Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная организация как процесс и иерархическая целевая система социального взаимодействия




Изучение основных проблем выделенной темы должно основываться, прежде всего, на уяснении сущности такого феномена, как социальная организация. В научной литературе понятие «социальная организация» используется, по меньшей мере, в 3-х содержательных аспектах: функциональном (как процесс упорядочения, организаций социального объекта); атрибутивном (как свойство определенного социального объекта, характеризующего его упорядоченность); предметном (как условное название некоторого социального объекта, имеющего институциональный характер).

Во всех этих содержательных аспектах подчеркивается динамичный характер социальных организаций, отличающий их от относительно статичных социальных структур. Будучи особой формой организации социального взаимодействия, социальные организации могут носить формальный (официальный) и неформальный (неофициальный) характер. Студентам, изучающим эту тему, следует обратить внимание на общую типологию организаций, а также механизмы институционализации социального взаимодействия в рамках социальной организации.

Характерные особенности социальных институтов

Социальный институт – это форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений. С помощью социальных норм и санкций социальный институт (политические партии, армия, церковь, школа, семья, здравоохранение, мораль, право, спорт и т.д.) выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.

Социальный институт возникает в процессе общественного разделения труда и общественных отношений как способ осуществления совокупной целенаправленной деятельности определенных групп людей. Сначала это стихийно создававшиеся элементы регламентации, контроля, упорядочения и другие процессы институционализации взаимоотношений между людьми (культовые, семейные, воспитательные и др.). Далее они приобретают формы социальности, опредмечиваясь в системе политических, правовых, идеологических, образовательных, здравоохранительных, досуговых и других учреждений, призванных обеспечить эффективное функционирование всей системы общественных отношений.

Каждый институт включает в себя определенную сферу деятельности; группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей; организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный, преподаватель-студент и т.д.); материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач. Но главное, каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института. Рассмотрим для примера структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы - удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и др. С точки зрения содержания исполняемых функций социальные институты делятся на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.), политические (государство с его центральными
и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).

По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются как бы независимо от их личных качеств. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.

Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты. Например, группа ровесников-подростков, организующая свой досуг, выбирающая лидера, и устанавливающая специфические «правила игры»,
т.е. нормы, позволяющие разрешать возникающие конфликты. Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе не установлены строго и не зафиксированы в виде устава.

В неформальных институтах отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и нормативных документах предписания, касающиеся функций, средств и методов деятельности, но и эти институты выполняют также управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, т.к. являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (различные фонды культурного и социального назначения, любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам и т.д.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях, т.е. на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции - более эффективные средства контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства или представителей власти негласному осуждению своих коллег и друзей.

Поскольку большинство институтов - бюрократические организации, они подвержены своего рода "болезням". Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются
к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка
в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Поскольку жизнь каждого отдельного человека и деятельность социальных групп в решающей степени зависит от эффективной работы социальных институтов, социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

1. Четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции института определены нечетко,
он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

2. Рациональное разделение труда и рациональная; его организация.

3. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии
с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может полностью избавиться от влияния личных интересов и вообще индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих
в них людей - очень распространенное явление, которое социологи называют «бюрократизацией».

4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или ее преобладающей части.

5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Так, неопределенность в распределении полномочий законодательной и исполнительной власти стала причиной острого политического кризиса в России в октябре 1993 года, закончившегося насильственным разгоном парламента.

Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении и кооперации общественного труда, на доминирующей роли отдельных базовых институтов. В первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном обществе базовыми являлись религиозные институты, в советском обществе после 1917 года интеграция всей системы обеспечивалась с помощью политических институтов, прежде всего компартии, в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение поставленных перед ним целей, взаимодействие не вызывает существенных осложнений. Однако под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых общественных потребностей социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного института могут возникнуть явления дисфункций. Эти явления могут сказываться как в сфере внешней, формальной (организационной), так и в характере, в содержании их деятельности. С точки зрения формальной организации, например, система Советов не соответствовала современным демократическим методам политической организации общества, основанным на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

В содержательном отношении институты образования в постсоветском обществе нуждаются в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов и т.д., т.е. должны быть переориентированы на потребности формирующихся рыночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда. Тем не менее, явления дисфункций в той или иной степени присущи деятельности любых общественных институтов. Институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда. Однако государство вынуждено постоянно контролировать экономические социальные последствия деятельности этих институтов, принимая целые системы правовых актов, ограничивающих монопольный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т.п.

Гармоничная и сбалансированная система институтов, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и развития общества как целого. Как объект социального познания социальные институты могут изучаться с позиций различных общественных наук. Социологию интересует, прежде всего, роль социальных институтов в общественной жизни, в воспроизводстве и развитии социальных отношений и социальных общностей.

Конкретно-исторические типы социальных институтов обусловливаются господствующими общественными отношениями, среди которых определяющими являются материальные. Институционализация общественных отношений предполагает их закрепление в определенных формах и создание условий для их воспроизводства. Причем воспроизводство общественных отношений, которые основываются на частной собственности на средства производства, приводит к консервации тех социальных институтов, с помощью которых они функционируют и регулируются. Формирование новых общественных отношений предполагает слом старых социальных институтов и учреждений, которые являются основными носителями прежних общественных отношений. [8]

 

Социальные институты как субъекты социального
изменения и развития. Идеологические функции
социальных институтов

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важнейшей частью которой являются социальные институты. Социальные институты можно определить как совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом. Социальными институтами являются государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, вырабатываются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет соответствующий образ поведения для членов группы, принимает решения от имени целого и т.п. Эти способы действий определены как безличные, т.е. они должны выполняться независимо от личных черт и интересов человека, который их выполняет всегда одним и тем же образом.

Конституируясь в заведениях и учреждениях, социальный институт предстает как определенным образом организованная группа людей (субъектов деятельности и общественных отношений) с исключительно широким спектром форм проявления: от семьи до государства и межгосударственных организаций. Как способ осуществления специализированной групповой деятельности и общественных отношений социальный институт характеризуется совокупностью выполняемых при этом функций, которые и определяют его видовую специфику и качественную определенность. Структуру социального института обусловливает, прежде всего, социальный статус людей – субъектов определенной сферы деятельности – и совокупность выполняемых ими ролей. Чем эффективнее исполнение людьми своих специализированных ролей, тем действеннее социальный институт, тем стабильнее определенные общественные отношения.

Социальный статус людей и выполнение ими определенных ролей обусловливается наличием социальных норм во внутренней структуре института. Социальные нормы (законы, уставы, директивы, правила, инструкции и т.д.) определяют стандарт поведения людей, входящих в состав социального института. С их помощью оценивается качество и направленность деятельности людей, определяются санкции в отношении тех, кому присуще отклоняющееся поведение. Политические, правовые, моральные, эстетические и другие нормы одновременно обусловливают ролевое поведение, организовывают, упорядочивают деятельность и взаимоотношения в рамках определенного социального института и тем самым придают ему устойчивость как сложной системе.

 

Контрольные вопросы к теме №7

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Сущность и функции социальной организации.

2. Структура социальной организации.

3. Типы социальных организаций.

4. Механизмы институционализации социального взаимодействия.

5. Характерные особенности социальных институтов.

6. Социальные институты как субъекты социального взаимодействия и социального развития.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. История социологии. Мн., 1998.

4. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.

5. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

7. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

8. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

9. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

10. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

11. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

 


Дополнительная:

1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2. Антов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

4. Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.

5. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.

6. Гараджа Б.И. Социология религии. М., 1996.

7. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

8. Современная западная социология: Словарь. М., 1990

9. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

10. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник М.-Мн., 2000.

11. Социологический словарь. Мн., 1991.

12. Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.

13. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

14. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987. (Саратов, 1995).


ТЕМА 8. ОБРАЗОВАНИЕ И СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Лекция 8. Образование и семья в системе социальных
институтов

Основные понятия:

образование; концепция реформы образования в Республике Беларусь; семья; типы семьи; брак; формы брачных отношений.

Социальный институт образования в информационном
обществе. Реформирование системы образования
в Республике Беларусь

Изучение основных проблем темы должно основываться на знании положений концепции развития системы образования в Республике Беларусь, основных направлений деятельности органов государственного управления по осуществлению реформы средней и высшей школы. Студентам следует знать, что социокультурные предпосылки реформирования образования в целом и школьного, в частности, возникли с началом научно-технической революции, которая затронула всю экономику и инфраструктуру, привела к качественным переменам в характере, содержании и организации труда, в отношениях между людьми в производственном процессе и социально-культурной сфере. Это потребовало обновления учебных программ, форм и способов образования и профессиональной подготовки.

По оценке ЮНЕСКО, в 60-е годы ХХ в. развитые страны начали активно проводить так называемые реформы первого порядка, связанные с техническим обустройством учебно-материальной базы и совершенствованием кадрового потенциала научных учреждений.
В СССР в практической деятельности школ больших изменений не было, хотя законы о реформе образования принимались в 1958 и
1977 гг. Школа работала, как и раньше, направляя основные силы на естественно-математическое образование. Основные перемены коснулись только трудового воспитания и создания образовательных учреждений нового типа – средних профтехучилищ.

В 70-80-е годы в мире начались реформы второго порядка, связанные с трансформацией целей и подходов к образованию, уяснением его роли в качестве стратегического капитала в постиндустриальном информационном пространстве. Наша школа выпала из этого процесса, стала частью механизма застоя, нравственной деградации, что вызвало острую тревогу у родителей и общественности. Тогда и началась реформа (1984г.) советской общеобразовательной и профессионально-технической школы, а позднее – и перестройка среднего специального и высшего образования, системы повышения квалификации. С того времени советская, а после распада СССР – российская и белорусская школы находятся в стадии постоянных реформ. Российские исследователи выделяют в этот период (1984-1996 гг.) три этапа.

Первый этапромантический. В это время появилось увлечение новыми словами: «демократизация», «гуманизация», «гуманитаризация», «децентрализация», «регионализация» образования, интеграция его в европейское мировое образовательное пространство.
Тогда изменились и вывески: детский сад стал Центром развития детей, школа – лицеем и гимназией, ПТУ – высшим ПТУ, техникум – колледжем, институт – университетом и академией. В сущности, основных изменений в материальной базе и квалификации персонала, повышении качества и фундаментальности содержания образования не произошло.

Второй этаптехнологический, связанный с разработкой стандартов образования, технологией дифференцированного и интеграционного образования, обеспечивающего образование по выбору при достижении государственных стандартов.

Третий этапвыход образования за границы своей отрасли, поиск спонсоров, новых источников финансирования, коммерциализация образования, иначе – включение всех значимых структур и субъектов общественности в педагогическую деятельность, а образование – в развитие всех экономических, политических и социокультурных систем.

В этих целях предстоит решить задачи перевода педагогических идей, которые заложены в концепции реформирования школы, в практическую плоскость. Для этого понадобится многолетняя напряженная работа преподавателей, методистов, ученых, работников органов государственного управления.

После принятия решения по реализации последовательного перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения, начиная с 1998 – 1999 учебного года, управлением и отделом образования проведено много организационно-практических мер по реализации намеченного. Повсюду разработаны и реализуются планы-мероприятия по реформированию школы. Проведены собрания с управлением и педагогическими работниками школ, дошкольных учреждений, родителями будущих учеников. После досконального учета выделен контингент детей шести- и семилетнего возраста, которые будут охвачены образованием в 1998/99 учебном году; выявлены дети, которые не посещали дошкольные учреждения, организована их подготовка к школе.

Соответственно с этим определено, что по первой модели в подготовительных классах в нашей республике в 1998 – 1999 учебном году обучались 16311 шестилеток, по второй (по действующим программам) – 6997 детей семилетнего возраста и 955 – этого же возраста, по желанию родителей и результатам тестов, пройдут трехлетнюю учебу по программам 12-летней школы.

Выделены места для размещения подготовительных и первых классов, с помощью исполкомов принимаются меры по созданию условий для образования детей шестилетнего возраста; в надлежащий вид приводятся помещения; классы обеспечиваются соответствующей мебелью, твердым и мягким инвентарем, раздаточным и дидактическим материалом.

Определены преподаватели, которые будут работать в подготовительных и первых классах, согласованы сроки их подготовки; в каждом городе, районных центрах созданы по одной старшей группе дошкольного учреждения и одному подготовительному классу для работы по новой технологии «Первый шаг». Понимая важность и необходимость освоения развитых технологий, следует отметить, что не нужно в них видеть основной подход в реформировании образования. Методические рекомендации и технологии «работают» только у умного и творческого педагога.

Учитель был и остается главным стратегическим и технологическим ресурсом. Именно от культуры педагога, от его профессионализма, личностных качеств, интеллекта, творческого потенциала в целом зависит качество отечественного образования и успех в реформировании школы в направлении ее гуманизации и гуманитаризации.

Реформирование общеобразовательной школы теснейшим образом связано с гуманизацией и гуманитаризацией образования в вузах. Гуманизация и гуманитаризация воплощают в себе не только важные, но и чрезвычайно актуальные проблемы как для отечественной, так и для мировой высшей школы, о чем свидетельствуют материалы международных и республиканских конференций и семинаров, прошедших в 1995 – 1998 гг. в Республиканском институте высшей школы (РИВШ). Гуманизация и гуманитаризация направлены на преодоление излишнего технократизма образования, на формирование творчески активной, профессионально-компетентной, социально-ответственной личности.

В этих целях РИВШ совместно с Главным управлением высшего образования разработали проект нормативных требований по циклу социально-гуманитарных дисциплин в системе высшего образования Республики Беларусь. В нем предусмотрено обновление действующей модели социально-гуманитарного образования с учетом опыта европейских стран, Российской Федерации и Республики Беларусь по следующим параметрам: а) существующим нормативным положениям относительно структуры, последовательности, объема, обязательных (базовых) дисциплин гуманитарного цикла; б) стандартам, структуре и предметному содержанию социально-гуманитарных дисциплин; в) примерным учебным программам; г) сопряжению блоков естественно-научных, социально-гуманитарных и специальных знаний (объем часов по блокам, предметное интегрирование, профилирование).

В перечень социально-гуманитарных дисциплин, обязательных для изучения студентами вузов разного профиля, вошли: история Беларуси (в контексте мировой цивилизации), философия, теория и история культуры, экономическая теория, социология, политология, основы права, основы педагогики и психологии, этика, иностранный язык, белорусский язык (профессиональная лексика), физическое воспитание, курсы совета вуза (логика, эстетика, религиоведение, права человека, Конституция Республики Беларусь, междисциплинарные учебные курсы).

Белорусская академия образования во взаимодействии с Министерством образования создала исследовательские междисциплинарные группы по разработке концептуальных основ, моделей и дидактических обоснований сопряжения блоков естественнонаучных, социально-гуманитарных и специальных знаний применительно к реформируемой системе образования республики; разработала комплексные проекты исследований актуальных проблем гуманитаризации и гуманизации образования.

Министерство образования определило перечень научно-исследовательских проектов и тем по проблемам гуманитаризации высшего и среднего специального образования, подлежащих приоритетному финансированию.

Управление повышения квалификации и переподготовки специалистов и руководящих работников Министерства образования с РИВШ разработало предложения по совершенствованию системы, форм и методов организации повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных наук, предусмотрев дифференцированный подход и аттестацию по результатам повышения квалификации.

Одним из магистральных направлений реформирования образования в Беларуси выступает процесс гуманизации и гуманитаризации. Гуманизация образования предполагает приоритетность личности учащегося, студента в учебном процессе, всестороннее приобщение его к ценностям национальной и мировой культуры.

Средством достижения этих благородных целей и требований является гуманитаризация образования, которая выражается в углубленном изучении дисциплин социально-гуманиатрного цикла по новым, отвечающим современным требованиям программам и обучающим технологиям.

Проблемы и перспективы развития семьи и форм брачных отношений в современном обществе (на примере Беларуси)

Наряду с системой образования семья является одним из важнейших социальных институтов современного общества. Важность проблематики, связанной с семейными отношениями в обществе, позволяет выделить эту проблему в качестве самостоятельной. В ней рассматриваются понятия брака и семьи, связь семьи с другими социальными общностями и сферами общественной жизни, исследуются исторические типы и формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития, анализируются проблемы развития институтов семьи и брака сквозь призму социально-экономических, политических, правовых и духовных структур общества.

Студентам, изучающим проблемы социологии семьи, следует обратить внимание на то, что в социологии семья рассматривается, прежде всего, как один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих преемственность культурных и социальных форм общественной жизни. Эта роль семьи в обществе раскрывается в совокупности ее социальных функций, основными среди которых являются воспроизводство населения, хозяйственно-экономическая функция и функция социализации. Анализ конкретно-исторических форм реализации этих функций позволяет проследить динамику исторических форм семьи и брака.

Интерес социологов к проблемам семейных отношений не ограничивается анализом ее роли в обществе как макросистеме. Семья – это не только социальный институт, но и малая социальная группа, организованное объединение людей, члены которого соединены браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Такой подход позволяет социологам перейти к анализу внутрисемейных отношений, которые представляют особый интерес при изучении современной семьи.

Различия в структуре и характере внутрисемейных отношений дают основания для выделения различных типов семьи: бездетных, малодетных; однопоколенных, многопоколенных; социально гомогенных и гетерогенных; мононациональных и гетеронациональных (интернациональных). Социологи включают в свой анализ и демографические типы семьи: простые, усложненные, нуклеарные и сложные.

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, - подчеркивал Ф.Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются… ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется, прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам, заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, се структура и ролевое поведение ее членов. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности — с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись как содержание, так и ее социальные функции. Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативная и регулятивная (включая первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в семье).

Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д. Выделяют так называемую авторитарную структуру и, в связи с этим, авторитарные семьи, которые характеризуются жестким подчинением жены - мужу, а детей - родителям. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, па равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей, на сознании, а не принуждении. Важную роль в современных семейно-брачных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридических нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основные ролевые отношения в семье - мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) н невестки (зятя) и т.д. - характеризуются различными особенностями, которые существенно различаются в традиционных и современных семьях. Традиционные роли, когда женщина вела дом, хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. Сейчас подавляющее большинство женщин в одних регионах и значительная часть в других участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимают равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на функционирование семьи и на особенности брачно-семейных отношений, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супругов, но вместе с тем воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению уровня рождаемости и росту числа разводов. Для современной семьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения взаимоотношений между старшим и средним поколениями в семье и, одновременно с этим, растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Во-первых, традиционные нормы и ценности, во многом поддерживаемые традиционной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в отдельных семьях. Во-вторых, происходят изменения структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми. Наконец, основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Семья является объектом исследования многих общественных наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из наук в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. В центре внимания экономики находится семья, или домохозяйство, как экономическая, главным образом потребительская, ячейка, хотя в условиях осуществления экономической реформы ей все больше отводится место как производительной силе советского общества (семейный подряд и т.п.). Этнографические исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры населения в воспроизводстве населения.

Социология сосредоточивает внимание на анализе семьи как социального института, основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Социология семьи и брака изучает типы социальных отношений, характерных для семьи, факторы, определяющие численность и структуру семейной общности; связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; общественные функции семьи и ее особенности как социального института и психологической группы; мотивацию браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи; исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более усилить социальный контроль над браком и в то же время обесценить внерелигиозные и внеправовые санкции брака, в случае если они вступали в противоречие с интересами государства.

Вместе с брачным правом рождалась и половая мораль, исходящая из принципа подчиненности женщины и соответственно устанавливавшая «двойной стандарт» оценки сексуального поведения: один - для мужчин, другой - для женщин. Однако право оказало не только отрицательное, но и положительное влияние на моральные устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков полигамных отношений и увеличило ответственность родителей за воспитание детей. Кроме того, узаконивая господство мужчин над женщинами, оно в какой-то степени и ограничивало это господство, не позволяя ему превратиться в произвол. Некоторые правовые обязанности (например, супружеская верность и взаимопомощь) способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказывали общее облагораживающее воздействие на их мораль. Наконец, юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее их союз. И если брак нуждался в поддержке и защите, люди, состоящие в нем, могли апеллировать как к общественному мнению, так и к закону.

Следовательно, введение брачного права и возникновение связанных с ним правовых отношений между супругами явилось не только исторически закономерным, но и в значительной степени исторически прогрессивным событием, хотя оно и было связано с узаконением многих отрицательных с точки зрения норм общечеловеческой морали. Наряду с процессом, который можно обозначить как нормативную социализацию и ин-ституционализацию отношений между полами, происходил процесс их нравственного и эстетического обогащения, охвативший первоначально не все, а лишь отдельные слои общества и завершившийся появлением высшей формы этих отношений - индивидуальной половой любви.

Если в биологическом сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретную индивидуальность, т.е. половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер. Таким образом, в браке и супружеских отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (например, отношения между матерью и сыном, братом и сестрой), так и групповыми (например, отношения между родителями и детьми или в «неразделенных», больших семьях - между супружескими парами, детьми разных отцов и т.д.).

Семья - это социальный институт и в то же время обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В принципе система семьи стабильна, хотя степень и критерии ее стабильности в различные эпохи менялись. Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет как внешних по отношению к ней сил: права, религии, общественного мнения (в этом случае семья рассматривается в качестве социального института), так и внутренних связей, в которых реализуется взаимная эмоциональная или экономическая заинтересованность (в этом случае семья уже должна описываться и определяться как малая группа, причем не только в психологическом, но и в социальном значении данного термина).

В социологии приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака выделяются типы семейной организации: моногамия и полигамия.
В зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая, или нуклеарная, семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется другой ее тип - расширенная, или сложная, семья. Она включает три и более поколения или же две и более нуклеарных семьи, живущие вместе и связанные общим хозяйством, независимо от того, принадлежат ли они к одному или различным поколениям. Важным основанием для типологии семей, в частности нуклеарных, является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью (в состав которой входят оба супруга) и неполную, где один из супругов отсутствует. Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи
(см. табл. 7). Выделяется различное число фаз этого цикла: образование семьи - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребенка; окончание деторождения - рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребенка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными особенностями, проявляющимися в настроениях, образе мыслей и жизни людей. В итоге проблемы организации общественного быта, торговли, сервиса в целом становятся проблемами не только экономической, но и социальной, демографической и культурной политики.

Социальные противоречия в жизни семьи нередко коренятся и в существующих патриархальных традициях, старом укладе. Скажем, экономическая зависимость женщины в условиях несвободы самого брака, преобладания в нем экономических соображении над психологическим, нравственным, эстетическим и просто сексуальным выбором неизбежно влечет за собой снижение стандарта требований к этим сторонам семейной жизни и соответствующих ожиданий.
До сих пор это является характерной чертой браков в Среднеазиатском регионе. Вместе с тем укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщин превращает брачный выбор в непосредственное дело лиц, готовящихся вступить в брак, и значительно повышает уровень требований к брачному союзу как «союзу сердец», а не имуществ. Соответственно, связанные с браком ожидания все больше конституируются как ожидания счастливого супружества. Все это увеличивает «удельный вес», с одной стороны, психологической гармонии, с другой - психологических конфликтов в брачно-семейных отношениях. И чем утонченнее будет становиться человек как личность, чем восприимчивее будут его чувства, тем большую опасность будут представлять эти психологические конфликты для прочности и целостности семьи. Исследования мотивов вступления в брак показали, что, для вступающих в него, любовь, как правило, является главным фактором выбора будущего супруга.
Однако значительная часть браков, в которых главным мотивом является любовь, оценивается опрошенными как неудачные. Следовательно, приходится констатировать отсутствие жесткой взаимосвязи между мотивом брака и прочностью брачного союза. Одна из причин этого - сложность самого феномена любви, т.е. такие ее характеристики, как постоянство, глубина, прочность, непосредственно зависят, во-первых, от господствующих в обществе нравственных и эстетических ценностей, во-вторых, от интерпретации указанных ценностей на индивидуальном уровне.

Другая причина отсутствия однозначной зависимости между любовью и прочностью супружества состоит в том, что, повышая ожидания, связанные с браком, а вместе с ними и требования к партнеру, любовь, тем самым, увеличивает опасность разочарования и в том, и в другом, следовательно, нередко создает психологические конфликты, способные вызвать и негативное отношение к данному конкретному браку по любви и даже развод.

Наиболее уязвимой семья оказывается в первые годы своего существования из-за слабости системы подготовки молодежи к браку и психологической помощи (да и не только ее) молодой семье. Статистические факты свидетельствуют о большой важности и сложности начального этапа семейной жизни. Именно в первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений: происходит формирование социальной организации семьи (распределение авторитета, власти, обязанностей), налаживаются духовные связи между супругами, родителями и детьми, происходит сложный процесс взаимно и адаптации супругов, их родителей и родственников, интеграции семьи как психологической группы, определяются характер основных конфликтов и способы их преодоления. В то же время молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу как способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вполне преодолимых. Подобное «легкое» отношение к распаду семьи складывается в значительной степени благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. Последнее, кроме того, стимулирует случайные, морально не мотивированные браки, когда, уже в момент заключения брачного союза, существует четкая установка на развод, в случае, если хотя бы одна из сторон будет не удовлетворена совместной жизнью. Ясно, что подобные установки резко снижают уровень удовлетворенности браком, стимулируя его распад.

Фиксируемая многими исследователями морально-психологическая неподготовленность молодежи к браку не только дезориентирует ее поведение на первом, самом ответственном этапе супружеской жизни, когда особенно остро проявляются противоречия между связанными с ней ожиданиями и реальностью, но и стимулирует нравственно не мотивированные внебрачные половые связи, поскольку последние во мнениях и установках многих молодых людей отождествляются почти исключительно с сексуальным удовольствием и, как правило, не обусловлены духовной близостью и моральной ответственностью. Эта «либерализация» норм сексуального поведения, темпы которой значительно опережают темпы роста эффективности нравственно-эстетического воспитания молодежи, порождает целый комплекс проблем: завышенные притязания в сексуальной сфере, рассогласованность стереотипов мужественности и женственности, ложные представления о возможностях и потребностях друг друга, ориентация на совмещение супружества с внебрачными сексуальными контактами.

Изучение этой проблемы выявило возрастание доли внебрачных рождения, особенно в самой молодой (15 - 20 лет) и самой старшей (40 - 45 лет) возрастных группах женщин. И если рождение ребенка одинокой сорокалетней женщиной - обычно осознанный шаг, обусловленный естественным желанием стать матерью, то женщины младших возрастов оказываются в подобной ситуации, как правило, в силу случайных обстоятельств, вопреки своим жизненным планам и намерениям. Добрачная сексуальность, несомненно, связана с такими позитивными тенденциями, как рост экономической самостоятельности женщин, возрастание ценности личностных мотивов, прежде всего любви, в отношениях между полами. Но столь же бесспорна и ее связь с факторами другого рода: бесконтрольностью и - как следст-
вие - алкоголизацией межличностного общения подростков и молодежи; неразвитостью у значительной части молодого поколения потребностей в глубоких эмоциональных переживаниях, в любви как духовном, идеальном чувстве, а подчас и неспособностью к таким переживаниям; неинформированностью (или весьма слабой, приблизительной осведомленностью) молодежи о негативных, зачастую непоправимых последствиях морально не мотивированной половой жизни. И как следствие этого - рост такого явления социальной жизни, как проституция.

По мере роста числа разводов вероятность, что они могут быть компенсированы повторными браками, становится все меньшей. Особенно низок показатель повторных браков для женщин с детьми: лишь 10 - 15 % из них вновь выходят замуж. В результате ухудшается брачная структура населения, увеличивается количество неполных семей и не состоящих в браке лиц. Эти и подобные им данные свидетельствуют о серьезных трудностях, с которыми ныне сталкиваются многие люди при вступлении в брак и налаживании семейной жизни.

Социологические исследования показали, что эффективность семейного воспитания зависит главным образом от таких характеристик семьи, как ее состав (полная - неполная), нравственно-психологический климат, социальная ориентация, личный пример родителей, их общая и педагогическая культура, время и характер общения с детьми.

Главная в современном обществе воспроизводственная функция семьи - если под воспроизводством населения понимать его не только количественную, но и качественную сторону - связана с целым комплексом экономических и духовно-идеологических факторов. Эффективно стимулировать эту функцию семьи можно, лишь воздействуя на все факторы, среди которых в современных условиях наиболее существенное значение имеет всесторонняя помощь молодым семьям, материальное и моральное стимулирование рождаемости и более всего - рождение второго и третьего ребенка. По мере решения проблем, от которых непосредственно зависит воспитательный потенциал семьи, эффективность ее влияния на формирующуюся личность будет все в большей степени определяться развитием общественного бытового обслуживания и службы семьи, научной разработкой методов определения степени совместимости лиц, вступающих в брак, прогнозирования физического и психического здоровья будущих
детей.

Укрепление семьи - одна из важнейших целей социальной политики страны. Прочность семьи - не всегда показатель ее прогрессивности и социальной дееспособности. Если в качестве показателя прочности семьи взять, например, одно только количественное соотношение браков и разводов за определенный период времени, как это подчас делается, то самый легкий путь к ее укреплению - затруднить или вообще запретить расторжение брака. В этом случае статистика сразу обретает «благополучный» вид, что же касается воспитания детей, других функций семьи, то они от этого вряд ли выиграют. Более того, законсервированные внутрисемейные конфликты, безысходность ситуации будут сказываться на жизнедеятельности супругов подчас даже более тяжело, чем открытый разрыв. Не всегда оправдываются в случае ужесточения условий развода и надежды на более серьезное отношение молодежи к браку.

Нарушение структуры семьи, как показали исследования, оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими показателями, в частности с низким уровнем образования и квалификации родителей, а также с алкоголизмом отца
(матери).

Прочной и даже педагогически активной может быть и семья, сплоченная на базе антисоциальных по своей сути интересов (например, индивидуалистических, паразитических и т.д.), и семья, которая держится силой собственнических традиций. Как видно, чисто количественный подход к обеспечению прочности брачно-семейных отношений может извратить, деформировать сам процесс их развития, принести семье, воспитанию детей не пользу, а вред. Для того чтобы обеспечить оптимальность этого процесса, надо поставить «во главу угла» не сами по себе факты стабильности или нестабильности, сохранения или распада семьи, а те обстоятельства, которые ее сплачивают или разобщают.

Психологические конфликты в семье неизбежны уже потому, что семья - объединение людей, различных по психическому складу, возрасту, характеру и ряду других признаков. Однако одни семьи оказываются способными перманентно преодолевать эти конфликты, в других они накапливаются, обостряются, ведут к разрушению брака. Прочный брак - это всегда союз людей, глубоко заинтересованных в совместной жизни. Именно эта глубокая обоюдная заинтересованность противостоит повседневным житейским конфликтам, помогает измерять их истинный масштаб, гасить их.

Необходимо исходить из того, что семью создает не, само по себе, отношение «мужчина - женщина», а отношение «мать - ребенок», следовательно, отношение «отец - ребенок» и отношение «отец - мать». Иначе говоря, в основе семьи лежит социальная ответственность, любовь же - если это настоящее, глубокое чувство, а не его иллюзия или имитация - должна совпадать с этой ответственностью, как бы растворяться в ней, пронизывая и отношения взаимной ответственности.

При разработке социальной и демографической политики, связанной с развитием семьи и социальным воспроизводством населения, следует исходить из того, что в городах, где уже в настоящее время проживает большая часть населения страны, воспитание ребенка требует значительно больше времени и материальных затрат, нежели в сельской местности. Экономическая же помощь детей родителям сходит на нет. Поэтому традиционный экономический статус материнства приходит в противоречие с потребностями воспроизводства населения.

В целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, и разводов необходимо расширить систему подготовки молодежи к браку, а также социально-психологическую службу помощи семье и одиноким людям. Целесообразность этих мер обусловлена и тем, что в современных условиях возрастает роль семьи как фактора, обеспечивающего эмоциональный комфорт и психологическое здоровье людей. Если же семья не выполняет эту роль, то она скорее, чем какая-либо другая малая группа, в которую включен человек, будет служить источником невротизации и алкоголизма, раз личного рода отклоняющегося поведения.

Исследуя функционирование семьи в обществе, характер и содержание внутрисемейных отношений, социологи устанавливают корреляции между семейной структурой общества и брачным состоянием, которое фиксируется статучреждениями. В каждом обществе, кроме женатых и замужних, есть холостые и незамужние, вдовы и разведенные. Связь брачного состояния и его изменений с семейной структурой общества позволяет строить прогноз не только о динамике этой структуры, но и об изменениях социальных функций семьи и ее формах. [9]

Обширная литература по этой теме позволит студентам ознакомиться с эмпирическим данными, полученными социологами, изучающими проблемы семьи в т.ч. и в Беларуси, для которой характерны некоторые региональные особенности в развитии семейно-брачных отношений.


Контрольные вопросы к теме №8

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Образование как социальный институт: сущность, структура, функции.

2. Образование в информационном обществе.

3. Основные направления реформы образования в Республике Беларусь.

4. Образование и жизненное самоопределение.

5. Молодежь и образование.

6. Образование взрослых.

7. Понятие брака и семьи.

8. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.

9. Социальные функции семьи.

10. Проблемы и перспективы семьи.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

4. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипов. М., 1998.

5. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

6. Социология: Курс лекций / Под ред. А. Вмиронова. М., 1996.

7. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

8. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

Дополнительная:

1. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.

2. Зиновский В.И. Численность и основные социально-демографические характеристики населения Республики Беларусь по данным переписи населения 1999 года // Социология. 1999. №4.
С. 3 – 18.

3. Кириенко В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования // Социология. 1999. №1.
С. 35 – 57.

4. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

5. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. М.-Мн., 2000.

6. Социологический словарь. Мн., 1991.

7. Шавель С.А., Рубанов А.В., Смирнов Р.А. Социальная стратификация, мобильность, идентификация. Мн., 1998.

8. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.