Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие права БССР




В этот период право республики развивалось в русле общей поли­тики Союза ССР и тех главных хозяйственно-политических задач, на которые нацеливала Коммунистическая партия В связи с этим весьма характерными нормативными актами, отражающими суть данного этапа развития государства, являлись совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, постановления ЦК КПСС, ВЦСПС и Совета Министров СССР. Они принимались не только в связи с решением общесоюзных вопросов, но и непосредственно касались деятельности республики. Например, по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 февраля 1957г. "О мерах подъема сельского хозяйства Белорусской ССР были списаны долги колхозов государству, повышены заготовительные и закупочные цены на картофель и пр.

Развитие права БССР в этот период шло по трем основным на­правлениям:

1) принимались общесоюзные нормативные акты, действующие на территории всех союзных республик;

2) в связи с определенным разграничением компетенции Союза ССР и союзных республик в сфере законодательства принимались Союзом ССР Основы законодательства, устанавливающие основные принципы, понятия и положения соответствующих отраслей права, а согласно этим законам союзные республики принимали новые и пересматривали действующие кодексы и законы;

3) республикой принимались собственные законодательные акты. На первом этапе, особенно в 50-е годы, законотворческая деятельность законодательных органов была направлена на восстановление разрушенного войной народного хозяйства Белорусской СССР, а в последующие годы — на "всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, руководство хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата (Материалы XXIII съезда КПСС. М..1961.С.496.)

Гражданское и гражданско-процессуальное право. После отмены в 1947 г. карточной системы расширяется сфера применения договора розничной купли-продажи, расширяются права граждан БССР и в области других гражданских правоотношении, например, в области жилищного найма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" гражданам республики предоставлена возможность приобретать на правах личной собственности (купить или построить) дом в один или два этажа с числом комнат от одной.до пяти. В связи с этим законодательством БССР регламентируется порядок выделения и размеры земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. В сентябре 1953 г. запрещается административное выселение граждан из ведомственных домов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В связи с несоответствием ГК 1923 г. новым условиям развития государства и многочисленностью гражданско-правовых нормативных актов возникла необходимость в совершенствовании гражданского законодательства. В 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик - первая общесоюзная кодификация норм советского гражданского права. Вслед за этим союзные республики начали разработку проектов новых ГК. В БССР новый Гражданский кодекс был утвержден Верховным Советом 11 июня 1964 г. и введен в действие с 1 января 1965 г. Воспроизведя почти полностью систему и нормы Основ, ГК БССР в пределах своей компетенции, предоставленной республике в области гражданско-правового регулирования, конкретизировал регламентацию гражданско-правовых отношений. В общие положения, в частности, были включены правила о прекращении деятельности юридических лиц, об условных сделках, доверенности и др., а также содержались нормы, не предусмотренные Основами: договоры мены, дарении, хранения, безвозмездного пользования имуществом, поручения, от­чуждения жилого дома с условием пожизненного содержания владельца и т.д. ГК БССР состоял из 8 разделов и 43 глав, в которых рассматривались: право собственности, обязательственное право, авторское право, право на открытие, право на изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, наследственное право, правоспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений. В ГК были четко определены содержание и объекты каждой из форм социалистической собственности и правовые формы ее сохранения. Правовое регулирование отношений личной собственности было направлено на недопущение ее перерастания в частную собственность. В области имущественных отношений обеспечивалось правильное осуществление прав и исполнение обязанностей как организациями, так и гражданами в соответствии с принципами социалистического общества, не допускалось осуществление прав и противоречие этим принципам. Правовое регулирование связей между юридическими лицами шло в направлении укрепления плановой и договорной дисциплины, а также в повышении значения хозрасчета.

По сравнению с предшествующим кодексом ГК 1964 г. более полно регулировал имущественные отношения. Он содержал отсутствующие в кодексе 1923г. главы о договорах поставки, подряда па капитальное строительство, государственных закупок сельскохозяйственной продукции, перевозок, о кредитно-расчетных отношениях организаций и др. Однако фактически эти отношения регулировались детально общесоюзными законодательными актами, поэтому в ГК лишь воспроизводились соответствующие статьи Основ гражданского законодательства. В новом ГК БССР имелись специальные главы об авторском изобретательском праве и праве на открытие, которые ранее регламентировались иными законодательными актами. В связи с определенным экономическим развитием государства ряд институтов гражданского права с течением времени подвергся изменениям и дополнениям.

Положение о социалистическом государственном производственном предприятии, принятое СМ СССР 4 октября 1965 г., расширило права юридических лиц, в частности право оперативного управления имуществом и прежде всего оборотными средствами. Усиление экономических методов хозяйствования повысило роль хозяйственного договора как основного документа, определяющего права и обязанности сторон и сопровождалось усилением средств, обеспечивающих выполнение основанных на договоре обязательств, в том числе и гражданско-правовой ответственности предприятий и организаций. Большое значение приобретает стимулирующая функция имущественной ответственности. Начиная с 1967 г., принимается ряд нормативных актов, предусматривающих увеличение размеров неустоек за невыполнение или ненадлежащее выполнение плановых и планово-договорных обязательств. Арбитражу предоставляется право при грубом нарушении условий договора повышать размер имущественной ответственности до 50% и передавать эту часть взысканных сумм в доход союзного бюджета.

В 1967-1969 гг. принимаются постановления по улучшению планирования и организации материально-технического снабжения народного хозяйства, разрабатываются положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. В 1970 г. утверждаются новые правила о договорах подряда на капитальное строительство, усиливающие ответственность сторон по договору, принимаются Основные положения о годовом и квартальном планировании перевозок и др. После принятия ГК получает дальнейшее развитие гражданское законодательство относительно прав и законных интересов граждан республики. В 1965 г. СМ БССР принял постановление "Об устранении необоснованных ограничений личного подсобного хозяйства колхоз­ников, рабочих и служащих'". В связи с реконструкцией городов и на­селенных пунктов в ГК вносятся дополнения, касающиеся расширения прав граждан при сносе их домовладений в целях государственных и общественных потребностей. В этот период строго регламентируется порядок распределения жилого фонда в домах местных Советов и ве­домств, порядок обмена жилых помещений, уточняются основания выселения с сокращением списка предприятий, которым предоставлено право выселения в судебном порядке рабочих и служащих, прекратив­ших трудовые отношения. Обновляется законодательство, регулирующее отношения купли—продажи товаров в кредит. 1 июля 1966 г. в республике утверждается новый примерный Устав жилищно­-строительного кооператива, способствующий дальнейшему развитию кооперативно-жилищного строительства и др.

Изменения гражданско-процессуального законодательства этого периода касались вопросов подведомственности, подсудности, пере­смотра решений и определений судов в порядке надзора и др. Так, в соответствии с Положением о порядке рассмотрения трудовых споров от 1 января 1957г. большую часть трудовых конфликтов стали рассматривать комиссии по трудовым спорам и фабрично-заводские комитеты профсоюзов. Трудовые споры подлежали рассмотрению в народном суде, как правило, после рассмотрения их в комиссиях ФЗМК.

Большое значение имело постановление пленума Верховного Суда СССР от 7 мая 1954 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан", в котором говорилось о преимущественном судебном рассмотрении таких дел и приводился примерный перечень подлежащих установлению в суде фактов: о на­личии родственных отношений, регистрации усыновления, развода, рождения, смерти; нахождение в фактических брачных отношениях, на иждивении; принадлежности правоустанавливаемых документов. 7 июня 1950 г. СМ БССР утвердил новое Положение о Государственном нотариате, в котором регулировался порядок организации нотари­альных контор, определялись функции и общие правила их деятель­ности, давался подробный перечень нотариальных действий и порядок их совершения. Сеть нотариальных контор в республике с 1954г. утверждалась Министерством юстиции БССР. 29 апреля 1956 г. СМ БССР утвердил новое Положение о Государственном нотариате.

11 июня 1964 г. Верховный Совет республики принял закон "Об утверждении Гражданского процессуального кодекса БССР". Новый ГПК состоял из двух частей, шести разделов, разделенных на 32 главы. В первой части кодекса, состоящего из двух разделов, помещены нормы, касающиеся основных положений и принципов советского процессуального права, состава судов, подведомственности споров, доказательств, судебных расходов, процессуальных сроков, судебных извещений, вызовов и штрафов. В остальных разделах регламентированы порядок производства дел в суде первой инстанции, в кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также порядок исполнения судебных решений. В отличие от предыдущего ГПК в новом кодексе более четко разграничивались права и обязанности лиц, участвующих в процессе, регламентировался новый процессуальный порядок разрешения ряда вопросов, упрощался порядок пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам и др. В отличие от ГПК других республик ст.239 ГПК БССР предусматривает возможность возбуждения по инициативе суда дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим. Впоследствии в ГПК были внесены некоторые дополнения и изменения. В 1966г. был изменен порядок рассмотрения дел о расторжении брака. Окончательное решение о расторжении брака стали выносить районные (городские) народные суды. Была отменена обязательная публикация сообщения о расторжении брака в печати.

Вступление в силу ГК и ГПК вызвало необходимость принятия в 1967 г. нового Положения о Государственном нотариате БССР. В 1974 г. СМ БССР утвердил Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров БССР и Положение о Госарбитраже при исполкоме областного Совета депутатов трудящихся. После принятия общесоюзного закона о деятельности нотариата Верховный Совет БССР принял новый закон "О государственном нотариате" и ввел его в действие с 1 октября 1974г. В связи с этим в 1975 г. были внесены дополнения и изменения в ГПК республики.

Земельное право. В 1955 г. были введены обязательный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям и государственная регистрация всех землепользователей по единой общесоюзной системе: Учету подлежали все земли, находившиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, предприятий и организаций, 'единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного запаса и государственного лесного фонда. Руководство учетом земель и регистрацией землепользования, контроль за правильным использо­ванием земель, в чьем бы ведении они не находились, возлагалось на Министерство сельского хозяйства СССР, указания которого являлись обязательными для всех министерств, ведомств, учреждений, организаций. С 1963 г. в этот порядок были внесены изменения и функции учета и регистрации земель возложены на производственные колхозно-совхозные управления, а в пределах городов областного и республиканского подчинения — на горисполкомы.

В 1965 г. СМ БССР в соответствии с общесоюзным законом принял постановление, устраняющее необоснованные ограничения личного подсобного хозяйства, согласно которому семье рабочих, служащих и других граждан, не членам колхоза, проживающих в сельской местности, были установлены дифференцированные (от 0,15 до 0,4 га) размеры приусадебных участков.

В декабре 1968 г. ВС СССР принимает Основы земельного законодательства СССР и союзных республик. В связи с этим ВС БССР 24 декабря 1970 г. принимает Земельный кодекс республики. В кодексе особое значение придавалось землям сельскохозяйственного.назначе­ния, предусматривалось ряд гарантий против необоснованного изъятия особо ценных сельскохозяйственных угодий, устанавливались права землепользователей и их ответственность за нарушение земельного законодательства. В 1975 г. СМ СССР принял постановление о выдаче всем землепользователям государственных актов на право пользования землей и утвердил единую форму акта.

Уголовное и уголовно-процессуальное право. Уголовное законодательство данного периода основывалось на общесоюзных нормативных актах. 26 мая 1947 г. Указом Президиума ВС СССР отменялась смертная казнь, а в качестве высшей меры наказания предусматривалось заключение в исправительно-трудовом лагере 'сроком на 25 лет. Однако 12 января 1950 г. была установлена смертная казнь к изменникам Родины, шпионам и диверсантам. В 1954 г. применение смертной казни было распространено и на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

В 50-х годах начался процесс сужения сферы уголовной ответственности. Так, в 1955 г. была отменена уголовная ответственность за самовольный проезд в товарных поездах, отменяется уголовная ответственность руководи гелии предприятий и организаций за продажу, обмен и отпуск на сторону оборудования и материалов, в 1956 г. — уголовная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия и учреждения и за прогул без уважительной причины и др.

25 декабря 1958 г. ВС СССР принял Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, заменившие Основные начала уголовного законодательства 1924 г. В четырех разделах Основ (общие положения, о преступлении, о наказании, о назначении наказаний и об освобождении от наказания) были регламентированы самые важные вопросы Общей части советского уголовного законодательства. После этого началась разработка проекта нового УК БССР. Принятый ВС БССР 29 декабря 1960 г. и введенный в действие с 1 апреля 1961 г. новый Уголовный кодекс республики состоял из Общей и Особенной частей. Общая часть включала положения Основ уголовного законодательства и содержала такие понятия, как преступление, соучастие, устанавливала возраст уголовной ответственности, сферы уголовной ответственности и ограничения применения наказания. В Общую часть входила глава, которая раскрывала новые положения о принудительных мерах медицинского и воспитательного характера. УК БССР предусматривал возможность освобождения от уголовной ответственности в случае, если ко времени рассмотрения дела в суде совершенное виновным деяние потеряло характер общественно-опасного или он сам перестал быть общественно-опасным, а также в случае, когда виновный своим безупречным поведением и честным отношением к труду ко времени рассмотрения дела в суде не мог быть признан общественно-опасным.

Новый Уголовный кодекс сохранил такие институты освобождения от уголовной ответственности и наказания, как истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности или приговора, условно-досрочное освобождение, амнистия или помилование, а также впервые ввел институты освобождения от уголовной ответственности с передачей дела в товарищеский суд и в связи с передачей виновного на поруки.

УК БССР предусматривал следующие виды наказания: 1) лишение свободы; 2) ссылка; 3) высылка; 4) исправительные работы без лишения свободы; 5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 6) штраф; 7) увольнение от должности; 8) общественное порицание; 9) направление в дисциплинарный батальон военнослужащих срочной службы; 10) кон­фискация имущества; 11) лишение воинского или специального звания.

В виде временной исключительной меры наказания регламентировалось применение смертной казни. С 25 до 15 лет сокращался срок лишения свободы, с 10 до 5 лет — максимальный срок ссылки. Уменьшался с 25 до 20% размер удержания из заработка ври назначении исправительных работ. Был конкретизирован институт условного осуждения с испытательным сроком в 5 лет (вместо 10 лет по УК БССР 1928 г.). Впервые в Уголовном кодексе было дано понятие особо опасного рецидивиста и оговорено, что к таковым не может быть применено условно-досрочное освобождение, амнистия и др.

Особенная часть содержала главы, посвященные видам Преступлений: 1) государственные преступления; 2) преступления против социалистической собственности; 3) преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; 4) преступления против политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан; 5) преступления против личной собственности граждан; 6) хозяйственные преступления; 7) должностные преступления; 8) преступления против правосудия; 9) преступления против порядка управления; 10) преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения; 11) воинские преступления. В сравнении с У К БССР 1928 г. была существенно перестроена система Особенной части. Так, имущественные преступления были разделены на преступные деяния против социалистической собственности и против личной собственности, появились новые главы о преступлениях против политических, трудовых, жилищных и иных прав граждан, против правосудия и др. Из УК БССР исключены ряд составов преступлений (дискредитирование власти, провокация взятки, при­нуждение к аборту, нарушение правил торговли), ряд деяний признавался преступлениями в случае их совершения после применения мер общественного, дисциплинарного или административного воздействия (например, самогоноварение), сужался ряд составов преступлений (например, выпуск не доброкачественной продукции признавался преступлением лишь в случае неоднократности или крупных размеров).

После принятия УК БССР 1960 г. он подвергался существенным изменениям и дополнениям, вызванным и первую очередь обнаружившимися пробелами в уголовном закон Так, в 1965 г. в УК была введена статья, предусматривающая ответственность за угон автомототранспортных средств без цели их хищения. Большая часть дополнений была связана с установлением уголовной ответственности за деяния, ранее не образующие состава преступления: совершенное впервые самогоноварение; заранее не обещанное укрывательство; получение взятки при отягчающих обстоятельствах; небрежное использование сельскохозяйственной техники; сопротивление работнику милиции или народному дружиннику, не соединенное с насилием или угрозой его применения; скармливание скоту и птице хлебопродуктов; самовольная без надобности остановка поезда; вовлечение несовершеннолетних в пьянство и др. Позже в связи с рядом обстоятельств уточняются и дополняются не только статьи, не подвергнувшиеся изменениям, но и переработанные, дополненные или же вводятся новые статьи, связанные с предыдущими В 1973-1975 гг. устанавливается уголовная ответственность за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, угон воздушного судна, за действия, способствующие наркомании, уточняется и повышается ответственность за изготовление и сбыт крепких спиртных напитков и др.

Значительную часть составляют изменения и дополнения, связанные с усилением наказаний за ряд тяжких преступлений (например, расширяется применение смертной казни), однако изменения свидетельствуют и о смягчении наказания за совершение некоторых преступлений. Следует иметь в виду, что УК был принят в период широкого распространения субъективистской тенденции — в кратчайший срок покончить с преступностью в СССР, поэтому многие изменения связаны с исправлением влияния этой тенденции.

Развитие уголовно-процессуального законодательства данного периода шло в направлении ликвидации всех тех негативных явлений в деятельности органов расследования, прокуратуры и суда, которые были допущены ранее. Ликвидацией в 1953 г. Особого совещания пря МВД СССР как неконституционного органа правосудия был восстановлен принцип осуществления правосудия только судом. Постепенно устранялась чрезмерная централизация судебного надзора, расширялись права прокурорского надзора, отменялись процессуальные нормы, ограничивающие право обвиняемого на защиту и др. В связи с этим важное значение имело "Положение о прокурорском надзоре в СССР", утвержденное Президиумом ВС СССР 24 мая 1955 г., определившее в числе важнейших задач прокуратуры надзор за соблюдением органами дознания и предварительного Следствия установленного законом порядка расследования преступлений, а также надзор за вынесением судебными органами законных и обоснованных приговоров, определений и постановлений. С отменою в 1956 г. упрощенного порядка производства по делам о террористических актах и террористических организациях, вре­дительстве и диверсиях устанавливался единый порядок судопроиз­водства по уголовным делам.

После принятия ВС СССР 25 декабря 1958 г. '"Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" был разработан и принят ВС БССР новый Уголовно-процессуальный кодекс республики. Он вступил в действие с 1 апреля 1961 г. Воспроизводя положения Основ уголовного судопроизводства, развивая и конкретизируя их, УК БССР законодательно закрепил демократические основы деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры по производству уголовных дел, значительно расширил права и гарантии прав участников процесса. В кодексе был регламентирован единый процессуальный порядок производства уголовных дел, исключалось какое бы то ни было упрощение при расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел, уделялось внимание вовлечению общест­венности в работу по борьбе с преступностью, говорилось не только об обеспечении неотвратимости наказания, но и о необходимости выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и о профилактике преступной деятельности.

УПК БССР состоял из семи разделов, объединяющих 34 главы, в которых изложены общие положения уголовного процесса, права и обязанности участников процесса, источники доказательств, порядок возбуждения уголовного дела, порядок деятельности органов дознания и предварительного следствия, порядок судопроизводства, порядок исполнения судебных приговоров и др. Позже УК БССР был дополнен новыми положениями, увеличилось не только количество статей, но и появились два новых раздела и новые главы. Например, в 1966 г. УПК был дополнен разделом восьмым "Производство дел о хулиганстве".

Для УПК БССР 1960 г. характерно закрепление единой системы важнейших демократических принципов советского уголовного про­цесса. В нем говорилось о презумпции невиновности, соблюдении законности и установлении истины по каждому уголовному делу, в связи с чем суд, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязанным были принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие, как отягчаю­щие, так и смягчающие вину обстоятельства. Впервые был закреплен в УПК принцип осуществления правосудия по уголовным делам только судом. Никто не мог быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда. Были закреплены также такие важнейшие принципы уголовного процесса, как осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом, обязательное участие в судебном разбирательстве народных заседателей и коллегиальное рассмотрение дел, независимость судей и подчинение их только закону, ведение судопроизводства на национальном языке или языке большинства местного населения, гласность судебного разбирательства, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту и др.

Практика применения нового уголовно-процессуального законодательства, введение в УК БССР новых составов преступлений, упорядочение и совершенствование деятельности органов прокуратуры, следствия, дознания, а также необходимость большего обеспечения прав граждан потребовали внесения изменений и дополнений в УПК БССР 1960 г. В 1966г. были введены новые статьи, регламентирующие порядок привлечения специалиста к участию в деле, условия и порядок применения звукозаписи, киносъемки и других технических средств при производстве следственных действий. В 1970 г. кодекс был дополнен статьями о порядке содержания под стражей как мере пресечения, об обязательном участии защитника на предварительном следствии с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и по делам лиц, не владеющих языком судопроизводства, а также обвиняемых в преступлениях, за которые могла быть назначена смертная казнь. В последующие годы также вносились новые изменения и дополнения в УПК. О существенном изменении кодекса свидетельствует то, что с момента принятия количество статей УПК увеличилось от 399 до 411 (по состоянию на 1992г.). Процесс совершенствования уголовно-процессуального закона продолжается.

В рассматриваемый период был принят ряд других важных нормативно-правовых актов, которые в связи с очередным этапом развития государства претерпевали изменения. Так, в 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР утвердили новый примерный Устав колхозов, в 1969^г. Верховный Совет БССР утвердил новый Кодекс о браке и семье (КоБС), в 1972 г— новый КЗоТ БССР, в 1971г. -— Исправительно-трудовой кодекс БССР, а в 1984 г. — первый Кодекс об административных правонарушениях БССР и т.д. Все эти законодательные акты принимались в соответствии с общесоюзными Основами законодательства.

КОНСТИТУЦИЯ БССР 1978 г.

7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята послед­няя общесоюзная Конституция. В связи с этим началась разработка проектов республиканских конституций. 14 апреля 1978 г. на вне­очередной 9-й сессии Верховного Совета БССР 9-го созыва была принята Конституция республики. Она была построена, как того и требовал общесоюзной закон, "в полном соответствии с Конституцией СССР". Преамбула Конституции БССР содержала положение, несоответствующее исторической действительности, где говорилось, что белорусы "с помощью русского пролетариата впервые в истории обрели свою государственность, образовав БССР". Конституция БССР 1978 г. состояла из 10 разделов и 19 глав. I. Основы общественного строя и политики БССР. II. Государство и личность. III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство БСС Р. IV. Советы народных депутатов БССР и порядок их избрания. V. Высшие органы государственной власти и управления БССР. VI. Местные органы государственной власти и управления БССР. VII. Государственный план экономического и социального развития БССР. Государственный бюджет БССР. VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор. IX. Герб, флаг, гимн и столица БССР. X. Действие Конституции БССР и порядок ее изменения.

В первом разделе ''Основы общественного строя и политики БССР" говорилось о политической и экономической системе, в частности о руководящей и направляющей роли КПСС, о социалистической соб­ственности на средства производства в форме государственной /общенародной/ и колхозно-кооперативной, а также о вопросах социального развития и культуры, внешнеполитической деятельности БССР и защите социалистического Отечества.

Второй раздел "Государство и личность" посвящен гражданству Белорусской ССР, вопросам обеспечения равноправия граждан и основным правам, свободам и обязанностям. Декларативно провозглашались права граждан на жилище, охрану здоровья, пользование достижениями культуры, участие в управлении государственными и общественными делами, объединение в общественные организации и др.

В третьем разделе "Национально-государственное и административно-территориальное устройство БССР" определены положения республики в составе Союза ССР, и правомочиях Белорусской ССР.

В четвертом разделе "Советы народных депутатов и порядок их избрания закреплялась система и принципы деятельности Советов народных депутатов, избирательная система, основы правового статуса народного депутата.

Пятый раздел "Высшие органы власти и управления Белорусской ССР" содержал нормы, которые определяли место и роль Верховного Совета как высшего органа государственной власти республики, поря­док формирования и деятельности Президиума Верховного Совета, а также состав и компетенцию правительства - Совета Министров Белорусской ССР.

В шестом разделе говорилось о порядке формирования и деятельности местных Советов и их исполкомов.

Седьмой раздел посвящен государственному плану экономического и социального развития и государственному бюджету' БССР.

В восьмом разделе "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор" говорилось о порядке формирования судебных органов республики, об осуществлении правосудия только судом, о ведении судо­производства на белорусском или русском языке или на языке большинства населения данной местности, о прокурорском надзоре и о подчинении органов прокуратуры Генеральному прокурору СССР.

Девятый раздел Конституции был посвящен гербу, флагу, гимну и столице Белорусской ССР. В десятом разделе говорилось о действии Конституции и о порядке ее изменения.

В последующие годы в связи с этапом перестройки государства и республики Беларусь.

 

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА БЕЛАРУСИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-х ГОДОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.