Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции




Тема лекции: Художественно-изобразительная и музыкальная одаренности.

Аудитория: студенты ППФ 4 курса

Содержание лекции:

1. Знакомство с планом лекции

2. Возрастные особенности психологического развития детей

3. Стадии развития (этапы) изобразительной деятельности ребенка

4. Характеристика и отличительные признаки одаренных детей

5. Обучение детей художественному творчеству

6. Диагностика изобразительных способностей

7. Определение музыкальной одаренности. Вклад Б.М.Теплова в раскрытии проблемы музыкальная одаренность

8. Структура музыкальных способностей

9. Характеристика музыкально одаренных детей

10. Типы музыкальной одаренности

11. Развитие одаренных детей и музыкальная сензитивность

12. Литература

 

Текст лекции:

Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о таких двух видах одаренности детей как музыкальной и художественно-изобразительной одаренности.

В начале нашей лекции я хотела бы процитировать слова известного художника Пабло Пикассо «Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Изобразительная деятельность для детей естественна и приятна. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная с 2-3 лет) с увлечением рисует. Рисунки детей разных народов, разных культур, но одного возраста поражают удивительным сходством.

Изобразительная деятельность оказывает огромное влияние на развитие ребенка, становление различных психических функций. Детский рисунок несет в себе отпечаток личности, ее восприятия мира, настроения и состояния. Для детей рисование - один из ведущих видов деятельности. Способность создавать полноценные художественные образы потенциально присуща любому нормально развивающемуся ребенку и представляет собой одну из общечеловеческих способностей.

Текст под запись: 6-9 лет сензитивный возраст для художественного развития и поэтому важно максимально использовать благоприятные возможности этого периода.

Прежде чем перейти к особенностям, характеристикам одаренных детей, давайте вспомним общие тенденции в развитии ребенка.

Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Некоторые одаренные дети уже могут делать пространственные изображения.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С.Выготский даже назвал детское рисование графической речью.

Текст под запись: рисование, связанное с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить усваиваемые знания.

Коротко проанализируем конкретные стадии развития изобразительной деятельности ребенка.

Для лучшего понимания использовать раздаточный материал - картинки детей разного возраста.

1. Первоначально графическая деятельность ребенка даже не является собственно рисованием. Это так называемый доизобразительный этап графической деятельности. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Впрочем, важным выступает и механизм подражания: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать.

Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить какое-либо определенное содержание.

Данная стадия часто именуется стадией «марания», «каракулей». Она характеризуется В.В.Зеньковским как доэстетическая.

2. За этой первой стадией обычно в начале третьего года жизни, следует близкая к ней по объективным результатам, но резко отличная по переживаниям самого ребенка стадия бесформенных изображений. Сейчас уже ребенок определенно стремится выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще настолько недостаточны, что посторонний наблюдатель не в состоянии, без помощи самого «художника-ребенка», определить смысл нарисованного.

3. На 4-5 -м году жизни ребенок вступает в следующую стадию - схематичного изображения. Например, человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей - головы и какой-либо подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Изображаются они простейшим способом: в виде «палок», идущих под некоторым углом вниз.

Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего - туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски и т.д. Руки часто изображаются с пальцами, которые однако бывают очень велики и напоминают при этом совершенно иные предметы; число их часто превышает действительное. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Пропорции изображаемых фигур обычно не соответствуют действительности.

4. Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов.

Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени - отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный рядом. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность (пример-карман, кошелек, деньги в нем).

Ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень.

Изображение у одаренных детей в значительной мере утрачивает свою «детскость», т.е. те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.

Перейдем с вами непосредственно к характеристикам одаренных детей. Что же характерно для одаренных детей? Они отличаются оригинальностью и неординарным подходом к раскрытию темы, смешением цветов и оттенков.

Многие дети охотно и легко рисуют, у них почти врождённое желание взять в руки карандаш, кисточку, фломастер и начать творить! Желание рисовать, изображать людей, события, природу, предметы на бумаге становится для изобразительно-одаренных детей повседневным занятием, познанием мира, тайн жизни и искусства. Всё свободное время они посвящают рисованию, любят вырезать из бумаги, клеить, лепить.

Как же проявляется одаренность к рисованию, на что следует обратить внимание при выявлении одаренного ребенка?

Текст под запись: У одаренных детей можно увидеть дар воплощения и передачи «зрителю» пережитого образа в реалистичном виде или выразительно-абстрактном виде.

Одаренность в художественной области проявляется в двух направлениях. Первое направление - проявление ярко выраженных художественно-технических, изобразительных способностей, как вид - художественно-техническая одаренность. Второе направление - проявление активной творческой деятельности - художественно-творческая одаренность. Наличие у ребенка каждого вида проявлений в отдельности равноценно, а наличие одновременное - уникально и, вместе с тем, необходимо для роста личности «художника».

Текст под запись: Направления художественной одаренности: художественно-техническая и художественно-творческая.

При выполнении рисунка в качестве критериев одаренности учитываются следующие изобразительные способности: стремление заполнить лист полностью, с учетом задуманного образа, ввести второстепенные и дополнительные объекты, влияющие на выразительность композиции. Способность к передаче в рисунке пластики линий и форм, к применению интересных графических приемов. Способность к созданию контрастов в размерах элементов композиции, в толщине линий. Чувство ритма и динамики рисунка.

Также наблюдается способность точного изображения объекта, схожего с натурой, и способность трансформировать и стилизовать формы, изображать их сознательно декоративно. Можно также отметить чувство гармонии.

Художник от природы - «инаковидящий»: он видит, как в каждом предмете отражается окружающий мир и как этот предмет отражается в мире, видит жизнь даже в неодушевленных предметах и дает им жизнь в произведении искусства.

Важным критерием одаренности является способность довести творческую работу до конца - ребенок, истинно заинтересованный художественной деятельностью и увлеченный конкретной темой, идеей способен самостоятельно сохранять собранность на протяжении всего творческого процесса до достижения результата.

Текст под запись:

Некоторые из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности:

Ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за лепкой или рисованием; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает хорошая композиция, конструкция и свет; работы оригинальны и отмечены индивидуальности.

Одаренный ребенок отличается такими характеристиками: эмоционален; активен, в отношении окружающего мира (любознателен, любопытен, непоседлив); необычен, оригинален (отличается от других выдающимися чертами личности); нестандартен в выборе способа решения поставленной задачи (креативен); самостоятелен.

К началу подросткового возраста изобразительное увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; «верность» рисованию сохраняют только художественно одаренные дети. Что же происходит с маленьким художником? Подростковому кризису давали разные объяснения.

1. В детской изобразительной деятельности реализуются те или иные важные стороны возрастного развития. Потом эти возможности деятельности оказываются исчерпанными и дальнейшее развитие находит себе какое-нибудь другое, более соответствующее возрасту русло.

2. Другое объяснение заключается в том, что подросток, в отличие от малыша, хочет рисовать не как попало, а реалистически, но этого он не умеет. Отсюда неуверенность, неудовлетворенность и постепенная утрата интереса к занятиям искусством. В этой ситуации большое значение имеет то, как учитель станет направлять ученика, давая ему средства, отвечающие его замыслам.

Вопрос: Как вы считаете можно ли учить творчеству? Или чему можно, а чему нельзя учить?

В преподавании изобразительного искусства издавна соперничают два основных подхода: академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями профессионального реалистического искусства и при такой системе обучения дети могут приобрести некоторые изобразительные навыки. Во втором случае детям создают благоприятную среду и условия для творчества, не оказывая целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами, но это творчество без обучения.

Очевидно, нужен третий путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Задача преподавателя в том, чтобы перед детьми с первых шагов и в течение всего срока обучения всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная, потом все более усложняющиеся.

Текст под запись: Приоритет творческих заданий необходимое условие проявления и развития художественной одаренности детей в процессе обучения. Художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает «технологию» искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач.

Теперь коснемся вопроса о мотивации занятии художественным творчеством. Задача художника-педагога пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. Необходимо также, чтобы содержание занятий отвечало тому или иному возрастному этапу становления личности. Но для того, чтобы занятия искусством были, как говорят психологи, положительно мотивированы, не менее важно и другое: благоприятные условия, в особенности отношение взрослого к маленькому художнику. Ребенку нужно доброжелательное внимание и в его семье.

Текст под запись: Задача художника-педагога пробудить у ребенка личностную заинтересованность в искусстве. Содержание занятий должно отвечать возрастному этапу становления личности. Необходимы благоприятные условия, в особенности отношение взрослого к маленькому художнику. Ребенку нужно доброжелательное внимание и в его семье.

Итак, скажем еще раз: не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и потенциал этот надо раскрыть. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь.

Коснемся вопроса «Диагностики уровня развития художественных способностей детей».

Универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, дать исчерпывающую характери­стику его личных качеств, способностей, его познавательных процессов, не существует.

Вопрос: Какими методиками, тестами пользуются при диагностике изобразительных способностей?

Чаще всего для проведения диагно­стики учителя изобразительного искусства используют тесты Люшера (мето­дика строится на показателе - цвет), часто используется тест РНЖ (рисунок несуществующего животного), или фрагментальную диагностику Г. Торренса (диагностика творческого мышления).

Понятие «музыкальная одаренность»

Определение степени музыкальной одаренности - очень сложный процесс. Несмотря на то, что данный феномен изучается на протяжении многих веков, до сих пор нет общепринятого представления о природе музыкальной одаренности, а также методах её диагностики. Актуальными остаются три основных вопроса:

- структура музыкальности и входящих в нее способностей;

- детерминанты (что определяет ее наличие: биологические или социальные факторы, их соотношение);

- закономерности развития (общие и возрастные). И, как следствие, вопросы валидной диагностики и создания адекватных программ развития детской и юношеской одаренности.

Текст под запись: Музыкальная одаренность особый вид творческой одаренности человека, которая представляет собой сложное многокомпонентное образование, включающее, наряду со специальными музыкальными способностями (несводимыми к сугубо перцептивным), разноуровневые особенности индивидуальности и творческую составляющую.

Данное определение понятия одаренности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. Более подробно проблему музыкальных способностей и одаренности в отечественной психологии рассмотрел Б.М.Теплов. Он определил музыкальную одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью (1985). Как уже отмечалось, наиважнейшим компонентом музыкальной одаренности является музыкальность. Основные идеи Б.М.Теплова во взгляде на сущность музыкальности состоят в следующем:

1. Проблема музыкальности – прежде всего качественная, а не количественная. То есть не отдельные музыкальные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного занятия музыкой, а лишь их своеобразное сочетание, которое характеризует данную личность. Поэтому анализ музыкальности должен идти по пути вычленения отдельных музыкальных способностей и установления взаимоотношения между ними.

2. Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга (только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности), поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других.

Текст под запись: музыкальная одаренность – это не комплекс, не сумма способностей; это качественно своеобразное сочетание способностей. Понятие одаренности может быть раскрыто лишь в рамках системного подхода. Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга.

Главный признак музыкальности – переживание музыки как выражения некоторого содержания. Основными же носителями содержания в музыке являются звуковысотное и ритмическое движение, которые, в свою очередь выступают психологической основой центрального компонента музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку.

При традиционной диагностике музыкальных способностей, как правило, не учитывается:

- основной компонент музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку (как в целом, так и на отдельные ее составляющие компоненты);

- личностная потребность в восприятии музыки и музицировании, т. е. мотивационная направленность ребенка;

- уже имеющийся операциональный музыкальный опыт индивида и его способность к творческому самовыражению - музыкальной креативности (вариативности, импровизации, сочинении).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.