Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Значение, объем, способы и основные направления изучения лиц, совершивших преступления, в практической деятельности органов внутренних дел

Разработка проблемы личности преступника имеет важное значение не только для развития криминологической науки. в практической деятельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет едва ли не решающую роль, которая проявляется в следующих основных направлениях:

1) при статистическом анализе преступности по лицам. Обобщающий криминологический портрет современных преступников. Это мужчина молодого возраста, невысокого уровня образования и социального статуса, холостой или разведенный, уклоняющийся от общественно полезной деятельности, весьма часто находящийся в нетрезвом состоянии в момент совершения преступления, которое совершает в составе группы, и ранее уже привлекавшийся к ответственности.

2) при изучении причин и условий совершения конкретных преступлений. Причины и условия совершения конкретных преступлений во многом связаны с личностью обвиняемого. Необходимо тщательное изучение социальной микросреды формирования личности (семьи, учебного и трудового коллективов, досуговой деятельности), конкретной ситуации совершения преступления. Представление следователя, в котором отражена полученная информация, должно иметь четкий адрес профилактических предписаний. Знание генезиса личности преступника, ее криминологических особенностей помогает отобрать из полученной в ходе следствия информации самое существенное о причинах и условиях совершенного преступления.

3) при проведении индивидуально-воспитательной работы службами и подразделениями органов внутренних дел. При решении задачи профилактики правонарушающего поведения и исправления преступника целесообразно использовать типологический метод изучения личности. На основе знания различных типов личности и их описательных характеристик, а также используя специальный классификатор профилактических мер, можно более обоснованно и целенаправленно проводить индивидуально-воспитательную работу. В ходе этой работы необходимо оценивать промежуточные результаты и с их учетом корректировать процесс применения профилактических мер.

4) в деятельности судов при назначении наказания. При назначении судами справедливого и обоснованного наказания личность виновного играет самостоятельную и важную роль. Использование типологии личности в процессе назначения наказания подводит научную базу под субъективное усмотрение суда и минимизирует “разнобой” в карательной практике региональных судебных органов. Учет личности виновного при назначении наказания имеет много общего с порядком проведения индивидуально-воспитательной работы, рассмотренным выше. Отличие состоит в том, что в процессе назначения наказания нет двух последних звеньев оценки промежуточных результатов и корректировки воспитательных мер. Вместо классификатора профилактических мер используются специально разработанные шкалы уголовно-правовых санкций.

5) в оперативно-розыскной деятельности. В последние годы в деятельности правоохранительных органов стал применяться метод формирования психологического розыскного портрета. Этот метод основан на положении о том, что в преступлениях, прежде всего особо тяжких (например, сексуальных убийствах), проявляется психология и психопатология преступника. На основе детальной проработки оперативных и следственных материалов составляется портрет предполагаемого преступника, в котором указывается, что он обладает такими-то психологическими и физическими качествами, такими-то социальными характеристиками, криминальным опытом, отличается такими-то особенностями привычек обыденного поведения и т.п. Данный метод особенно эффективен при расследовании серийных преступлений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди преступников немало лиц с ярко выраженной индивидуальностью, большой предприимчивостью и инициативой, с устойчивой системой взглядов, с тем, что можно назвать мировоззрением. Эти качества обычно выделяют лидеров преступных групп, особенно так называемых «воров в законе», крупных расхитителей государственного и общественного имущества, являясь существенной характеристикой последних. Они могут служить одним из показателей общественной опасности их личности и общественной опасности их преступного поведения.

Курсант, изучая данную проблему должен уяснить, что если изучение причин и условий преступности позволяет объяснить и саму преступность и то, почему люди вступают на преступный путь, то изучение личности преступника позволяет, с одной стороны, найти пути к их исправлению, постигая их внутренний мир, психологию, нравственные установки, а, с другой стороны, «выйти» на наиболее типичные, индивидуальные причины и условия, толкающие людей на преступный путь.


ЛИТЕРАТУРА

 

 

Алексеев А.И.Криминология: Курс лекций. - М.: Издательство «Щит – М», 1998.

Антонян Ю. М. «Преступный человек и личность преступника»: лекция / Антонян Ю. М. // Российский криминологический взгляд. – 2008. – №3. – С. 140 – 150.

Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. - М., 1987.

Вдовина Т.В. Детерминация преступности: от отклоняющего поведения к преступному // Следователь. 2003. № 9. С. 42-45.

Воронина Т.Н. Профилактика правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства: лекция / Воронина Т.Н., Сандугей А.Н. – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 30 с.

Грошева И. А. Модальная личность: портрет с отклонениями / И. А. Грошева // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 82 – 88.

Гусаева К. Г. Теоретический анализ причин формирования криминальных конфликтов // Право и политика. 2004. № 1. С. 30-36.

Долгова А.И.Криминология. Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА. - М., 1999.

Дьяченко И. Социально-демографические черты личности рецидивиста // Профессионал. – 2007. – № 1. – С. 38 – 39.

Иванов А.К. Отечественная криминология: Курс лекций. Саратов, 1995.

Кабанов П.А.Личность политического преступника как объект криминологического исследования. // Следователь. 1999. № 2. С. 8-20.

Крайнов Н.А.Влияние личностных особенностей многократно судимых на процесс ресоциализации. // Следователь. 2001. № 2. С. 23-25.

Криминология - XX век. / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000.

Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шелли / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2003. – 864 с.

Криминология / Серия «Учебники, учебные пособия» / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Криминология. Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.: Издательство БЕК, 1998.

Криминология. Учебник для вузов. / Под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: Изд. группа ИНФРА М - НОРМА 1997.

Криминология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. - 2-е изд. перераб. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД РФ, изд-во «Лань», 1999.

Криминология. Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юрист, 1997.

Криминология: Учебник / под ред. проф. Малкова В.Д. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2004. - 528 с.

Криминология: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, проф. Н. М. Кропачева. – СПБ.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-ва, 2005. – С. 134-166.

Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. В.В. Лунева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 640 с.

Криминология: Учебное пособие / под ред. Кузнецовой Н. Ф. – М: Проспект, 2007. – С. 59-69.

Кургузкина Е. Б. Личность преступника: вопросы формирования / Кургузкина Е.Б. // Российский следователь. – 2008. – № 24. – С. 21 – 23.

Личность преступника и предупреждение преступлений: Сб. статей. М., 1987.

Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристъ, 1995.

Минкина Н. Шкала культурных ценностей преступника // Российская юстиция. 2003. № 9. С. 69-70.

Сахаров А.Б. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел: Лекция. - М., 1984.

Синьков Д.В. Некоторые вопросы типологизации личности женщин, совершивших преступления // Российский следователь. – 2007. – №10. – С. 18 – 19.

Тимошенко С. Е. Личность несовершеннолетнего, совершившего преступление / Тимошенко С. Е. // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. – № 2. – С. 80 – 81.

Тростянский С. Н. Инновационный подход к процессу формирования девиантного поведения и преступности // Российский следователь. 2003. № 10. С. 14-16.

Шайков А. Личность взяткополучателя. // Законность. 2003. № 8. С. 34-37.


1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - С. 313-314.

[1] См.: Философский словарь. - М., 1975. С. 208.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., Т.3. С.3.

[3] Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1970. Т. 2. С. 623.

[4] Даль Вл. Там же. С. 396.

[5] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1993. С. 804.

[6] См.: Карпец И.И. Уголовное право и этика. М., 1985. С. 142.

[7] См.: Криминология: Учебник. М., 1992. С.24.

[8] См.: Блувштейн Ю.Д. Понятие личности преступника // Советское государство и право. 1979. № 8. С. 101.

[9] Резник Г.М. Криминологическая профилактика и социальное планирование // Вопросы борьбы с преступностью. 1979. Вып. 31. С. 29.

[10] Личность преступника. М., 1975. С. 16.

[11] См.: Лейкина Н.С. Криминология о преступнике. Л., 1978. С. 9; Криминология. М., 1979. С 105; Лунеев В.В. Криминология. М., 1986. С. 87.

[12] Антонян Ю.М. Изучение личности преступникаю М., 1982. С. 53.

[13] Долгова А.И. Изучение личности преступника // Советское государство и право. 1978. № 6. С. 79.

[14] Кайзер Г. Криминология. Введение в основы. М., 1979. С. 100.

[15] Например, Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-

[16] Кони А.Ф. Судебная речь по делу Ольги Палем // Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1959. Т. 1. С. 592.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Соотношение и взаимодействие социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления | Законодательная и нормативная база Украины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.