Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные организационные структуры управления предприятием




Этапы и методы принятия управленческих решений.

Сущность, функции и принципы управления.

Внешняя среда предприятия.

Внутренняя среда предприятия.

 

Внутренняя среда предприятия – это (рис. 4.1):

· люди (персонал);

· средства производства: основные средства и оборотные средства;

· деньги;

· информация.

 
 

 

 


Рис. 4.1. Предприятие

 

Основу любой фирмы составляют люди (персонал). Грамотный персонал – это 90% успеха фирмы. При подборе персонала необходимо учитывать профессиональную подготовку людей, их психологические особенности, интересы, состояние здоровья и т.д. Конечно, люди не могут работать на пустом месте и с воздухом. Им нужно обеспечить место работы, то, чем работать и на чем работать, и из чего производить продукцию. То есть людям необходимы средства производства.

Средства производства – это все то, что используется при производстве продукции. Средства производства подразделяются на:

· основные средства: здания, сооружения, где работают люди; оборудование, на котором работают люди; многоразовый инструмент – то есть все то, где находится производство и чем воздействуют люди на материал, чтобы получить готовую продукцию;

· оборотные средства: сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, одноразовый инструмент и т.д. – то есть все то, из чего непосредственно делается продукция.

Важное значение для работы предприятия имеет информация – коммерческая, техническая, оперативная. То есть для нас важно, какую продукцию и в каких объемах производить, по какой цене ее можно продать; как произвести продукцию высокого качества и с наименьшими расходами; какие доходы и расходы у предприятия, как можно увеличить прибыль.

От качества вышеперечисленных составляющих внутренней среды зависит успешность бизнеса. Самое главное, что качество этих составляющих – это величина переменная и зависит от руководства предприятия. То есть на факторы внутренней среды предприятия руководство предприятия может оказывать влияние и изменять ситуацию на предприятии.

 

 

Совершенно по-другому обстоит дело с внешней средой предприятия.

Внешняя среда предприятия – это (рис. 4.2):

· потребители продукции;

· поставщики производственных компонентов;

· конкуренты;

· государственные органы;

· население.

 

 

 
 

 

 


Рис. 4.2. Внешняя среда фирмы

 

Внешняя среда фирмы непосредственно определяет эффективность и целесообразность существования предприятия.

Население, в интересах и при участии которого создается предприятие – главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

К числу поставщиков предприятия кроме поставщиков материальных ресурсов (сырья, комплектующих), относятся поставщики денежных ресурсов (банки). Существует два мнения по поводу количества поставщиков материалов и комплектующих:

· лучше иметь несколько поставщиков аналогичной продукции, тем самым снижается риск несвоевременной поставки материалов, или вообще невозможности поставки;

· чем меньше поставщиков материалов – тем лучше – это снижает потери времени на работу с поставщиками.

Какой способ работы с поставщиками выбрать – зависит от технологического процесса, от стиля работы, от отношений с клиентами.

Во внешней среде активно действуют конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место предприятия на рынке. Для удержания своих позиций на рынке предприятию необходимо непрерывно собирать сведения о конкурентах, пытаться выведать их ноу-хау.

На внешние факторы руководство предприятия не имеет прямого влияния. Если оно и может на них влиять, то очень опосредовано. Обычно, чем меньше предприятие, тем меньше степень его влияния на внешнюю среду. Поэтому все, что остается предприятию – это своевременно реагировать на изменения внешней среды, быть гибким. А для этого необходимо беспрерывно следить за процессами, происходящими во внешней среде, и быть новатором.

Тема 5. Структура и управление предприятием.

Вопросы:

1. Сущность, функции и принципы управления.

2. Этапы и методы принятия управленческих решений.

3. Основные организационные структуры управления предприятием.

 

 

 

Управление – это сознательное и целенаправленное влияние руководства предприятия или руководящих органов на деятельность людей в процессе производства товаров и услуг в пределах определенной организации с целью получения и перераспределения прибыли.

 

Основные функции управления:

 

1) планирование;

2) организация деятельности предприятия – процесс создания организационной структуры предприятия (отделов, служб), закрепления за ними ресурсов, согласования полномочий, а также разработка способов их действий с целью достижения целей предприятия;

3) координирование деятельности предприятия – процесс упорядочения и согласования действий различных подразделений предприятия;

4) контроль деятельности предприятия – систематическое наблюдение за состоянием хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки соответствия фактических результатов плановым и в случае необходимости корректировка такой деятельности.

 

Основные принципы управления предприятием:

1) принцип целевой совместимости и сосредоточения: создание связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи. Работа отдельных цехов, производственных участков, лабораторий, отделов строится таким образом, чтобы в итоге в заданное время появилась именно та продукция, в которой нуждается потребитель;

2) принцип непрерывности и надежности: создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производственного процесса. Этот принцип обеспечивается постоянной обратной связью и контролем и устранением возникающих помех.

3) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма: система должна быть нацелена на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия;

4) демократический принцип распределения функций управления;

5) принцип научной обоснованности методов и правил управления: методы, формы и средства управления должны быть строго обоснованы и выверены практикой;

6) принцип эффективности управления: выбор из нескольких возможных путей достижения одной и той же цели самого эффективного в данной ситуации;

7) принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов.

 

 

Наиболее конкретной формой выполнения менеджером своих функций является принятие управленческих решений.

 

Процесс подготовки и принятия решения состоит из таких этапов:

 

выбор цели (постановка проблемы)

 

определение возможных вариантов действия

 

сбор данных об альтернативах

 

анализ количественных показателей с учетом качественных факторов

 
 


принятие решения

 

 

Методы принятия менеджерами управленческих решений:

1) интуитивный метод, основанный на практическом опыте, знаниях, взглядах;

2) метод «здравого смысла», основанный на практическом опыте;

3) научно-практический метод, основанный на всесторонней информации, оценке альтернативных результатов, расчетах и т.п.

 

 

 

Построение организационной структуры управления исходит из двух аспектов: один касается самой организации хода производства; другой – организации системы управления этим производством.

В зависимости от комбинации управленческих подразделений, их места в иерархии управления, характера взаимодействия между ними и с управляемыми структурными единицами организационные структуры управления подразделяются на линейные, линейно-штабные, функциональные, матричные и др.

 

Линейные структуры управления характеризуются непосредственной связью с подчиненными, а функциональные – множественностью связей между различными управленческими подразделениями, с одной стороны, и производственными подразделениями – с другой (рис. 5.1, 5.2).

 

 

 
 

 


исполнители

 

 

Рис. 5.1. Линейная структура управления.

 

 

 


Цеха

 

Исполнители

 

 

Рис. 5.2. Функциональная структура

 

Преимуществами линейных структур является минимальная длительность прохождений указаний от высшего управления к низшему, следовательно, отсутствие недопонимания между подчиненными и руководителями. Но в этом случае от руководителя требуются знания во всех областях деятельности. Данные структуры характерны для малых предприятий.

Преимущества функциональной структуры в том, что она максимизирует интересы по всем функциям внутри отделов (то есть в каждом отделе (цехе) пересекаются все сферы деятельности – маркетинг, финансы, технологии и т.д.). Однако затрудняется координация между функциональными службами, стоимость координации между подразделениями может быть высокой.

 

В ряде случаев организационная структура управления строится на основе группирования продуктов. При данной структуре специалисты различного профиля группируются вместе для того, чтобы выполнять все обязанности, необходимые для производства товара или услуги. Большинство крупных корпораций мира имеют структуру по продукту (рис.5.3).

 
 

 


Рис. 5.3. Организация структуры по продукту.

 

В последние годы получила распространение матричная структура управления. Она применяется в компаниях где имеет место сложное технологическое воздействие (космонавтика, ракетостроение). Здесь соединяются функциональная структуризация и структура по продукту (рис. 5.4).

 

 


Рис. 5.4. Матричная структура.

 

Преимущества матричной структуры: быстро адаптируется к изменяющейся рабочей нагрузке; создает высокий темп инноваций; становится важной ответственность за несколько рыночных сегментов одновременно; для одного человека важны все дела, относящиеся к индивидуальному проекту.

Недостатки матричной структуры: возникают межличностные и общие конфликты в связи с существованием двух различных систем управления; создается мощное противостояние между руководителями проектов и руководителями функциональных областей.

 

Считается, что чем меньше уровней управления, тем эффективнее будет система руководства.

В процессе управления большое значение имеет соотношение между выбранной стратегией развития предприятия и его структурой. Американские ученые доказали, что соответствие структуры управления его стратегии развития важно не только для достижения максимальной экономической эффективности предприятия, но и для выживания предприятия и его роста. Вообще, изменения в структуре следуют за изменениями в стратегии.

На выбор структуры кроме внешних факторов (политический строй, законодательство), стратегии предприятия, влияют и внутренние факторы: разнообразие выпускаемых продуктов, способ их производства, размеры предприятия.

 

Тема 6. Рынок и продукция.

 

Вопросы:

1. Непрерывность производства и обмена товаров.

2. Понятие "рынок". Классификация рынков. Спрос и предложение.

3. Понятие "товар". Жизненный цикл товара.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.