Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и роль финансового планирования на предприятии

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом, финансовый план представляет собой программу того, что должно быть сделано в будущем.

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся: максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании, оптимизация структуры источников финансирования, повышение инвестиционной привлекательности.

Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование стратегии развития предприятия с позиции экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определении необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии. Главной целью является максимизация будущей выгоды владельцев компании.

Финансовое планирование решает следующие задачи:

- проверяет согласованность поставленных целей и их осуществимость,

- обеспечивает взаимодействие различных подразделений предприятия,

- анализирует различные сценарии развития предприятия и соответственно – объемы инвестиций и способы их финансирования,

- определяет программу мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий,

- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития,

- выявляет резервы увеличения доходов предприятия и способы их мобилизации,

- обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования,

- определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов,

- обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов, государства,

- осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Общие подходы к планированию:

- план должен обладать такими очевидных характеристиками как разумная простота и наглядность, структурированность, точность, практическая полезность и др.;

- плановые задания — это ориентиры, которых надо придерживаться (наличие плана, как бы плохо он ни был составлен, все же более предпочтительно, нежели его отсутствие);

- любой план хорош настолько, насколько профессионально подготовлены составлявшие его люди.

Выделяют следующие этапа процесса финансового планирования:

1. Анализ финансового положения компании;

2. Составление прогнозных смет и бюджетов;

3. Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

4. Прогнозирование структуры источников финансирования;

5. Создание и поддержание действенной системы управленческого и финансового контроля;

6. Разработка процедуры внесения изменений в систему планов (контур обратной связи).

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа; коэффициентный; нормативный; балансовый; дисконтированных денежных потоков; многовариантности (сценариев); экономико-математическое моделирование.

Виды финансового планирования в зависимости от срока действия:

1. Стратегическое планирование связано с принятием основополагающих финансовых решений, например, реорганизации бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов, сфер и направлений развития компании, исходя из ее потенциальных ресурсных возможностей. Степень детализации в таких планах довольно невысока. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от многих факторов, например формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров. В нашей стране в условиях нестабильности экономики стратегические планы, как правило, разрабатываются на период три года.

2. В процессе перспективного финансового планирования установки, сделанные в стратегическом планировании, получают экономическое обоснование и уточнение.

Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, он связан с постановкой целей и задач предприятия, а также с поддержанием взаимоотношений с внешним окружением. Перспективный финансовый план содержит прогнозную отчетность (прогнозный баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств), которая является удобным способом обобщения различных хозяйственных событий, возникновение которых ожидается в будущем. Она служит необходимым минимумом информации для принятия управленческих решений и базой для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия.

3. Бизнес-планирование объединяет в единую систему перспективное и текущее планирование. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса.

Бизнес-план можно трактовать как:

· инструмент стратегического планирования (формирования концепции развития бизнеса),

· отдельный элемент инвестиционного проекта предприятия,

· инструмент оперативного управления бизнесом.

Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования - временной интервал, в пределах которого должны быть решены определенные задачи бизнес-плана. Как правило, бизнес-план (как инструмент формирования концепции развития бизнеса) составляется на период от 3 до 5 лет, с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды.

4. Текущее финансовое планирование (бюджетирование) осуществляется на основе показателей долгосрочного плана. В бюджетировании применяются более точные по сравнению с перспективным финансовым планированием методы расчетов. В бюджетах определяются конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательности и сроки совершения операций на бюджетный период (как правило, год). Основными бюджетами являются прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств.

5. Оперативное финансовое планирование заключается:

· в разработке и доведении до исполнителей бюджетов, платежного календаря и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности,

· в умении эффективного управления оборотным капиталом (денежными средствами, ликвидными ценными бумагами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью.

Инфраструктура процесса финансового планирования предприятия включает четыре обязательных условий (компонента):

1) Аналитический блок: методология и методика финансового планирования,

2) Информационный блок: экономическая информация, учетная информация (бухгалтерский финансовый учет, управленческий учет), информация финансовых и кредитных организаций, политическая информация, информация рынков: товарных, валютных, фондовых.

3) Организационный блок:организационная структура (функции структурных подразделений, система управления), система управления (регламент взаимодействия, система ответственности).

4) Программно-технический блок: технические средства, программное обеспечение.

Преимущества планирования следующие:

- планирование обеспечивает использование благоприятных возможностей в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;

- в результате планирования проясняются многие возникающие проблемы;

- планирование стимулирует управленческую деятельность;

- обеспечивается четкая координация действий между структурными подразделениями (филиалами) корпорации;

- руководство обеспечивается необходимой информацией;

- оптимизируется распределение ресурсов.

Недостатки финансового планирования:

- процесс планирования на предприятии в современных условиях является очень трудоемким и недостаточно предсказуемым;

- отсутствует управленческий учет;

- процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции;

- при планировании объема продаж преобладает затратный механизм ценообразования;

- процесс планирования затянут по времени;

- финансовые, бухгалтерские и плановые службы действуют раздельно, что не позволяет создать единый механизм управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятия.

 

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование всегда предшествует планированию и бюджетированию и имеет своей целью снижение риска при принятии решений. В отличие от планирования финансовое прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь курса акций предприятия и его дивидендной политики | Принципы финансового планирования на предприятии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.