разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;

· Вытеснение (или насильственный выброс) за пределы активной жизни и законности.

Для современного общества, в том числе и российского более серьёзной проблемой являются «новые маргиналы»: во-первых, их становится всё больше, во-вторых, они обладают значительной потенциальной социальной энергией, которая рано или поздно проявиться, если не в позитивной, то в негативной форме.

 

· Статусная маргинальность. Термин используется для обозначения групп с неопределённым социальным положением, ситуации, когда у личности возникают затруднения с выделением статусных позиций, значимых признаков социальной дифференциации.

Основаниями возникновения статусной маргинальности являются:

Ø Появление значительного числа новых функциональных позиций и утрата значимости старых, что проблематизирует их актуализацию для личности: человек начинает затрудняться в выборе для себя социальных функций и видов деятельности.

Ø Высокий уровень социальной мобильности, приводящей к перманентной смене статусных позиций, а значит – к усилению неопределённости социального положения.

· Нормативная (культурная) маргинальность. Термин используется для обозначения ситуации конфликта группы или личности с общепризнанными культурными нормами, ситуации неопределённости ценностных ориентаций личности.

Основаниями возникновения культурной маргинальности является:

Ø Ситуация аномии - такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним равнодушно или негативно, ситуация релятивизация норм. Эта ситуация возникает при переходе от традиционного к модернистскому обществу.

Ø Потерея культурной идентичности, связанная с быстрым изменением символической структуры общества и ценностно-мировоззренческой структуры личности. Группы, идентифицирующие себя с обществом и его культурой, находятся в более предпочтительном положении по сравнению с маргинальными группами, поскольку они стоят ближе к центру и его институтам, отождествляя себя с теми или иными секторами доминирующей в обществе культуры. Маргинальные группы, не идентифицирующие себя с доминирующей культурой, лишают себя возможности участия в производстве общезначимых ценностей и символических кодов. Тем самым они оказываются выключенными не только из культурных, но и из политических и социально-экономических процессов, которые являются прерогативой центра и центральных институтов.

· Ролевая маргинальность. Термин используется для обозначения ситуации ролевого конфликта, когда личность затрудняется в выборе или реализации (проигрывании) моделей поведения.

Основаниями возникновения ролевой маргинальности являются:

Ø Невозможность или затруднённость перехода от традиционных (привычных) ролей к ролям новой ситуации (структурной или культурной) нежелание или невозможность отказа от привычных ролей неопределённость или неясность ситуации и ожиданий окружающих.

Ø Проигрывание темпорально-маргинальных ролей: временных, промежуточных, нестабильных и т.п. в ситуациях непрерывной смены обстановки, социального и культурного окружения (для «челноков», «коммандировочных», работников по временному контракту и т.п.).

Ø Невозможность находиться или действовать в составе референтной группы – совокупности людей (реальных или представляемых), мнение которых особо значимо для личности. Обстоятельства возникновения:

ü Утрата привычного социального окружения в результате переезда, смены работы, изменения демографического статуса (вступления в брак, развод, переход в другую возрастную категорию и др.) и т.п.

ü Изменение статуса в группе в результате непринятие или отторжение референтной группой личности маргинала; невозможность играть прежнюю или желательную для маргинала роль в группе.

 

· «средовая маргинальность» - неопределённость территориально-пространственного положения. Ситуация, образно выражаясь, когда человек чувствует себя «не на месте» или даже «чужим» в данной местности. Это ситуация несовпадения локусов личностного бытия и объективных характеристик среды, несовпадение личностных и средовых структур – ситуация,

когда личностные структуры (мотивы, установки, смыслы) не совпадают с параметрами среды (ландшафтом, архитектоникой, функциональным назначением, символическим содержанием). При этом возможны два варианта средовой маргинальности: 1)уровень развития личности выше уровня развития среды; 2)уровень развития личности ниже уровня развития среды. В средовой маргинальности следует различать два аспекта: территориальный и пространственный.

Территориальный аспект характеризуется: 1)уровнем развития территории, 2)степенью гомологичности (соответствия, схожести, созвучности) территориально-ландшафтных особенностей – особенностям личности: характеру, уровню развития, интенции и др. Как пишут Н.А. Шматко и Ю.Л. Качанов, «в субъективном семантическом пространстве территорий процесс принятия решений о том или ином поступке «разговаривает» на языке образов: «Я член территориальной общности». Таким образом, можно сказать, что психологическая сущность семантического пространства интериоризованных образов территорий состоит в том, что оно является знаковым прообразом пространства деятельности».[1]

Пространственный аспект характеризуется: 1)социально-функциональными и культурными возможностями среды для самореализации личности, 2)степенью гомологичности ценностно-мировоззренческого контекста (социокультурной атмосферы) духовной жизни города – особенностям личности, ее взглядам, ценностям, ожиданиям.

Сущность средовой маргинальности и её парадокс - в том, что человек попадает в ситуацию, когда находится одновременно в разных местах (фигурально выражаясь, телом – в одном, а душой – в другой); причём, разными частями своей личности он может находиться в разных пространствах. Вот тут-то и возникает проблема средовой идентификации и идентичности и одновременно проблема локуса личностного пространства. На уровне личностного самосознания проблема возникает в форме вопросов: «Какое значение и смысл имеет для меня данное место? Зачем я здесь? Что я тут делаю? Как и почему именно так я отношусь к окружающей меня среде – предметной, символической, территориальной?».

Основаниями средовой маргинальности являются: 1)социальная маргинальность в статусном, нормативном и ролевом аспектах как результат социетальных процессов, 2)миграционные процессы, 3)личностно-биографические процессы: самосовершенствование или деградация личности, 4) символическая динамика архитектоники среды – саморазвитие городской среды и отставание от него личностного роста.

Формы средовой маргинальности: 1)неопределённость образов среды: семантики территории и пространства смыслов, 2)неудовлетворённость средой, 3)непринятие, чуждость среды, 4)враждебность среды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природа бюрократии | Факторы маргинализации и виды маргинальных групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.