Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7. Основные группы инфекционных заболеваний

План

1. Основные группы инфекционных заболеваний.

2. Профилактика инфекционных заболеваний.

3. Основные противоэпидемические мероприятия.

 

Инфекционные заболевания знакомы людям еще с глубокой древности. От эпидемий страдали огромные территории всего мира. Отсюда и родилось название «мировая болезнь». Борьба с инфекционными заболеваниями создавала серьезную общественную проблему. На сегодняшний день растет число новых, ранее не известных науке инфекций, сейчас уже насчитывается их больше чем 1200. Перед здравоохранением появляются серьезные задачи по борьбе и профилактике с инфекционными заболеваниями.

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими, грибками.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетвор­ных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетка­ми и тканями организма. Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекци­онной болезни в большой степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, ме­нее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Большинству инфекционных болезней свойственна циклич­ность развития. Различают следующие периоды развития болез­ни: инкубационный (скрытый), начальный, основных проявлений болезни и угасания симптомов болезни (выздоровление).

Инкубационный период — это промежуток времени от мо­мента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определен­ные пределы продолжительности инкубационного периода, кото­рые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отрав­лениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повыше­нием температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имею­щими сколько-нибудь четких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявле­ний болезни характеризуется возникновением наиболее су­щественных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может насту­пить смерть больного или, если организм справился с действием возбудителя, бо­лезнь переходит в следующий период — выздоровление.

Период угасания симпто­мов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстанов­лением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если со­храняются остаточные явления.

Для своевременной профилактики инфекционных заболева­ний ведется регистрация их возникновения. В нашей стране обя­зательной регистрации подлежат заболевания туберкулезом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллезом, бруцеллезом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, ма­лярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской яз­вой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Возбудители инфекционных болезней, как мы видели выше, передаются от больных здоровым различными путями, т. е. для каждой инфекции характерен опре­деленный механизм передачи. По классификации Л. В. Громашевского инфекционные болезни делятся на четыре группы.

1) воздушно-капельный: заражение человека происходит через дыхательные пути, возбудитель выделяется со слюной при кашле, разговоре; таким путем происходит, например, заражение ОРВИ, гриппом, корью;

2) фекально-оральный: возбудитель проникает в организм через рот, а выделяется с фекалиями или мочой; этот механизм передачи свойствен дизентерии, сальмонеллезу, холере, брюшному тифу;

3) трансмиссивный: микроорганизм передается только с помощью кровососущих насекомых-переносчиков; таким образом осуществляется заражение малярией, сыпным тифом, энцефалитом; Человек, больной инфекцией данной группы, для окружающих при отсутствии переносчика практи­чески не опасен. Исключением является чума (легоч­ная форма), высокозаразная для окружающих.

К группе кровяных инфекций относятся сыпной и возвратный тифы,

клещевой риккетсиоз, сезонные энце­фалиты, малярия, лейшманиозы и другие болезни.

4) контактный: заражение происходит при непосредственном соприкосновении травмированных покровных тканей человека с тканями зараженного человека или животного; этот путь характерен для венерических болезней, бешенства, столбняка, СПИДа.

Следует отметить, что при некоторых болезнях (чу­ме, туляремии, сибирской язве и др.) может быть мно­жественный механизм передачи инфекции.

1) Воздушно-капельный (пылевой, ингаляционный) – один из самых распространенных и быстрых способов передачи инфекционных болезней. Таким путем могут передаваться заболевания, вызываемые как вирусами, так и бактериями. Сопутствующий воспалительный процесс слизистых оболочек верхних дыхательных путей способствует распространению возбудителей. Большое количество микробов выделяется с капельками слизи при кашле, чихании, разговоре, плаче, крике.

Инфицирование человека возникает в результате вдыхания воздуха с содержащимися в нем капельками слизи, в которых и находится возбудитель. При таком способе передачи максимальная концентрация возбудителей будет вблизи источника инфекции (больной или бактерионоситель). Воздушно-капельный путь передачи зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Большое количество микроорганизмов быстро погибает при подсыхании аэрозолей (вирусы гриппа, ветряной оспы, кори), другие же достаточно стойкие и сохраняют свою жизнедеятельность и свойства длительное время в составе пыли (до нескольких суток). Поэтому заражение ребенка может иметь место при уборке помещения, игре запыленными игрушками и т.д., такой «пылевой» механизм передачи эффективен при дифтерии, сальмонеллезе, туберкулезе, скарлатине, и других заболеваниях.

Воздушно-капельные инфекции можно разделить на вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная и респираторно-синцитиальная инфекция, ветряная оспа, корь, краснуха, эпидемический паротит) и бактериальные (ангина, скарлатина, дифтерия, менингококковая инфекция).
Имеются следующие общие признаки, позволяющие объединить эти заболевания в одну группу:

1) воздушно-капельный механизм заражения;

2) выраженные местные изменения, сочетающиеся с общими проявлениями;

3) склонность к эпидемиям;

4) широкая распространенность заболеваний вне зависимости от возраста и пола.

Грипп — самая распространенная на земле инфекционная болезнь. Возбудители гриппа — вирусы, малоустойчивые во внешней среде, при комнатной температуре погибающие через несколько часов, при 60 °С разрушающиеся в течение нескольких минут. Губительно действуют на них дезинфицирующие средства (спирт, формалин, сулема, кислоты, щелочи), солнечный свет, ультрафиолетовые лучи. В отличие от других вирусов, вызывающих ОРВИ, вирус гриппа обладает ядом, или токсином, который и обусловливает тяжелое течение болезни. Заражение гриппом, как и другими ОРВИ, происходит воздушно-капельным путем или через предметы обихода (полотенце, посуда).

Ангина — болезнь, при которой происходит воспаление нёбных миндалин, вызванное бактериями. Ангина — широко распространенная болезнь среди лиц молодого возраста. Она не встречается в грудном возрасте и редко возникает после 40 лет.В возникновении болезни большое значение имеет как общее, гак и местное охлаждение организма или значительное охлаждение ног. Ангиной можно заразиться от больного. В этом случае возбудитель передается с капельками слюны при близком контакте с заболевшим. Причиной болезни могут стать инфицированные продукты (молоко, сметана, компоты, салаты с яйцами) в случае их длительного и неправильного хранения.

Коклюш. Коклюш — острое инфекционное заболевание детей с циклическим течением и характерными приступами судорожного кашля. Возбудитель коклюша представляет собой бактерии, имеющие форму короткой палочки. Инфекция передается воздушно-капельным путем. Коклюшная палочка, находящаяся в капельках мокроты и слизи больного, при кашле попадает в воздух и затем проникает через дыхательные пути в организм здорового человека. Заражение возможно только при общении с больными, так как вне организма бактерия быстро погибает. Опасность заражения через окружающие предметы практически исключается.

Наиболее часто болеют дети от 1 года до 5 лет, иногда и дети до 1 года. У взрослых болезнь встречается редко. Коклюш оставляет стойкий иммунитет, повторные заболевания очень редки. Инкубационный период длится от 2 до 15 дней (в среднем 5-9 дней).Общая продолжительность болезни от 5 до 12 недель. Заразным ребенок считается в течение 30 дней от начала заболевания. Массовые прививки привели к появлению так называемых стертых форм коклюша, когда спазматический период может быть очень легким или полностью отсутствует.

Дифтерия – это инфекционное заболевание. Вызывают дифтерию коринебактерии. На месте, куда внедряется возбудитель дифтерии, начинается воспалительный процесс с образованием пленки. Кроме того, для дифтерии характерны нарушение общего состояния ребенка и возможны осложнения. Заразиться дифтерией можно только от человека больного данным заболеванием. Больной становится заразным примерно на 10 день после заражения. Окончание заразного периода зависит от времени выведения из организма возбудителя, что можно установить только специальными методами (бактериологическое обследование). Заражение происходит воздушно-капельным путём (с потоком вдыхаемого воздуха): при непосредственном контакте, реже через инфицированные предметы обихода (посуда, белье, игрушки, книги). Известны пищевые вспышки (инфицированные молочные продукты). Грудные дети считаются относительно невосприимчивыми, что связано с иммунитетом, полученным через плаценту от мамы. Наиболее восприимчивы дети от 3 до 7 лет, в старших возрастных группах число восприимчивых снижается. Наиболее часто при дифтерии поражается ротоглотка, реже – нос, гортань, трахея. Редко встречается дифтерийное поражение глаза, уха, половых органов, кожи. Тяжесть, течение, а также исход заболевания зависят от уровня иммунитета к экзотоксину у ребенка к моменту инфицирования.

Правильная организация режима дня ребенка, не требующая материальных затрат, но требующая максимального внимания и времени родителей, – это основа здоровья растущего организма. Достаточное и разнообразное питание обеспечит потребность в витаминах и микроэлементах. Важно оздоровить воздушную среду в доме – часто проветривать комнаты, спать с открытым окном. Среди общеукрепляющих мер наиболее эффективно закаливание.

Туберкулёз — широко распространённое в мире инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое различными видами микобактерий (палочка Коха). Туберкулёз обычно поражает лёгкие, реже затрагивая другие органы и системы. Бактерия передаётся воздушно-капельным путём при разговоре, кашле и чихании больного. Чаще всего после инфицирования микобактериями заболевание протекает в бессимптомной, скрытой форме (тубинфицированность), но примерно один из десяти случаев скрытой инфекции в конце концов переходит в активную форму.

К кишечным инфекциям относятся такие заболевания, как холера, брюшной тиф, наратифы, сальмонеллезы, дизентерия, эшерихиозы, вирусный гепатит и др. Инфекционные болезни этой группы вызываются различными возбудителями — простейшими, бактериями, вирусами.

Всю эту группу объединяет то, что основное место пребывания болезнетворного начала и развития болезни — кишечник человека (или животного). Отсюда и общий механизм передачи инфекции, так называемый фекально-оральный, при котором возбудитель из кишечника больного или носителя инфекции попадает во внешнюю среду, затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека и вызывает заболевание. В организм человека болезнетворные микроорганизмы могут попадать с пищей, водой, а также заноситься грязными руками и предметами домашнего обихода.

Для многих возбудителей кишечных инфекций пищевые продукты являются питательной средой, в которой они не только сохраняются, но и размножаются. Одно из главных условий профилактики таких заболеваний — максимальная защита продуктов питания от попадания на них возбудителей кишечных инфекций. Кишечные инфекции иногда называют «болезнями грязных рук». И действительно, выполнение всем известного правила — регулярно мыть руки — позволяет значительно снизить заболеваемость кишечными инфекциями. Руки необходимо мыть перед едой, приготовлением пищи, после каждого посещения туалета.

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание — ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) — в отличие от врождённого иммунодефицита. Распространение ВИЧ-инфекции связано, главным образом, с незащищенными половыми контактами, использованием зараженных вирусом шприцев, игл и других медицинских и парамедицинских инструментов, передачей вируса от инфицированной матери ребенку во время родов или при грудном вскармливании. В развитых странах обязательная проверка донорской крови в значительной степени сократила возможность передачи вируса при её использовании.

Зоонозы — инфекционные и паразитарные болезни, передающиеся от животных к человеку, а иногда и наоборот, от человека к животным. Приблизительно половина из числа инфекционных и паразитарных зоонозов животных характеризуется тем, что ими в естественных условиях заражается и человек. Это и определяет область эпидемиологии зоонозов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), таких зоонозов насчитывается более 150, и число их продолжает постоянно расти, так как все время открывают новые болезни человека, резервуаром и источником возбудителей которых являются домашние или дикие животные.

Профилактика зоонозов проводится с учетом эпидемической роли животных — источников инфекции, а также особенности путей передачи возбудителей. Например, при зоонозах, связанных с домашними животными, необходим ветеринарно-санитарный надзор и защита людей от заражения при уходе за животными. При зоонозах связанных с дикими животными, необходимо наблюдение за их численностью (например, численностью грызунов), в некоторых случаях (при борьбе с чумой, туляремией) уничтожение грызунов (дератизация). Кроме того, проводится защита людей от нападения кровососущих насекомых и клещей (например, применение репеллентов, защитных сеток, защитной одежды), а также иммунизация отдельных групп людей по эпидемическим показаниям.

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого дол­голетия, устранение причин заболеваний, улучшение условий тру­да, быта и отдыха населения, охрану окружающей среды. Профи­лактика подразумевает проведение оздоровительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекци­онным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма. Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Для профилактики заболевания инфекционными болезнями большое значение имеет иммунизация — специфическая про­филактика инфекционных болезней.

Различают иммунизацию активную, основанную на введении вакцин или антитоксинов, и пассивную, при которой вводят им­мунную сыворотку или иммуноглобулины, а также пассивно-ак­тивную, когда вначале вводят иммунную сыворотку, а затем вак­цину или анатоксин.

Иммунизация вакцинами и анатоксинами в качестве планово­го профилактического мероприятия более эффективна, чем им­мунизация сывороточными препаратами, так как обеспечивает защиту на более длительный срок.

Иммунизация включает в себя проведение профилактических прививок, которые регламентируются календарем их проведе­ния. В календаре отражены две группы прививок. В первую груп­пу входят прививки против туберкулеза, полиомиелита, коклю­ша, дифтерии, столбняка, кори и др. Против перечисленных болезней независимо от эпидемической обстановки проводится иммунизация всех детей в определенные сроки после рождения. Ко второй группе отнесены прививки против брюшного тифа, бруцеллеза, сибирской язвы, холеры, чумы. Эти прививки прово­дят на территориях, на которых создалась эпидемическая обста­новка, лицам с высокой степенью заражения.

Основным направлением в здравоохранении является не получение новых способов лечения инфекционных заболе­ваний, а соблюдение мер их профилактики. В комплексе про­филактических мероприятий можно выделить ряд мер, на­правленных на три звена эпидемического процесса:

1) источник заболевания;

Для предотвращения появления источника заболевания и для его локализации проводятся:

1) своевременное выявление заболевших;

2) изоляция и лечение пострадавших;

3) дезинфекция очага заражения.

2) пути его передачи;

Ликвидация второго звена эпидемиологического процес­са осуществляется уничтожением путей передачи возбудите­ля. Для этого проводятся следующие мероприятия:

1) контроль за соблюдением гражданами необходимых пра­вил и норм личной гигиены;

2) реклама и пропаганда гигиенических навыков и сани­тарной культуры населения;

3) реализация органами здравоохранения противоэпиде­мических действий.

К противоэпидемическим действиям относят санитарно-гигиенический контроль за продажей продуктов питания, особенно в очагах поражения; контроль над состоянием объек­тов питания и водоснабжения; проверку выполнения правил приготовления, хранения и транспортировки продуктов, го­товой пищи, качества воды и др.

3)организм человека, способный воспринять инфекцию.

Для того чтобы организм человека стал невосприимчив к ин­фекционным болезням, органы здравоохранения осуществля­ют меры по созданию и укреплению иммунитета у населения.

Мероприятия в отношении восприимчивого коллектива. Громадное значение в профилактике инфекционных заболева­ний, особенно в детских коллективах, имеет массовая иммунизация - профилактическая вакцинация, введение специфических сывороток или гамма-глобулинов.

В случае, когда возбудители заболеваний неизвестны и нет соответствующих вакцин, используется экстренная профилак­тика — применение антибиотиков и других противомикробных средств для противостояния болезни. Вакцинация может осуществляться путем внутрикожного введения, подкожного введения, накожным и аэрозольным способами.

Правильное питание и здоро­вый образ жизни — одна из основных мер профилактики ин­фекционных и других видов заболеваний.

Для некоторых инфекционных заболеваний, таких как СПИД и гепатит В, профилактика является основным способом борьбы. Эти болезни с трудом или вовсе не поддаются лечению при современном уровне развития медицины. Они передаются от человека к человеку через кровь, поэтому к воз­можным путям проникновения вирусов этих заболеваний относят переливание крови, зараженную иглу и половой путь. Исходя из этого профилактика данных смертельно опасных заболеваний включает в себя следующие меры:

1) соблюдение правил личной гигиены;

2) исключение беспорядочных половых связей;

3) применение специальных методов защиты при половых
связях;

Дезинфекция - комплекс мероприятий, целью которых является уничтожения возбудителей заразных болезней на различных объектах внешней среды.

Профилактическая дезинфекция выполняется в плановом порядке и проводится независимо от наличия очага инфекционного заболевания с целью предупреждения его возникновения. Она заключается в систематическом обеззараживании сточных вод, мусора, помещений с большим количеством скопления людей (вокзалы, рынки, магазины, бани), лечебных, детских учреждений, интернатов, пищеблоков и т.д.

Очаговая дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в квартире, детском учреждении, общежитии, в лечебном учреждении. Она подразделяется на текущую и заключительную. Текущей дезинфекции подвергается все то, что окружает больного. Она проводится не менее 2- 3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы. Заключительная дезинфекция проводится в инфекционном очаге после эвакуации всех инфекционных больных и в инфекционном стационаре после выздоровления больных и их выписки из больницы (или смерти).

Дезинфекцию проводят - физическим, химическим и биологическим способами. Физический способ включает использование горячего воздуха,

огня, кипящей воды, водяного пара, ультрафиолетового облучения, солнечного света, вентиляции. Химический - предусматривает применение

различных химических веществ. Этот способ на практике используется

наиболее часто в силу своей доступности. Биологический способ применяется с целью уничтожения патогенных микроорганизмов с помощью микробов-антагонистов. Применяется для обезвреживания канализационных стоков и отбросов.

Карантин — комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного или подозреваемого в инфицированности лица (группы лиц), животного, груза, товара, транспортного средства или населённого пункта.

Каранти́н комплекс ограниченных административных и медико-санитарных мероприятий, проведение которых позволяет предупреждать занос и распространение карантинных (конвенционных) болезней. К карантинным болезням относят чуму, холеру, желтую лихорадку, на них распространяются Международные медико-санитарные правила.

Карантин накладывается на территорию в пределах границ эпидемического очага чумы, холеры. Эта территория максимально изолируется, что предупреждает распространение инфекции за ее пределы. При необходимости устанавливают военную охрану. Ограничивается или полностью прекращается передвижение населения, грузов и транспорта за пределы или через зону карантина. Ведется активное выявление больных, которых изолируют и лечат; изолируются и подвергаются медицинскому наблюдению общавшиеся с ними лица. Проводятся лабораторные исследования, в т.ч. выделение возбудителей из объектов окружающей среды (водоисточники, грызуны и др.); на предприятиях общественного питания обследуются работники, берутся пробы продуктов. Осуществляются Дезинфекция, Дезинсекция и Дератизация. Карантин отменяется по истечении срока максимального инкубационного периода после последнего выявленного случая болезни и проведения надлежащих противоэпидемических мероприятий.

Элементы карантина применяются и в повседневной противоэпидемической практике: прекращаются посещения больных в стационарах во время эпидемий гриппа; разобщаются дети при возникновении вспышек инфекционных болезней в дошкольных учреждениях (запрещается прием новых детей, перевод детей из группы в группу, активно выявляются и изолируются больные и др.); прием детей в дошкольные учреждения осуществляется через фильтры-изоляторы и так называемые карантинные группы. Однако эти меры имеют ограниченное значение.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 6. Основные понятия эпидемиологии, микробиологии и иммунологии | Лекция № 8. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.