Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В психическом развитии ребенка




Отклонения

Каковы перспективы воспитания детей в семье без отца? На этот счет существуют разные, зачастую противоречивые точки зрения, но почти все они сводятся к мысли о том, что отсутст­вие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

1. нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, анали­тические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;

2. менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

3. затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

4. становится возможным формирование избыточной при­вязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, кото­рый мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной се­мьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Как связано участие мужчины в воспитании с формированием этих ка­честв с учетом того, что структуры мужского и женского мышления несколько различны? Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации, более склонны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, часто имеют умелые руки, и вообще их ум направлен боль­ше на вещи, чем на людей. Женщины же часто превосходят мужчин в том, что касается речевых навыков, у них больший словарный запас по сравнению с мужчинами, они умеют опе­рировать понятиями, способны к быстрому интуитивному схватыванию ситуации в целом. Они обычно лучше разбира­ются в людях, более тонко чувствуют нюансы межличностных отношений. Конечно, есть множество исключений, но это хо­тя и самые общие, но тем не менее реальные тенденции.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важ­но, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встре­чались оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смер­тью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, — отрицательно сказывается на развитии математических способностей как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных исследований, способности к ма­тематике, особенно к геометрии, — качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Мате­матические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей не связана ни с матери­альными трудностями «безотцовой» семьи, ни с конфликта­ми, сопровождающими уход отца. В ее основе — отсутствие специфики интеллектуальной среды, создаваемой мужчиной. Женщины, чье детство прошло без мужского влияния, испы­тавшие в этот период дефицит мужского общения, часто всю жизнь страдают страхом перед математикой, необходимость произвести самые простые математические действия (на­пример, подсчитать сдачу в магазине) приводит их в замеша­тельство.

Известно, что на развитие интеллекта влияют наследствен­ность, социальное окружение, собственный опыт ребенка. По­этому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жиз­ненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился от­ца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жиз­ни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы.

Наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на ха­рактер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Согласно исследовательским данным чем чаще маль­чик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.

Возможны и другие варианты, когда мнение отца относи­тельно значимости академических успехов в дальнейшей жиз­ни может стать определяющим и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе. Особенно это касается девочек. В частности, причина их учебных неудач может быть связана с тем, что отец внушал девочке правила женского поведения в его наиболее традиционной форме: женщина слаба и пассив­на, она требует от мужчины постоянной заботы и внимания, ее дело — дом и быт, всякие же науки, карьера и умственное развитие — прерогатива сильных мужчин. Результатом подоб­ного мужского воздействия явилось то, что точно определив свое место в жизни, девочка была совершенно удовлетворе­на собой, и постоянные тройки «с натяжкой» по геометрии и физике ее мало волновали.

Описанные выше варианты влияния отца (мужчины) на ум­ственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-то жестких механизмов, причинно-следственных свя­зей. Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенден­циях. Существует множество примеров того, как дети, вырос­шие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями. В истории немало гениев, потерявших отца в раннем детстве. Согласно исследованиям американских ученых среди профессоров Гарвардского университета высок процент выросших без отца. Общий интеллект, умственная одаренность чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, но высокий уровень творческих способностей нередко отмечают у детей, брошенных отцами. Есть также дан­ные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях об­щества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.