КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет №21. Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Понятие механизма государства неоднозначно, определяется в науке в силу сложности и в связи с существованием известного плюрализма в подходе к его анализу. Это явилось причиной использования двух понятий: механизм государства и аппарат государства. Длительная научная дискуссия не смогла выработать единого представления о механизме государства, поэтому существует несколько точек зрения в его понимании: 1. Неправомерно отождествление понятия механизм государства с понятием политическая система. Последнее значительно шире, поскольку включает в себя и негосударственные органы, влияющие на власть и участвующие в ее реализации. Среди них могут быть, например, сообщества банкиров, предпринимателей, СМИ, которые влияют на характер политических решений и законодательных актов, принимаемых ОГВ. 2. Существует мнение о том, что понятие механизм государства тождественно понятию аппарат государства. Однако большинство ученых полагают, что эти понятия отличаются друг от друга: 1) они отражают различные стороны организации системы органов и учреждений государства, реализующих его основные функции. Понятие аппарат государства больше объясняет структурную организацию этих органов, их компетенцию, порядок образования. Понятие механизм государства акцентирует внимание на взаимодействии органов государства; 2) понятие аппарат государства в собственном смысле охватывает лишь ОИВ и государственных служащих (управленцев) и не включает законодателей, судей. В то же время термин механизм государства несколько шире: он вбирает в себя государственный органы, которые олицетворяют государство и являются его материальным выражением. Они создаются для реализации государственных задач и функций, осуществления государственного руководства обществом. Понятие механизм государства наиболее полно раскрывает содержание материальных и организационных средств реализации государственной власти. Данный термин может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле механизм государства включает в себя всю совокупность государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В таком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений и предприятий. Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизм государства входят государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере (школы, ВУЗы, больницы и т.д.). Государственные предприятий создаются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство товаров и оказания различных услуг населению. В узком смысле механизм государства тождественен понятию аппарат государства, первичным элементом которого выступают органы государства, составляющие в своей иерархической связи следующие подсистемы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная. Формирование органов государства, их функционирование и взаимодействие основывается на определенных принципах, которые определяют порядок их деятельности. Осуществление полномочий государственных органов происходит посредством определенного слоя людей, профессионально занятых в сфере управления. Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой; б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами, которые объединяют государственные подразделения в единый организм; в) основной элемент - государственные органы, обладающие властными полномочиями; г) он является силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть. Структура механизма государства - его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.); 2) государственные организации, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, полиция, налоговая полиция и т.п.); 3) государственные учреждения, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (поликлиники, больницы, почта, вузы, школы, театры и т.д.); 4) государственные предприятия, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли; 5) государственных служащих, специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов и т.д.); 6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы. 2. С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятельность человека. Объект и субъект - парные категории. На практике любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другого явления, выступает объектом последнего. Во всеобщей взаимосвязи субъект может стать объектом, и наоборот, объект - субъектом. Именно в этом смысле в правовой науке говорят об объектах и субъектах права, правонарушений, правоотношений, ответственности, толкования и применения законов, наказания и т.д. Во всех этих случаях понятия объекта и субъекта не имеют сугубо философского содержания, а служат в основном лишь операционным целям. Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношений. Только в рабовладельческом обществе раб рассматривался в качестве объекта купли-продажи. В современных правовых системах подобное не допускается.. Как известно, общим объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения. Но общественные отношения - сложная и многоэлементная реальность. Различие между объектом права в целом и объектами конкретных правоотношений, возникающих в результате его действия, заключается в степени конкретизации. В юридической литературе получили распространение две концепции объекта правоотношения: 1) монистическая - объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда - у всех правоотношений единый, общий объект. 2) плюралистическая - объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь. Ведь законы, его нормы оказывают свое влияние не только на людей, но через них и на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, организации, учреждения; устанавливают или изменяют их статусы, режимы, состояния; закрепляют владение, пользование, распоряжение имуществом. А субъективное право - это право не только на действия (свои или чужие), но и на определенные блага. В зависимости от характера и видов правоотношений выдялют следующие объекты: 1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений (купля-продажа, дарение, залог, обмен, завещание и т.п.). 2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений. 3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности. 4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда). 5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов. 3. Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Основные идеи заключаются в следующем: 1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего; 2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права; 3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. Главное, утверждают приверженцы данного направления, - изучение реального порядка, т.е. не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея "гибкости права", другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению "правотворческих" функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело. К плюсам данной теории относятся: она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права; хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. Минусы: если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной; в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |