Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрейд - основоположник психоанализа

Философия Ф. Ницше.

Ницше Фридрих (1844 -1900). Мать немка из высших кругов общества, отец польский дворянин. В 25 лет ему пред­ложена профессура в Базельском университете. Потом Лейпцигский университет. Был офицером и участником военных действий. Зрелость его духа и лучшие его произведения выполнены в ужасное для него время, – чем больше он страдал физически, тем лучше он творил. Он испытывал влияние творчества Шопенгауэра и дружил с Вагнером.

В творчестве Ницше первостепенное значение придается трактовке понятия «воля к власти». Сама жизнь, считает он, есть некая воля к власти, проявление этой воли, – инстинкт самосохранения, к примеру, есть только одно из косвенных и многочисленных следствий этого. Таково основополагающее звено его рассуждений о побуждающем и движущем начале человеческой деятельности, - воле к власти и соответственно, воле к жизни.

Исходя из такой трактовки свободы воли, Ницше переходит к анализу проблемы морали, уделяя этому анализу наибольшее внимание.

 

Фрейд Зигмунд (1856 - 1939). Родился в Австрии. Разработал технику психоанализа, как перевод психических явлений из бессознательных в сознательные. И хотя он шел от гипноза, но в дальнейшем выступает против гипноза. С точки зрения философии «Лекции по введению в психоанализ» – это главная его работа. Она состоит из двух частей, в которых отражены два периода творчества. Первый период – психоаналитик и психиатр, а второй – это социология и философия.

Основные движущие человека силы Фрейд помещает в инстинктивную сферу деятельности, утверждая что все действия человека направляются в основном двумя основными инстинктами: стремлением к удовольствию или к удовлетворению естественных органических потребностей (инстинкт жизни) и стремлением к агрессии, разрушению, саморазрушению (инстинкт смерти).Эти инстинкты он называет именами греческих Богов – Эрос и Танатос. Инстинкт жизни он называет также сексуальным импульсом, либидо, который обеспечивает созидательную деятельность, и сексуальным устремлениям он придает чрезвычайно большое значение.

Согласно утверждению психоанализа, пишет он, психические процессы сами по себе бессознательны, – осознанны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни и это своего рода видимая часть айсберга. Бессознательное – это не только название временно скрытого, это особая душевная область со своими собственными желаниями, способом выражения, свойственными только ему душевными механизмами, которая исследуется прежде всего через анализ сновидений. Далее в этом же плане Фрейд анализирует причины неврозов, как результата конфликта неосознаваемых устремлений и осознаваемой морали общества. Фрейд создает концепцию структуры личности. Помимо Я, которое мы воспринимаем в себе интуитивно (Я мыслю, Я чувствую, Я действую, Я существую) он выделяет еще два основных компонента личности: ОНО (тем­ная недоступная часть нашей психики) и Сверх -Я (в основном осознанное). Но одновременно он подчеркивает, что зна­чительные части Я и Сверх - Я могут оставаться неосознанными, бессознательными.

Фрейд стремится поднять психоанализ на уровень мировоззрения на стыке философии и религии, стремясь избавиться от недостатков обоих и реализовать их сильные стороны. Он считает, что психоанализ может развить марксизм: «Показать, как эти различные моменты (всеобщая человеческая инстинктивная предрасположенность, ее расовые различия и их культурные преобразования) ведут себя в условиях различного социального подчинения, профессиональной деятельности, экономического стимулирования, – только таким образом можно довести марксизм до подлинного обществоведения». Таким образом, он ведет речь о построении некой супернауки.

 

5. Теория «коллективного бессознательного» К. Юнга

Юнг Карл (1875 - 1961). Он увлекался оккультизмом, представлениями о сверхъявлениях. Он понял очень рано, что человеческая психика является местом, встречи науки и религии, – конфликт между ними преодолим на пути подлинного самопознания. К главным положениям своего учения по анализу проблематики бессознательного психического он пришел еще до встречи с Фрейдом.

Вначале многое у него соответствует воззрениям Фрейда. Но Юнг делает открытие, что бессознательное – «не просто склад воспоминаний из прошлого», – там могут возникать совершенно новые мысли и идеи, которые никогда до этого не осознавались. И таким образом он переходит к трактовке кол­лективного бессознательного и архетипов ив этом его главное отличие от Фрейда (хотя надо отметить что поздний Фрейд сходным образом трактует Сверх - Я).

Чаще всего, отмечает Юнг, это проявляется как свойство гения, – многие художники, философы, ученые лучшими свои­ми идеями обязаны вдохновению, которое рождается из таких истоков. Речь идет об архетипах некоего коллективного бессознательного, то есть не только об унаследованном архаическом остатке психического, но еще и о том, что может быть является неким резервуаром этих остатков, общим для всех индивидов. Именно такого рода архетипы по Юнгу дают толчок к созданию мифов, религий, философий, оказывающих влияние на целые народы, исторические эпохи, – они лежат в их основе. Но они же могут порождать и некие психозы, индивидуальные и массовидные, возникающие под их влиянием. Юнг развивал энергетическую концепцию психики, психической энергии и при этом в расцвете творчества отошел от пансексуализма, отверг теорию либидо.

В связи с анализом бессознательного Юнг глубоко анализирует проблему символа. Через анализ религиозных символов он вновь возвращается к проблеме коллективного бессознательного. Символы, особенно религиозные символы, выполняют охранительную функцию: они не могут быть устранены из нашей жизни без значительных потерь, – там, где они подавляются или игнорируются, их психическая энергия исчезает в бессознательном (индивидуальном, коллективном) с непредсказуемыми последствиями. Она может служить оживлению тенденций, которые иначе не могли бы проявиться.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия марксизма | Философия неотомизма П. Тейяра де Шардена
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.