Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макросоциологические концепции личности




 

Природа личности в социологии рассматривается по-разному. С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межличностное, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главе угла проблему социализации. Образно её сформулировал швейцарский психолог Жан Пиаже, анализируя, как «дикие зверёныши (дети) постепенно становятся личностями».

 

Ролевая теория личности. Р. Линтон, Морено, Т. Парсонс определяют личность как функцию от той совокупности ролей, которые индивид исполняет в обществе.

Концепция Парсонса распределения ролей – это деление ролей на аскриптивные (предписанные по естеству и определённые рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, зависящие от личных усилий индивида. Так как роли связаны с пребыванием человека в группах, то личность является производной от условий, принятых в группе, в которую включен индивид.

 

Антрополог Р. Линтон, много работавший в микросоциологии и являющийся одним из основателей теории ролей, ввёл понятия модальной и нормативной (идеальной) личности.

Нормативная личность – та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это идеал личности данной культуры.

Модальная личность – статистически более распространённый тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество, тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.

 

В кризисные моменты в любом обществе возникает аномия (нарушение нормального принятого порядка) и количество девиаций заметно увеличивается (Э. Дюркгейм).

Р. Мертон, изучавший аномию, разработал классификацию поведения людей в зависимости от культурных ценностей общества и признания или непризнания способов их достижения:

a) конформная (приспособленческая) модель;

b) инновационная модель адаптации, признающая ценности, но отвергающая средства достижения их;

c) ритуалистская модель отклоняющегося поведения, не признающего цели и ценности общества, но вынужденного играть по «новым правилам»;

d) ретристская модель (эскейпизм) ухода от реальности в свои экстравагантные миры. Это квазиадаптация, модель «параллельного существования»;

e) модель «бунта», мятежа, направленная на активное противостояние и опровержение норм общественной организации.

Общее для ролевой теории: личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

Марксистская модель личности. Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления личности, учитывая её активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности. Основным вкладом в гуманистическое направление данной теории стала концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором её одностороннего развития.

Р. Дарендорф – один из ведущих учёных конфликтологического направления в современной социологии, используя термин Аристотеля homo politikus, разработал современную типологию личностей. С точки зрения Дарендорфа, личность есть результат, продукт развития культуры, социальных условий, которые он называет homo sociologicus. Он выделяет следующие типы:

- homo faber – человек «трудящийся»: крестьянин, воин, политик, т.е. человек, несущий бремя важной общественной функции;

- homo consumer – современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

- homo universalis – человек, способный заниматься разными видами деятельности (в концепции К. Маркса – человек, меняющий всевозможные занятия);

- homo soveticus – человек, зависящий от государства.

 

Д. Рисмен – социолог из США, основываясь на специфике капитализма, разрабатывает в 60-е годы XX века концепцию «одномерного человека». Под влиянием пропаганды, впитывая информационные социальные стереотипы, человек формирует упрощённые схемы чёрно-белого видения проблем. Таким образом, современное общество делает людей одномерными, воспринимающими происходящее в плоскости примитивных альтернатив и противостояния.

Эту идею «одномерного человека» развивает немецко-американский философ и социолог Г. Маркузе, выпустивший в 1964 году книгу «Одномерный человек»*. Согласно Маркузе, развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформулировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного человека» с атрофированным социально-критическим отношением к обществу и, тем самым, «сдерживать и предотвращать социальные изменения».

Итак, в итоге можно сделать вывод: макросоциология определяет личность через культуру (общество).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.