КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие правосознания-· совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в обществе. Структура правосознания: · правовая идеология, · правовая психология, · правовая коммуникация и информация, · волевое решение о поведении. Функции правосознания: · познавательная, · оценочная, · регулятивная, · информативная, · прогностическая, · идеологическая. Деформации правосознания: · правовой нигилизм, · правовая демагогия, · правовой идеализм, · правовой инфантилизм, · правовой дилетантизм, · перерождение правосознания.
7-8. Социум и право: социальная обусловленность права. Правотворческая социология. Эффективность законодательства.
Социальная обусловленность права- · соответствие, адекватность права регулируемым общественным отношениям, · способность права отражать объективную потребность общества,
Механизм социальной обусловленности права (в позитивизме)– фактические социальные условия, требующие регулирования, отражаются в виде интересов, мотивов, идей в деятельности государственных органов и корпораций в проектах законов и подзаконных актов, корпоративных актов, затем в деятельности законодательных и иных органов.
Правообразующий интерес- · итог согласования различных социальных интересов таким образом, чтобы свобода в реализации одних интересов не ущемляла бы равной меры свободы других субъектов, · итог взаимоувязки частных, групповых и общегосударственных интересов. Пространство правообразующего интереса- поле, где согласовываются и реализовываются по общей для них норме. Формы воздействия на законодателя со стороны групп интересов: · лоббирование, · деятельность политпартий, · прямое давление «улицы».
Эффективность права: · показатель частоты применения уголовных норм (Карбонье, Венгеров, Никитинский), · определяется отношением частоты проявлений отклонений к правомерному поведению (Гейнер, Гирш), · достижение социальных целей, поставленных изданием нормативного акта (Подгурецкий), · вклад закона в укрепление правовых начал и свободы в правовом государстве, · способность правовой системы быстро решать назревающие конфликты в социальных отношениях (оптимизировать уровень конфликтности).
Качество закона: 1. по форме: · адекватность выбора способа правового воздействия, · правильность определения субъектов правового регулирования, · обеспечение должной координации прав и обязанностей, · значимость предусмотренной санкции и поощерения, · наличие и действенность гарантий реализации закона, · вписанность нормы в существующую правовую систему. 2. по социальному содержанию: · адекватность потребностям развития общества, · адекватность потребностям регулируемым отношениям, · способность закона быть инструментом согласования различных интересов, · способность закона оптимизировать уровень социальных конфликтов.
Проблемы качества законодательства в Республике Беларусь: · отсутствие четких критериев в определении вида используемого нормативного правового акта, · неуправляемое правотворчество, · отказ от норм прямого действия, · декларативно-просветительский характер законов, не снабженных санкциями и механизмом реализации, · фактический отказ от отраслевого законодательства, · отсутствие целостной госпрограммы законотворчества, · перевес привилегий над обязанностями.
Социологический подход к изучению правотворчества: · выявление системы факторов правотворчества, · практические рекомендации, · выявление воздействия расслоения общества на правотворчество, · выявляет группы давления, · исследует истинную волю законодателя под декларативными положениями, · мониторинг состояния правовой системы.
Правотворчество как вид социальной деятельности: 1. официальное, 2. теневое нормотворчество. Причины теневого нормотворчества: · отрыв нормы от конкретной исторической реальности, · норма перестает выполнять свои функции, · ее неотмена влечет торможение общественного развития, · население ее игнорирует или пробел в праве, возможность существования неправовых элементов.
Социологическое обеспечение законотворчества: · прогнозирование потребности правового регулирования, · изучение процессов фактической нормативной саморегуляции общества, · разработка концепции правового нормативного акта, · научная экспертиза законопроекта, · законодательный эксперимент, · выяснение отношения населения к правовому нормативному акту, · изучение эффективности введенного правового нормативного акта. Социология законодательства: · предзаконодательная, · законодательная, · послезаконодательная.
Виды социологического законодательного исследования: · информационное изучение, · моделирование, · опрос общественного мнения.
Факторы правотворчества: · экономический, · политический, · экологический, · демографический, · идеолого-психологический, · национальный.
Общественное мнение: · совокупность суждений, оценок, выносимых социальными группами и индивидами по поводу событий, вопросов, · состояние массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым вопросам, · выражается публично, оказывает влияние на функционирование общества и его институтов.
Сложности изучения общественного мнения: · отсутствие методологии по опросу, · нет репрезентативной выборки, · слабая матбаза, · плюрализм общественного мнения, · манипулирование результатами опроса, · дезинформация законодателя, · политизированность исследователей.
9. Понятие и механизм правового поведения. Социология правонарушения.
Признаки правового поведения: · Социально значимое, · Подконтрольное воли и сознанию, · Четко регламентировано правом, · Подконтрольно государству в лице его госорганов, · Влечет юридические последствия. Структура личности: · Интересы, потребности и мотивы, · Ценности и нормы, · Установки, социальные роли и статусы, · Само поведение.
Механизм правового поведения: 1. Потребности и интересы личности, 2. Мотивы, 3. Выбор цели и средств ее достижения, 4. Оценка ситуации, 5. Принятие решения, 6. Поступок.
Варианты деформации: · Искажены потребности и интересы, · Нормальные потребности входят в конфликт с имеющимися возможностями их легального удовлетворения, · Деформация ценностных ориентаций, · Деформация на этапе принятия решения.
Неудовлетворенные потребности как первооснова девиации (Маслоу- иерархия потребностей): А) потребности физического существования, 1. в самосохранении, 2. сексуальные, 3. в свободе, независимости, 4. в движении, в трате физической энергии, 5. в необычном, в адреналине, 6. гедонические потребности, б) материальные, в) социальные, 1. в идентификации, 2. в самореализации, 3. в более высоком социальном статусе, 4. в лидерстве. г) духовные потребности.
Цели противоправного поведения: 1. непосредственное удовлетворение потребностей, 2. реализация отдаленных планов, 3. разрешение личных конфликтов и устранение препятствий к удовлетворению актуальных потенциальных потребностей, 4. уход от исполнения обязанностей.
Условия, сопутствующие правонарушению: · условия жизни и воспитания, · конкретная ситуация, · условия сопутствующие правонарушению.
Слагаемые девиации: 1. субъект, 2. норма, 3. группа реагирования на отклонение.
Роль девиации: · угрожает стабильности общества, · способствует формированию новых норм.
Виды девиаций 1. (по Мертону): · инновационность, · ритуализм, · ретритизм, · бунт. 2. по Лапаевой: · преступления, · преступления без жертв, · отклонения, не противоречащие праву.
Социологическое понимание правонарушения: · многомерный подход, · учет позитивной и негативной роли правонарушений, · введение понятия фактического преступления: 1. анонимное насилие, 2. репрессии, 3. насилия в теневой экономике, 4. насильственное переселение людей. · изучение преступных субкультур, · изучение виктимологических аспектов. Социологические теории преступности: 1. биологическая (Ломброзо), 2. психоанализа (Фрейд), 3. факторный анализ преступности (Ферри, Лист), 4. монистическая (Жоли), 5. этнология индивидуально преступления и дифференцированной ассоциации (Сатерленд), 6. стигмации (Таненбаум), 7. закон насыщения преступностью (Ферри), 8. теория конфликта (марксисты), 9. теория рационального выбора и ситуационной интерпретации преступления, 10. теория нейтрализации (Сайкс, Матз), 11. теория аномии (Дюркгейм). 10. Социология социально-правового конфликта.
Социально-правовые конфликты: · способ существования права, · способ осуществления права, · конфликт, где спор непосредственно связан с правовыми отношениями сторон, · противоборство субъектов права в связи с применением, нарушением, толкованием правовых норм, · нормальная сторона социального взаимодействия.
Специфика юридического конфликта: 1. конфликты чисто юридические, 2. с правовым элементом, 3. конфликты порожденные правовыми коллизиями.
Роль социологии права для оптимизации уровня конфликтов: 1. предотвращение: · право резюмирует уже наиболее разумные способы решения конфликтов, · часто право предписывает обязанности, т.е. бесконфликтный способ поведения. 2. предупреждение: · устранение его причин, · нормативное регулирование, 3. разрешение конфликтов: · именно праву принадлежит ключевая роль для урегулирования конфликтов, · право переводит конфликт из неправовой зоны в правовую.
Способы разрешения конфликтов: · консенсус, · соглашение под давлением внешней силы, · соглашение, навязанное одной из сторон конфликта, · застарелый конфликт теряет актуальность, · приостанавливается, · разрешается гибелью одной из сторон или всех оппонентов.
Право не может решать конфликт, если: 1. ситуация обострена до предела- следует смена всей правовой системы, 2. соответсвующие общественные отношения не подлежат правовому регулированию, 3. действующее законодательство не эффективно выполняет функции.
Объекты воздействия нормы: · причины конфликта, · его развитие, · результаты, · последствия конфликта.
Теории конфликта: 1. теория конфликта в бихевьеристике, 2. социал-дарвинисткие теории (Спенсер), 3. теория классовой борьбы (марксисты), 4. теория позитивно-функционального конфликта (Козер).
Основные функции конфликта: 1. образование групп, установление и поддержание их нормативных и физических границ, 2. установление относительно стабильных структур внутри группы, 3. социализация и адаптация, 4. создание и поддержание баланса сил, 5. получение информации об окружающей среде, 6. стимулирование нормотворчества и социального контроля, 7. создание новых социально-правовых институтов.
Структура конфликта: 1. объект, 2. оппоненты, 3. инцидент, 4. средства борьбы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 778; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |