Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое воздействие цвета

Тема 3

Метод «Мозговой атаки».

Метод стимуляции активности и продуктивности творческой деятельности за счёт её освобождения от ограничений.

Основан на гипотезе, что среди наибольшего числа идей, появляются по меньшей мере несколько хороших. Сущность метода состоит в творческом генерировании идей (в том числе и явно ошибочных, шутливых, фантастичных) коллективом специалистов при использовании широких ассоциаций, аналогий, эвристических умозаключений и оценке полученной информации.

Как известно, в обычной ситуации стереотипы принятия решений, боязнь неудачи, страх показаться смешным тормозят озникновение всякого рода дизайнерских идей. Снятие «тормозящих факторов» при «мозговой атаке» осуществляется путём работы в группе (коллективе). Каждый член этой группы высказывается на заданную тему и выдвигает идеи, не оценивая их как истинные или ложные, какими бы «дикими» они ни казались, не подвергая их аналитическому азбору, побужая друг друга к поиску разного рода ассоциаций, вариантов усовершенствования. Затем все высказанные идеи анализируются и из них выбирают содержащие наиболее удачные решения.

Быстрота – важнейший фактор «мозговой атаки», позволяющий в короткие сроки накопить массив предложений, достаточный для рассмотрения в качестве основы для дальнейшего серьёзного поиска. Непосредственным ценным выходом «атаки» являются не сами идеи, а категории, на которые они разбиваются при классификации большого случайного множества.

Методом «мозгоой атаки» можно рассматривать любую проблему, если она просто и ясно сформулирована. Этод метод можно использовать на любом этапе проектирования – как в начале, когда проблема ещё окончательно не определена, так и позднее, когда уже выявлены конкретные подпроблемы. Его можно также использовать для генерирования информации или формулировании вопросов анкеты.

Оптическим, электромагнитным и химическим процессам, происходящим в наших глазах и в мозгу при разглядывании цветов, нередко соответствуют параллельные процессы в психологической сфере человека. Эти обусловленные восприятием цвета переживания могут проникнуть до глубочайших центров мозга, воздействуя на решающие области эмоциональных и духовных переживаний. Можно рассказать следующую историю:

Один деловой человек пригласил на ужин, целую компанию дам и кавалеров. Входящих в дом гостей приветствовали доносящиеся из кухни изумительные запахи, и все приглашённые с нетерпением предвкушали ожидавшее их пиршество. Когда весёлая компания разместилась вокруг стола, покрытого великолепно приготовленными яствами, хозяин осветил столовую красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежным розовым цветом и казалось аппетитным и свежим, но шпинат стал совершенно чёрным, а картофель ярко красным. Не успели, гости опомнится от удивления, как красный свет перешёл в синий, жаркое приняло гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел. Все приглашённые потеряли сразу всякий аппетит. Но когда после этого хозяин включил жёлтый свет, превратив красное вино, в постное масло, а гостей в живые трупы, несколько чувствительных дам встали и быстро покинули столовую. Никому и в голову не приходило думать о еде, хотя все присутствующие прекрасно знали, что все эти странные ощущения были вызваны только изменением окраски освещения. Хозяин, смеясь, вновь включил белый свет и скоро, ко всем собравшимся вернулось весёлое настроение.

Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаём мы себе в этом отчёт или нет.

Глубокая синева моря и далёких гор очаровывает нас. Тот же самый цвет во внутренних помещениях кажется нам жутким и безжизненным, он вселяет в нас ужас. Синие отражения на коже делают её бледной, почти мертвенной. Во тьме почти синий неоновый цвет кажется нам привлекательным, подобно синему цвету на чёрном фоне, и в сочетании с красным и жёлтым цветом создаёт весёлый живой тон. Синее налитое солнечным цветом небо производит на нас оживляющее, как бы активизирующее впечатление, в то время как тональность синего, освещённого луной неба настраивает нас пассивно и пробуждает в нашем сердце непостижимую тоску.

Краснота лица обнаруживает яркость или лихорадку, синеватый, зеленоватый или желтоватый цвет лица говорит о болезненном состоянии человека, хотя в каждом из этих чистых цветов нет ничего болезненного. Красный цвет неба угрожает нам плохой погодой, синее, зелёное или жёлтое небо обещает хорошую погоду.

На основании подобных народных примет, казалось бы невозможно перейти к простым и правдивым показаниям с выразительным содержанием цветов.

Жёлтые тени, фиолетовый свет, сине-зелёный огонь, красно-оранжевый лёд – всё это, казалось бы, стоит в явном противоречии с нашим опытом и создаёт какое-то потустороннее впечатление. Только люди, глубоко реагирующие на тональность отдельных или одновременно воспринимаемых цветов без малейшего отношения этих цветов к предметам, могут воспринимать эти тональности.

На примере четырёх времён года мы видим, что восприятие и переживание цвета и опыт могут быть объективно поняты, хотя каждый человек видит, чувствует и оценивает цвет по - своему. Суждение «приятный неприятный цвет» не может быть обоснованной оценкой правдивого и правильного цвета. Критерий может быть полезным только в том случае, когда мы обосновываем наше суждение на отношении каждого цвета к прилегающему к нему цвету и ко всей совокупности цветов в картине. Формулируя эту мысль в терминах четырёх времён года, это значит, что для каждого из этих времён нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в своём отношении к целому ясно выражают характер данного времени года.

Сияющее ясностью и радостью пробуждение природы весной выражается пронизанным светом цветами. Жёлтый цвет, самый близкий к белому, а жёлто-зелёный цвет является его интенсификацией. Светло- розовые и светло-голубые тона увеличивают и обогащают это звучание. Жёлтый, розовый и лиловый цвета можно часто увидеть в почках растений.

Осенние цветы резко контрастируют с весенними цветами. Осенью зелень растений отмирает и превращается в блёклый коричневатый и фиолетовый цвета.

Обещание весны осуществляется в зрелости лета. Летом природа словно находит себе выражение в изобилии и пышности форм и цветов, и достигает пластической полноты своей творческой мощи. Тёплые, активные, насыщенные цвета предполагаются для использования их при выразительном исполнении таинственной полноты лета. Множество различных зелёных тонов необходимы, для усиления красных оттенков окружающей природы. Синие тона повышают тональность дополнительных, оранжевых цветов.

Для изображения зимы, которая в сером магнитном притяжении земли, наглядно показывает нам пассивность в природе. Нам требуются цвета холодные, сияющие внутренней глубиной, призрачные и одухотворяющие.

Таким образом, величественный цикл дыхания природы, совершающийся в продолжении четырёх времён года, может найти себе чёткое объективное цветовое выражение. Если мы при выборе цветовых сочетаний не приложим к нему нашего разума, и не будем постоянно иметь перед глазами весь мир цветов, то будем находить только безвкусные, ограниченные решения, теряя подлинные и общепринятые цветовые вариации.

По-видимому, не существует иного пути для правильного суждения о выразительном качестве цвета, кроме исследования положения и отношения какого-либо цвета к другому цвету или совокупности всех остальных цветов.

Для понимания каждого единичного цвета в его единственно ему свойственной психологической и духовной выразительности, необходимо сравнить между собой все цвета. Чтобы, насколько это возможно избежать ошибок, необходимо при наименовании какого-либо цвета, самым точным образом знать какой именно характер цвета, какой тон его мы имеем в виду и с каким цветом мы его будем сравнивать. Когда мы говорим «красный цвет», мы должны знать, какой это красный цвет, и по отношению к какому цвету возникло то или иное наименование. Желтоватый красный цвет и оранжево-красный цвет это нечто совершенно иное, чем синевато-красный цвет, а оранжево-красный цвет на лимонно-жёлтом фоне опять-таки весьма сильно отличается от оранжево-красного цвета и и на чёрном фоне или на лиловом фоне одинаковой светлоты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод асоциаций | Жёлтый цвет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.