Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мыслители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин




Философия Реформации и основные ее

Основы Реформации, и ее роль в историческом прогрессе

Реформация (лат. reformare – преображать, исправлять) – широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине 16 в., положившее начало протестантизму. Реформация – это как бы первая, еще не зрелая буржуазная революция в истории. В ходе Реформации буржуазия в союзе с передовой частью дворянства выступила против господствующей католической церкви как опоры феодального строя. Реформация, начавшись в Германии, охватила ряд европейских стран, и привела к резкому изменению религиозной ситуации в них. Что, в свою очередь, способствовало отторжению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, частично Германии, Чехи и Венгрии. Касательно идейно-организационных основ церкви, Реформация стремилась упразднить ее громоздкую дорогую систему, демократизировать ее учение, поставить внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. В странах, где победил протестантизм, церковь, попав в зависимость от государства, пользовалась меньшей властью, что позволило ускорить развитие науки и светской культуры. Его национальный характер отвечал становлению буржуазных наций. В Реформации параллельно действовали дворянско-бюргерский и крестьянско-плебейский лагеря. Представители второго выступали против не только духовенства, но и против дворянства, не только против сословного неравенства, но и имущественного неравенства. При этом они опирались на некоторые евангельские положения, восходящие к раннему христианству (Мюнцер). Католическая церковь ответила на Реформацию контрреформацией, ей удалось пресечь дальнейшее распространение протестантизма в Европе, и искоренить его в Польше и во Франции.

Реформация совершила переворот в отношении христиан-мирян к религии и церкви, разрушила духовную диктатуру католической церкви и положила начало развитию буржуазного светского мировоззрения и культуры. Само буржуазное понимание человека нашло свое мистифицированное выражение в протестантизме, ставшей основой идеологии буржуазного индивидуализма и свободного предпринимательства. В противовес средневековой идее внешнего миропорядка, Лютер и Кальвин выдвигают положение о живом, индивидуальном и однократном характере встречи человека с богом и личной ответственности верующего за свои убеждения. Протестантский принцип «спасения личной верой», противопоставленный католическому догмату о спасении путем «добрых дел», подрывал претензии католической церкви на посредничество между человеком и богом, поскольку исключал монопольное право церкви быть единственной носительницей и распорядительницей божественной благодати. То есть личная вера противопоставляется внешнему, церковному авторитету; благочестие верующего – это не подчинение церкви, а есть внутреннее, индивидуальное, сознательное его убеждение. Данная концепция «избранности к спасению» отдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих свою судьбу, освятила авторитетом бога специфически буржуазную деятельность людей, которая в ту пору была лишена «внешней», официальной санкции. Тем самым фаталистическая концепция предопределенности и избранности оказывается своеобразным способом пробуждения и освящения активности человека буржуазного человека. Первая победа Реформации связана с именем Мартина Лютера (1483-1546 гг.), и потому его считают, основателем Реформации. Причиной начала реформационного движения в Германии послужила продажа индульгенций – папской грамоты на отпущение грехов (за убийство родителей – 10 червонцев, за оскорбление святынь – 9, за простое убийство – 7 и т. д.). Лютер выступил против этой акции, заявив, что священники не имеют право прощать или наказывать христиан. «Спасение» человека зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры. Источником религиозной истины является не «священное» предание, а само Евангелие. Тем самым, он, как сторонник умеренной бюргерской Реформации, выразил растущее негодование немецких бюргеров и крестьян, видевших в церкви одного из главных эксплуататоров. Вместе с тем, Лютер выступал и против доктрин, выражавших материальные интересы бюргерства, критиковал теорию естественного права, идеи раннебуржуазного гуманизма, принципы свободной торговли. В Крестьянской войне (1525 г.) стал на сторону господствующего класса. «…Лютер, - писал Маркс, - победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению». Мюнцер Томас (ок. 1490-1525 гг.) – церковный проповедник, один из вождей крестьянского восстания, идеолог крестьянско-плебейского крыла Реформации. В отличие от Лютера, Мюнцер выступал не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма. Основную задачу Реформации видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Его мировоззрение под влиянием крестьянско-плебейской ереси и мистики, было пантеистическим. Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Его политическая программа была близка к уравнительному утопическому коммунизму. По мнению Энгельса, он как бы предвосхитил борьбу нарождавшегося пролетариата. Жан Кальвин (1509-1564 гг.) – один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541 г.), подчинив светскую власть церкви. Его учение (кальвинизм) – выражал требования «самой смелой части тогдашней буржуазии». Основа кальвинизма – учение о божественном предопределении одних людей к «спасению», и других – к «осуждению». Но это предопределение не исключало активной деятельности, поскольку верующий не знает свой судьбы, и своей активной деятельностью может доказать что он «божьи избранник». Кальвин оправдывал буржуазное предпринимательство эпохи первоначального накопления капитала. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Кальвин не терпел инакомыслие, по его приказу сожгли ученного М. Сервета. Основ. соч. – «Наставление в христианской вере».

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья?

2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?

3. Чем отличается концепция Макиавелли о государстве от теократической концепции?

4. Каково значение книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости»?

5. В чем заключается отличие философии эпохи Возрождения от средневековой философии?

6. Каковы основные характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения?

7. Что такое пантеизм и гилозоизм?

8. Опишите модель идеального государства Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

9. На что направлен скептицизм Монтеня?

10. Какие новые методологические идеи предлагали Леонардо да Винчи и Галилей?

11. О каких двух книгах говорили Кампанелла и Галилей?

12. В чем заключалась суть движения Реформации, и каковы его социальные последствия?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.