Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений




Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые можно считать социальными. А социальным называют группу разнообразных качеств и особенностей социальных отношений, введенных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и находящее проявление в их отно­шении друг к другу, к своей позиции в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Объект познания социологии. Истоки зарождения. Социология как наука.

Лекция 1.

Лишь в процессе взаимодействия индивиды оказывают влияние друг на друга и, тем самым, способствуют тому, чтобы каждый из них становился носителем и выразителем каких-то социальных качеств. Именно поэтому социальное взаимодействие, связи, отношения и способ их организации – объекты социологического исследования.

Социологическая наука возникла задолго до её номинального рождения – как только появилось общество, человек начал задумываться о связях внутри него, о правилах и законах и многом другом. Разумеется, тогда понятия ещё не были созданы и формализованы, но уже существовал некоторый сенкритизм – беспорядочное слияние различных представлений о мире, окружающем нас. В дальнейшем уже произошло выявление точной и естественной науки, обособление наук.

Социальная наука является достаточно молодой, номинально она зародилась только в XIX веке, во Франции, когда Огюст Конт представил общественности сам термин «социология», заменив им словосочетание «социальная физика» (обозначение пришло из двух языков: латинского societas – общество и греческого logos – слово). Дело в том, что на тот момент сформировалась потребность в новых подходах, формировании типа социальных явлений. Возникла необходимость создания гражданского общества. Социология стала хорошим ответом на возникшие вопросы. В связи с этим нововведением Огюста Конта считают отцом социологии. На тот момент социология обозначала обществоведение, но, с течением времени, предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.

Огюст Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике Огюст Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

Как было указано выше, социология возникает в конце 30-х — начале 40-х годов XIX века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстания во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей тео­рии, способной прогнозировать, куда движется человечество, на ка­кие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, Карл Маркс и Фридрих Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили ре­шить эту проблему на основе концепции научного социализма, серд­цевиной которой является теория социалистической революции. Огюст Конт и другие «отцы-основатели социологии» — Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер — предложили реформистский путь развития обще­ства. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различ­ными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки реко­мендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

Этими различными идеологическими установками было про­диктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х —40-х годах XIX века. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени, являются открытие клетки немецкими учеными, на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Чаользом Дарвином теории эволюции видов. Для Карла Маркса и Фридриха Энгельса эти теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического материализма, основным элементом кото­рого является учение о диалектике — «алгебра революции», как ее назвал Владимир Ильич Ленин. Для Огюста Конта, Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма эти открытия послужили основой для создания учения об обществе, основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества».

Пока речь шла в основном о социологических условиях и естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и мето­дика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII веках Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Джон Граунт применил их в 1662 году к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика Пьера Симона Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Ев­ропе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определен­ных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов — урбанизации жизни населения. Следствием того была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступно­сти, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда высту­пающие за порядок и стабильность, укрепляется институт обществен­ного мнения, возрастает число различного рода общественных движе­ний, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой — объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Наиболее интенсивно развитие капитализма в то время происходи­ло в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества.

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX века Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 год). Неко­торые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выра­зился Адольф Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статис­тически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

В наше время социальная наука состоит сразу из нескольких сфер: экономика, политология, культурология, социология, психология, история. Им свойственен общий объект исследования – общество, но каждая сфера получает от него знания своего рода.

Итак, проследим этапы зарождения социологической мысли и начнем с античных времен. Считается, что первые идеи в области социологии принадлежат Платону (ученик Сократа). Ему характерно рассмотрение структуры общества, попытки применения математики в этой области жизни.

 

Социология – наука о законах установления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Социологии, как и многим другим социальным наукам, свойственна проблема научности. Она заключается в неоднозначности определения этого знания, как знания научного. Что такое наука? Способ производства, накопления объективного знания об окружающем мире. И если в естественных науках присутствует объективность, доказуемость, то для социальных ближе будет субъективность. Таким образом, возникает проблема объективности социальных наук. Однако Огюст Конт считал, что социология должна развиваться тем же путем, что и естественные науки, несмотря на своё коренное от них различие.

Получается, что место социологии в системе наук определяется, прежде всего, тем, что социология являет собой науку об обществе, а значит и включает в себя общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Социологические методы изучения человеческой жизнедеятельности, его взаимодействий с другими людьми используются во всех остальных гуманитарных науках. А кроме традиционных социологических исследований (о них мы поговорим позже), используется масса других, проводимых на стыке с другими отраслями знаний. Их называют социальными.

В некотором роде социологию можно назвать «генератором» по отношению к остальным общественным наукам, потому что она, в отличие от остальных (истории, например) изучает свойства, присущие для всего общества в целом, повторяющиеся во времени и пространстве. Таким образом, социология изучает то, что становится общим для всех социокультурных явлений: для любых войн, революций, наций, религий и тому подобного. Однако история и социология тесно взаимосвязаны и одно без другого существовать не может.

Рассмотрим взаимодействие социологической науки с некоторыми наиболее основными и ключевыми общественными теориями. Начнем, конечно, с истории, поскольку разговор о ней уже был начат. Ключевое различие заключается в том, что для истории центральными являются необычные события, в своем роде уникальные, а для социологии все-таки каждодневный быт выходит на центральную позицию. Но очень важно отметить, что для обеих наук есть две главенствующие проблемы. Первая заключается в том, что существуют определенные социальные закономерности, а вторая связана с существованием индивидуальных, неповторимых процессов и событий. И тогда мы получаем, что выявить эволюцию субъективно-объективных связей, можно только используя и социологию, и историю одновременно.

Вторая теория, о которой мы будем говорить – политическая экономия. Поскольку основной формой человеческой деятельности является материальное производство и экономическая деятельность, можно сделать вывод, что изменение средств производства или, например, роли или места человека в производственном процессе может очень сильно повлиять на эволюцию социальной деятельности людей. А вот сама трудовая деятельность и её успешность уже зависит от самого человеческого существа, его развития (это уже изучает социология) Поэтому неизбежность взаимодействия социологии с экономикой отрицать сложно.

Такая наука, как политология изучает политическую жизнь общества и политические отношения. Но выявить закономерности политической жизни можно, только основываясь на особенностях, свойственных всему гражданскому обществу, как социальной системе, что изучается посредством социологии. Да и с другой стороны нельзя понять и объяснить общество, если не будет политического влияния от разных режимов.

Кроме того, социология связана с психологией и на стыке этих двух наук тоже образована новая – социальная психология.

Ну и наконец, социология имеет тесную взаимосвязь с философией. Самое важное отличие заключается в том, что философия не может непосредственно перерабатывать конкретные данные общественной жизни, объективную реальность, этим собственно социология и занимается. Но практически все философские законы и категории используются для изучения и понимания социологии общества, связей, отношений между людьми, социальных действий и остального. Собственно говоря, социология, как и многие другие науки, выделилась из философии и даже после обозначения социологии как отдельной науки довольно продолжительный период работы социологов очень напоминали труды социальных философов. Дело в том, что у социологии и социальной философии очень широкая область совпадения объекта изучения, различия, в основном, представлены в предмете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.