КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сборочные работы в крупном машиностроении
Сборка крупных и тяжелых машин обычно производится в условиях единичного и мелкосерийного, а в редких случаях − серийного производства и связана с рядом особенностей. Достижение высокой точности обработки ответственных крупных и тяжелых деталей, требуемой от них при сборке по принципу полной взаимозаменяемости, на современном уровне технического развития предприятий крупного машиностроения при существующем у них станочном оборудовании во многих случаях экономически нецелесообразно. В связи с этим в отраслях машиностроения, связанных с производством крупных, мощных и точных машин, основными методами достижения требуемой высокой точности являются методы пригонки и регулирования размеров с применением разнообразных компенсаторов при отказе от повсеместного использования принципа взаимозаменяемости. Применяются подвижные и неподвижные компенсаторы. К неподвиж-ным относятся: регулировочные кольца, прокладки, шайбы, втулки и др.; к подвижным − клинья, эластичные или пружинные муфты, регулировочные гайки, стопорные винты и т.д. Метод применения компенсаторов не требует соблюдения высокой точности размеров при механической обработке отдельных деталей, обеспечивает высокую точность замыкающего звена независимо от общего числа звеньев размерной цепи, позволяет поддерживать достигнутую точность при эксплуатации. Недостатком метода является увеличение номенклатуры изготовляемых деталей. Например, в турбостроении широко применяется сборка, при которой взаимное расположение сборочных единиц достигается на основе применения проверочных технологических баз с выверкой по поверхностям и другим элементам конструкции деталей, принадлежащим собираемым сборочным единицам, Ориентация сборочных единиц достигается предварительной установкой компенсаторов либо их установкой после выверки. При сборке подшипников, например, положение опорных вкладышей регулируется установкой компенсаторов между гнездом в корпусе и подушкой вкладыша или обоймы. Но имеет место и подгонка части включенных в конструкцию компенсаторов путем слесарной или механической обработки. В таких случаях метод сборки с применением компенсаторов объединен с методом пригонки. Положительной особенностью метода пригонки является высокая точность, достигаемая при сборке многозвенных сборочных единиц. Однако этот метод имеет очень существенные недостатки. Пригоночные работы трудоемки и слабо поддаются нормированию. Та часть из них, которая выполняется на металлорежущем оборудовании, как правило, расположенном вне отделения сборки, нарушает ритм и удлиняет цикл сборки. Для выполнения слесарной пригонки требуются рабочие высокой квалификации. При пригонке собираемые сборочные единицы загрязняются стружкой, абразивом, маслом, для удаления которых нередко требуется разборка, промывка и повторная сборка. Поэтому борьба за сокращение пригоночных работ является мерой, направленной на повышение производительности труда и сокращение тяжелых ручных работ. В настоящее время, например, в турбостроении широко распространен метод сборки с пригонкой по так называемым формулярам. Он подразделяется на две разновидности: при одной из них формуляр может быть составлен после обработки первой детали и ее измерения без промежуточной сборки, а при другой − указанная возможность исключается и для составления формуляра и измерения первой детали требуется промежуточная сборка. Технологический процесс испытания собранного изделия или отдельных его сборочных единиц представляет собой комплекс работ, связанных с доведением характеристик этих сборочных единиц до значений, установленных техническими условиями. Процессы, не подпадающие под определение процессов собственно сборочных работ и испытаний, являются дополнительными. Они подразделяются на слесарно-доделочные, пригоночные, связанные с промежуточной сборкой в целях совместной обработки, для замера при контроле, работу по демонтажу перед транспортированием и на некоторые другие. Собственно сборочные процессы, связанные с испытанием, и различного рода дополнительные работы в совокупности составляют слесарно-сборочные работы. Они не сосредоточены исключительно в сборочных цехах или в отделениях сборки механо-сборочных цехов. Часть из них, особенно дополнительные работы, выполняются и между операциями механической и других видов обработки или в качестве перехода включаются в состав операции. Указанные работы производятся в отделениях механической обработки механосборочных цехов или в механических цехах. Все это естественно приводит к повышению доли трудоемкости слесарно-сборочных работ в общей трудоемкости изделия и к увеличению объема пригоночных работ. Структура трудоемкости по видам механосборочных работ хорошо отлаженной в производстве и серийно выпускаемой, например, мощной паровой турбины К-300-240 приведена в табл. 26.2. Таблица 26.2 Структура трудоемкости основных видов механо-сборочных работ при изготовлении паровой турбины К-300-240
Из табл. 26.2 видно, что общий объем слесарно-сборочных работ по данной турбине составляет одну треть от трудоемкости механической обработки. При этом в общем объеме трудоемкости слесарно - сборочных работ только 40,6 % представляют собственно сборочные работы и 47,2 % работы являются дополнительными работами, связанными с промежуточной сборкой, доделочными и пригоночными работами и демонтажом. Слесарно-сборочные работы в крупном машиностроении во многих случаях являются ручными. Например, в процессе сборки 44-х основных сборочных единиц турбины К-300-240 и при ее общей сборке пригоняются детали 123 наименований (общим числом 1319 шт.). Основными частями доделочных работ по этой турбине являются: промежуточная сборка для определения размеров компенсаторов; сборка под совместную обработку; шабрение, связанное с растачиванием корпусов цилиндров и подшипников и т. п., трудоемкость которых составляет 39 % от трудоемкости всех доделочных работ. Около 20 % трудоемкости доделочных работ составляет трудоемкость шабрения разъемов корпусов цилиндров, подшипников, диафрагм и других плоских поверхностей. Трудоемкость промежуточной сборки и подгонка компенсаторов, связанная с обработкой роторов, достигают 20 % от всех доделочных работ по этой турбине. Общий цикл сборки крупных машин чрезвычайно удлиняется из-за нарушения непрерывности процесса сборки, связанной с передачей после промежуточной сборки сборочных единиц и отдельных деталей на рабочие места для станочной механической обработки, которые обычно расположены вне сборочных отделений. При этом механическая обработка заключается в доведении деталей резанием до размеров, указанных в составленных при сборке формулярах: в обработке ряда поверхностей деталей подшипников, торцов полумуфт, уплотнений, компенсаторов, шпонок и т. д. Приведенные данные показывают, что при современном уровне развития технологии крупного машиностроения полное устранение пригоночных работ при сборке является невозможным. В связи с этим, наряду с задачей всемерного сокращения объема этих работ путем совершенствования технологии механической обработки деталей и повышения ее точности и качества, ставится важнейшая задача всемерного совершенствования техники выполнения пригоночных операций, их механизации и контроля, которая осуществляется с целью общего повышения качества и производительности сборочных работ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |