Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальность как мир интерсубъективных значений




Мир повседневной жизни социальные феноменологи мыслят как состоящий из набора интерсубъективных феноменов, разделяемых с другими и данных в опыте и интерпретациях других, — “общий всем нам”. Интерсубъективные феномены – это то, что является общим в моём жизненном мире и жизненном мире другого.

Люди в процессе повседневной жизни руководствуются “типическими конструктами”, “типизациями” или просто “типами” ситуаций и типовых действий в этих типовых ситуациях.

Наряду с типизациями, другим ориентиром в повседневной жизни являются релевантные предметы (англ. Relevant – уместный, относящийся к делу) – привычные образы окружающей реальности имеющие для человека личное значение, представления о реальности, обусловленные его запасом наличного знания, «очевидные вещи». Этот запас наличного знания обусловен биографической ситуацией, жизненным опытом индивида – это его здравый смысл. «Здравый смысл – это то знание, которое я разделяю с другими в нормальной, самоочевидной рутине повседневной жизни»(П.Бергер и Т.Лукман). Но не только этим. Большую часть знаний (прежде всего в детстве) мы получаем от «других». Наши представления – это в том числе и представления тех, с кем мы близки, появившиеся у меня «в результате “перенимания-от-другого” того мира, в котором другие уже живут» (П. Бергер, Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. М. 1995, с.211-212).

А. Щюц полагает, что интерсубъективные феномены существуют (возникают) в силу следующих обстоятельств:

· общности (одинаковости) интерпретации явлений реальности – существования релевантных предметов.

· взаимозаменяемости точек зрения Я и Другого в силу существования социальных (групповых) типизаций.

· в силу устойчивости структур взаимодействия, повторяемости типовых моделей поведения, попросту говоря – рутины повседневной жизни. Устойчивость структур жизненного мира выражается и теоретически описывается категорией габитус ( Habitus) – наличие неявных, полубессознательных знаний как представлений о мире и о правилах поведения. Человеческий опыт «соткан» из застывших в схемах результатов прошлой деятельности сознания. Г абитус функционирует как матрица интерпретаций мира повседневной жизни. Полное соответствие интерпретативных схем, строго говоря, не достижимо. Ибо каждая из них с необходимостью детерминирована биографической ситуацией коммуникативного партнера и присущей ему системой релевантностей. Схемы интерпретации мира наших предков, по мнению А.Шюца, с необходимостью отличны от тех, что использовались ими для интерпретации “их” собственного мира.

Исследования этнометодологов - последователей Щюца показали, что наша повседневность конституируется определенными предположениями о нормальности. Они являются настолько само собой разумеющимися, что не замечаются нами и с большим трудом могут быть выявлены и рационализированы. «Правильная» картина мира является одним из возможных вариантов определения реальности. Вопрос о том, которое из конфликтующих определений реальности станет задавать тон в обществе решается властными методами. Лидирующая социальная группа силою навязывает обществу свое видение мира. Власть в обществе присваивает и право продуцировать символическую реальность: у кого увесистее палка, у того больше шансов навязать свою дефиницию обществу. Поэтому философски абстрактный вопрос “Что такое общество?” необходимо дополнять социологически конкретным вопросом - “Кто сказал что оно такое и какой в этом практический смысл?”

Матрица интерпретаций мира в повседневной жизни:

ГАБИТУС

как п

Ф Ф о

Жизненный Общество

Мир - 1 Типизации как Смысловой как в

групповое контекст система

определение ф с

Релевантныепредметы или интерсубъективных

релевантных система д

Жизненный предметов релевантностизначений

Мир -2 н

е

представление Ф Ф в

о мире и правилах

поведения

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.