Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотетико-дедуктивный метод

А.Пуанкаре о выборе научных фактов.

ТЕОРИИ

ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ, ГИПОТЕЗЫ, НАУЧНОГО ФАКТА.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

Мысленное (планетарная модель атома Резерфорда).

Физическое (модели кораблей, самолетов, плотин, мостов и т.д.)

Символическое (графики, схемы, системы уравнений и т.д.)

Численное (ЭВМ)

 

Теория – обобщенное описание выражения сущности исследуемой группы явлений, формулирование общих законов, которые не только описывают, объясняют, но и предсказывают новые, еще не изученные факты.

Структура теории:

1. Совокупность зафиксированных эмпирических фактов и проведенных экспериментов;

2. Допущения, постулаты, аксиомы, общие законы;

3. Правила логического вывода;

4. Выведенные из теории следствия, теоремы, леммы с доказательствами.

 

Описательные или эмпирические Математические

 

Гипотеза – предположение о непосредственно ненаблюдаемых явлениях, объектах, их связях или причинах.

Гипотеза – особого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение некоторого предположения.

Гипотеза опытно не проверяема. Опыт может быть получен лишь из следствий, выведенных из гипотезы. Гипотеза может быть отвергнута, либо подтверждена и перейти в ранг теории.

Научный факт – знание, достоверность которого доказана.

Научные факты:

1. Выражают знание о системе объектов, образующих теорию;

2. Образуют базу для эмпирических обобщений, ведущих к выдвижению гипотез и формулировке законов;

3. Используются для верификации (подтверждения) или фальсификации (опровержения) научной теории.

 

-Повторяющиеся факты;

-Простые факты (то, что кажется грубому глазу сложным, состоит из простых, повторяющихся элементов). Где искать эти простые факты? В бесконечно большом и бесконечно малом (звезда как точечное тело, элементарная как неделимая далее частица и т.п.);

-Метод выбора фактов:

а. Если установлено правило, то более всего должны интересовать факты, в него не укладывающиеся;

б. Не только сходство или различие фактов, но и аналогия.

- В выборе фактов нами руководит чувство гармонии мира (имеется в виду глубокая красота, которая кроется в гармонии частей и отношений и постигается чистым разумом). Греки любили красоту интеллектуальную, которая скрывается за красотой чувственной, которая и делает разум уверенным и твердым.

-

Предположим, что некоторые общие положения, взятые как гипотеза подтверждаются эмпирически наблюдаемыми фактами. Обоснование гипотезы происходит как путем сопоставления ее с уже известными эмпирическими фактами, так и с теми фактами, которые могут быть установлены в будущем. Гипотеза в данном случае выступает в качестве одной из посылок дедуктивного вывода.

Метод обоснования гипотезы при помощи дедукции из ее эмпирически проверяемых следствий и называется гипотетико-дедуктивным методом.

Примерами использования гипотетико-дедуктивного метода могут служить открытие инерциальности движения Г.Галилеем, открытие периодической системы химических элементов Д.И.Менделеевым и т.п.


Лекция № 16. Понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры. Вненаучные формы познания.

 

Под терминами “естественнонаучная” и “гуманитарная” культуры понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества, то есть в гуманитарных науках, с другой.

В природе действуют слепые, стихийные, независимые от человека процессы, в обществе же ничего не совершается без сознательных целей, интересов, мотиваций. На этом основании естественнонаучную культуру часто противопоставляют гуманитарной культуре.

Наиболее адекватно сложившуюся ситуацию описал Чарльз ПерсиСноу ( 1905 – 1981) в работе “Две культуры и научная революция”.

Духовный мир западной интеллигенции все явственнее раскалывается на две противоположные части. На одном полюсе художественная интеллигенция, на другом ученые (физики как наиболее яркие представители этой группы). Их разделяет стена непонимания, антипатии и даже вражда. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка.

Среди художественной интеллигенции сложилось твердое мнение, что ученые не представляют себе реальной жизни и потому им свойственен поверхностный оптимизм (все проблемы личности и общества могут быть разрешены с развитием науки, техники, производства). Ученые же считают, что художественная интеллигенциялишена дара провидения и проявляет странное равнодушие к участи человечества, ей чуждо все, имеющее отношение к разуму и она пытается ограничить мышление только сегодняшнимизаботами.

Обвинение ученых в поверхностном оптимизме возникает вследствие принятия личного жизненного опыта за общественный. Однако, большинство ученых считает, что участь наша трагична. Мы все одиноки и несмотря на временные привязанности в конечном счете встречаем смерть один на один. Однако, ученые не видят оснований считать существование всего человечества трагичным только потому, что жизнь каждого конкретного человека заканчивается смертью. Когда человек сталкивается с проблемой смерти и одиночества, то он попадает в некую моральную западню: он погружается в свою личную трагедию и перестает заботиться о других, которым мог бы помочь в их страданиях. Ученые попадают в эту западню крайне редко, ибо им свойственно стремление найти какой-то выход и они обычно верят, что это возможно. В этом заключается подлинный, а не поверхностный оптимизм.

Ученые считают, что большинство гуманитариев придерживаются отсталых, устаревших воззрений, так как в гуманитарных науках (литературе, истории, философии и др.) изменения происходят гораздо медленнее, чем в науке. Таковы источники взаимонепонимания между двумя культурами.

На одном полюсе – культура, созданная наукой. Те, кто к ней причастен не нуждается в том, чтобы полностью понимать друг друга, что довольно часто и случается (так, биологи не имеют представления о том, что делают физики). Но всех их объединяет общее стремление к миру, будущее мира, перед которым они чувствуют ответственность.

На другом полюсе – абсолютное непонимание, граничащее с ненаучностью всей традиционной культуры. Если ученые несут в себе будущее и ответственность за него, то представители художественной интеллигенции стремятся к тому, чтобы будущего вообще не существовало (уникальный и неповторимый мир человека, неповторимая и ушедшая в прошлое цивилизация, авторская философская концепция и т.п.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теорема Курта Геделя | Поляризация культур – откровенная потеря для всех нас
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.