Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый этап 5 страница




С позиции психологии процесс учения осуществляется на основе следующих этапов: восприятие - осмысление и обобщение знаний - закрепление знаний - применение их на практике.

Восприятие требует внимания и развития наблюдательности; осмысление - навыков анализа, синтеза, обобщения, приемов обоснования, опровержения и т.д.; закрепление знаний предполагает разнообразное повторение и связь старых знаний с новыми, с жизненным опытом; применение знаний - процесс творческий, предполагает аналитическое отношение к науке, учению и реальной деятельности. Отсюда мы получаем три ведущих направления развития личности школьника в процессе обучения:

а) развитие интеллектуальных качеств (свойства ума, памяти, внимания, речи и др.);

б) формирование учебных умений и навыков, на этой основе воспитание культуры учения и самообразования;

в) обучение культуре умственного труда - логическим операциям, самостоятельному получению, обработке использованной информации, творчеству на основе знаний предмета и самого себя.

Учебно-познавательная деятельность – это часть познания человеком мира. Учебно-познавательная деятельность представляет собой единство: 1) чувственного познания, 2) умственной деятельности, 3) практической деятельности.

 

 

1. Чувственное познание. Чувственное отражение является необходи-мой ступенью научного и учебного познания. Чувственное отражение связано в первую очередь с деятельностью первой сигнальной системы и базируется на сигналах, поступающих непосредственно от предметов и явлений действительности. Немаловажную роль при этом играет и вторая сигнальная система. Особенно это имеет значение для восприятия и наблюдения. Вторая сигнальная система связана с действительностью не непосредственно, а через обобщения, которое содержатся в слове, речи.

Поэтому любое восприятие предмета человеком - это не просто зеркальное отражение его в мозгу, но и осмысливание, обозначение словом, соотнесение воспринимаемого предмета к какой-то группе предметов. В чувственном познании важно правильное взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

Чувственное отражение связано с ощущениями, восприятием и формированием представлений. Это сложный психологический процесс, который осуществляется и протекает по следующей схеме:

ощущения -> восприятие -> представление -> понятие.

Чувственное отражение осуществляется на основе сенсорной информации. Окружающий мир воздействует на человека через различные сигналы, которые сначала воспринимаются на уровне ощущений и восприятия, а затем отражаются в сознании в виде представлений.

2. Умственная деятельность. Переход от чувственного к рациональ-ному осуществляется в виде диалектического скачка как сложное качественное изменение. В процессе усвоения знаний происходит движение от незнания к знанию, от непонимания к пониманию, от знания неполного к более полному.

Характеризуя чувственное и рациональное как ступени познания, следует подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. В процессе чувственного познания в форме ощущений, восприятий и представлений отражается единичное, непосредственно данное. Поэтому умственная деятельность связана с осмыслением, пониманием и обобщением полученной информации. Здесь отрабатываются разнообразные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Умственная деятельность представлена видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. Развитие мышления идет от конкретных образов к обобщенным понятиям, обозначенным словом.

Усвоение понятия означает осознание его содержания, умение выделять существенные признаки, точно знать границы понятия и его место среди других понятий. Здесь можно выделить последовательность этапов усвоения понятия:

- конкретное единичное использование понятия;

- выделение понятий из круга родственных понятий, но не различение при этом существенных и несущественных признаков;

- определение обобщенных существенных признаков без умения широкого употребления понятия;

- выделение существенных признаков, широкое использование понятия.

В младшем школьном возрасте мышление ведет за собой развитие личности. Все психические процессы (внимание, память, восприятие и др.) подчинены логике формирования процессов мышления. Каково мышление ребенка, такова его психика. На рациональной ступени познавательной деятельности формируются знания, которые представлены в основных формах логического мышления: понятиях, суждениях, умозаключениях.

3. Практическая деятельность. В учебном познании практика – необхо-димое условие и средство усвоения накопленного человечеством общественно-исторического опыта. Практика в учебно-познавательной деятельности учащихся не является заключительной частью учебного познания, она сопровождает все ступени процесса усвоения знаний и связана не только с переработкой знаний, но и их получением. На этой ступени познания формируются навыки и умения

Сознательно и прочно усвоенные знания становятся средством умственной и практической деятельности значительно благодаря тому, что они "обрастают" умениями и навыками, "перерастают" в них. Умения и навыки - это способность учащихся выполнять разнообразную деятельность на основе приобретенных ими знаний, иначе - это знания в действии.

Умения - это способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта.

Навык - это компонент сложного умения, связан с многократным повторением одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях вплоть до автоматизации выполнения.

Умения и навыки находятся в тесной взаимосвязи. Их классифицируют по следующим признакам:

1) интеллектуальные (познавательные) умения и навыки - умственные действия и операции;

2) практические (специальные, общеучебные) умения и навыки - связаны с внешними "материализованными" способами деятельности.

Умения и навыки бывают:

а) репродуктивными - простые, зеркально-воспроизводящие навыки и умения;

б) продуктивными - осмысленные, поисково-творческие навыки и умения.

Учебная деятельность представляет собой систему познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-познавательных задач. С одной стороны, учебная деятельность совершается по законам человеческого познания, т.е. подчиняется общим закономерностям психического отражения, характеризуя тем самым природную сущность познавательных процессов человека. С другой стороны, - организация учебной деятельности в определенную учебно-познавательную систему, с целью воздействия на целенаправленное познание ребенком окружающего мира, становится уже средством управления учебным познанием.

Поэтому учебная деятельность как процесс имеет следующие стадии:

1. Ориентация в процессе учения, то есть получение учащимися исчерпывающего представления о начальном состоянии всех элементов учения: исходная информация по предмету, программа предстоящей деятельности, мотивация учения, ознакомление с условиями работы и средствами обучения (оборудованием, учебниками и др.). Учащийся осуществляет выбор содержания и характера своей деятельности к реализации цели и программы, предлагаемой учителем.

2. Исполнительская часть учения - деятельность учащихся по получению знаний, умений и навыков. Учитель ведет учащихся через их собственные усилия, действия к определенному, желаемому для него образцу. Учащиеся приобретают первичные умения и навыки, связанную с ними информацию, затем сопоставляют все это со своим опытом, знаниями, убеждениями и т.д. Если первая часть обучения - восприятие и осмысление информации - в основном пассивна, то вторая часть обучения - включение ее в собственный опыт - требует активности ученика.

3. Коррекция учебного процесса - осуществляется через самостоятельную работу, самоупражнения, самотренировки, консультации и т.д. При этом коррекция учебной деятельности может выноситься за пределы урока (самообразование, исследовательская деятельность школьника вне учебного процесса).

4. Контрольная часть учения включает в себя получение учителем информации о качестве учения и изменениях в духовном мире школьника (то есть данные об усвоении ведущих идей, главных умений и навыков, а также показатели обучаемости и воспитанности школьника).

Таким образом, учебно-познавательная деятельность подчинена общим закономерностям человеческого познания и представляет собой отражательную деятельность по получении информации, переработке и применению ее в жизни.

 

2. Активизация учебно-познавательной деятельности.

Определяющими условиями учебной деятельности как деятельности учения являются ее цели и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), содержание учебного материала и мотивы учебной деятельности школьников.

Мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Мотивация познавательной деятельности связана с побуждениями, вызывающими активность учащихся по ее освоению. Проявляется в виде потребностей, мотивов, эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний, интересов и т.п.) и установок в поведении.

Успех в обучении часто зависит от правильного взаимодействия деятельности преподавания и деятельности учения, уровня познавательной активности и самостоятельности интереса детей к учению.

Познавательная активность - это деятельностное состояние ученика (познавательный отклик, поиск, инициативность), которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Познавательная самостоятельность - активный поиск, отбор (ориентировочные действия), оперирование способами для решения задачи, собственные пути к цели, критический подход к материалу, слияние стремления и умения действовать самостоятельно.

Активность и самостоятельность ученика будет зависеть от того, насколько содержание, способы выполнения задания побуждают к поиску заключенного в нем затруднения, вызывают интерес к содержанию или результату работы. Это достигается средствами активизации его учебного познания.

Активизация обучения - эта система действий учителя, создающего стимулы и побуждающего учащихся сознательно включаться в работу.

Активизация учения - это мобилизация интеллектуальных, нравственных и волевых сил учащихся для решения учебно-познавательных задач.

Активизация учебного процесса в начальных классах может осуществляться посредством системы средств управления (содержание, методы, средства, организационные формы, виды и типы обучения), мотивации, общения, технологий обучения, личности учителя и т.п.

Наиболее распространенным из этих мер воздействия на учебно-познавательную деятельность младших школьников являются:

1. Увеличение наглядности - чем больше органов чувств участвуют в восприятии, тем восприятие глубже.

Наглядность - это окружающий мир, который действует на органы чувств в виде разнообразных сигналов (например, звук, тепло, вибрация). Виды наглядности:

а) зрительная наглядность (цвет, форма, величина, положение в пространстве);

б) слуховая наглядность (виды звуков - шумовые и музыкальные; основные свойства звука: высота, длительность, громкость, тембр; виды слуха - звуко-высотный, мелодический, гармонический, тембровый, речевой и т.д.);

в) кожно-тактильная наглядность (качества и свойства объектов окружающего мира. Например, плотность, вес, температура, шероховатость и т.д.);

г) вкусовая наглядность (сладкий, кислый, горький, соленый);

д) наглядность обоняния (различие запахов);

е) опосредованная наглядность (внутренний эмоционально-образный и духовный мир ребенка. Например, фантазия, образные представления, мечта);

ж) экспериментальная, искусственная наглядность (лабораторные опыты, упражнения);

з) символическая наглядность (опорные сигналы, звуковые системы, как схемы, модели, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "язык" искусства).

2. Успешность обучения зависит от мотивации, которая определяется системой стимулов (поощрение, наказание) с целенаправленным воздействием на эмоционально-волевую сферу ребенка (интересы, чувства, желания, готовность и т.д.).

3. Обучение должно опираться на жизненный опыт детей, на их жизненные представления. Если школьник не осмыслил информацию и в его сознании не возникло жизненных ассоциаций, то такой материал будет только "вызубрен".

Взаимосвязь обучения с жизненным познавательным опытом учащихся оказывается одновременно:

а) средством организации их учебно-познавательной деятельности;

б) способом совершенствования познавательных усилий школьников, направленных на овладение социальным опытом во всем богатстве его проявлений;

в) условием развития личности каждого школьника.

4. Познание ребенка должно опираться на опосредованную наглядность (воображение, фантазия, воспоминание), которая представлена внутренними конкретно-зрительными образами. (Так, например, ребенок должен не только знать, но и представлять, как движется поезд, самолет). Недостаточная активность наглядно образного мышления в дальнейшем может затруднить понимание сложной предметной ситуации (например, задача с бассейном и двумя трубами). Поэтому с первого дня пребывания ребенка в школе все словесные описания необходимо переводить в опосредованную (внутреннюю) наглядность (решать задачи о пешеходах в графическом виде, через рисунок), так как более сложные предметные ситуации и обобщенные понятия в различных типах и классах учебных задач могут стать вовсе непосильными.

5. Активизация учения может зависеть от введения внутрипредметных и межпредметных связей. Внутрипредметные связи способствуют опережающему ознакомлению детей с новым материалом или изучению содержания одного учебного предмета крупными блоками. Межпредметные связи объединяют разнопредметный учебный материал на основе единства темы, объекта познания, общей проблемы.

6. Одним из путей активизации учебно-познавательной деятельности является использование проблемного обучения, где могут найти применение следующие методы: проблема, проблемная ситуация, проблемная беседа, проблемное изложение, проблемная задача.

7. Активизация учения создается от слияния чувственного познания с практической деятельностью детей.

8. Активизация может быть связана с творческой переработкой в сознании детей получаемой информации.

9. Особое внимание в обучении уделяется различным видам самостоятельных работ учащихся.

10. Учителя с успехом используют чередование различных средств обучения (книги, кино, компьютер) и видов деятельности (игры, труд, творчество).

Чувственное познание и практическая деятельность взаимосвязаны между собой посредством организации и управления предметной деятельностью и общением, которые в одинаковой степени влияют на умственную, эмоционально-волевую и личностную сферы. Такое единство в учебном познании дает возможность комбинировать и сочетать различные способы активизации по усмотрению учителя. Здесь основной смысл управления учебно-познавательной деятельностью младших школьников состоит в том, чтобы пробуждать активность восприятия ребенка на уровнях чувственного познания и практической деятельности и переводить внешнюю информацию во внутренний план деятельности.

 

Лекция 9.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

План: 1. Формы организации обучения, их сущность и виды.

2. Требования к уроку.

3. Типология и структура уроков.

4. Экскурсия как форма организации учебных занятий.

5. Домашняя учебная работа школьников.

6. Методические рекомендации учителю.

 

1. Формы организации обучения, их сущность и виды.

Типы и виды форм обучения.

 

Форма - это конструкция процесса обучения, внешний вид организации во взаимодействии учителя и учащихся для решения учебно-познавательных задач. Форма обучения является способом управления познавательной деятельностью детей, обусловленной содержанием и системой внутренних устойчивых связей, отношений и закономерностей.

Методы и формы обучения взаимосвязаны: методы реализуются в формах; формы обеспечивают организацию и существование методов. Другими словами, форма обучения представляет собой построение способов общения учителя и учащихся по овладению содержанием образования.

Каждая из форм обучения характеризуется своей структурой, принципом упорядочения ее элементов, совокупностью признаков. К общим структурным элементам этой системы следует отнести: цель, содержание, средства, методы, количество учащихся, место обучения и др. (Например, для урока характерны такие признаки: дидактическая цель, определенный объем учебного материала, постоянный состав одинаковых по возрасту детей, руководство со стороны учителя деятельностью учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, последовательность разных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от типа и структуры урока, овладение всеми учащимися знаниями, умениями и навыками, которые должны быть усвоены, регламентированное время (45 или 35 минут), четко определенное место и время проведения по расписанию). Вариативность признаков той или иной формы приводит к ее качественным изменениям.

Каждая из форм обучения входит в общую систему учебно-воспитательной работы как составная часть, неся в себя определенную дидактическую нагрузку. Все формы имеют свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и сферы наилучшего применения. Таким образом, качество обучения зависит не только от содержания обучения, от использованных методов, но и в определенной мере от применения тех или иных форм учебной работы.

Особенности форм организации обучения:

1. Первая особенность состоит в характере внешнего проявления функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком - фронтальное слушание рассказа, групповая или индивидуальная работа по заданиям учителя и т.д.

2. Вторая особенность заключается в режиме, временном и организационном, которому подчиняется та или иная форма. Так, занятие может длиться 45 или 35 минут, быть сдвоенным. Состав учащихся может быть постоянным (класс на уроке), изменчивым (при групповой работе в классе).

3. Третья особенность: поскольку взаимодействие учителя и учащихся осуществляется в виде непосредственного или опосредованного общения, то форма организации обучения является и определенным порядком построения общения указанных субъектов.

4. Четвертая особенность: организационные формы не связаны непосредственно с характеристикой процесса обучения, его основных закономерностей. Они влияют на конкретный ход обучения, обуславливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы; они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности. Поэтому форма организации обучения рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом.

При любой форме проявляются одни и те же основные закономерности усвоения и обучения в целом: зависимость воспитания от целенаправленного учета учителем потребностей учащихся, уровня их эмоционально-ценностной подготовки, значимости изучаемого материала; зависимость характера активности учащихся от вида деятельности, организуемой учителем в соответствии с видом содержания образования и способом его усвоения и т.д.

Формы организации обучения оказывают заметное влияние на многие стороны учебного процесса:

1) формируют определенную часть содержания образования;

2) при групповой работе вырабатывают элементы организационной деятельности и социального опыта;

3) самостоятельно выполняют и немалую воспитательную функцию.

В условиях начальной школы применяются следующие формы обучения: урок, практическое занятие, учебная экскурсия, внеклассные учебные мероприятия (предметный кружок, конкурс, олимпиада, дополнительное занятие, внеклассное чтение, домашняя работа и т.п.).

 

2. Требования к уроку.

В педагогике общепринято положение, что урок - это основная, испытанная временем форма обучения и воспитания детей в школе.

Характерными признаками классно-урочной системы являются:

1) постоянный состав учебных групп учащихся;

2) учебные планы и программы, определяющие содержание обучения в каждом классе;

3) строго определенное расписание учебных занятий;

4) сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

5) ведущая роль учителя - организатора учебно-воспитательной работы;

6) систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

Урок можно рассматривать двояко: а) как организационную форму обучения наряду с другими формами, б) как отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.

Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, учебного предмета. Поэтому важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, темы, программы, каковы его дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами всего учебного процесса.

Урок является структурным компонентом содержания образования. Поэтому отвечает всем целям обучения, воспитания и развития школьников. И.Я.Лернер, исходя из четырех элементов человеческой деятельности, т.е. компонентов содержания образования, вывел следующие цели обучения на уроках:1) знания о действительности; 2) осуществление известных способов деятельности на их базе, т.е. навыки и умения;3) творческая деятельность, т.е. формирование приемов для разрешения проблем; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Первые цели - обучающие, вторые и третьи - развивающие, четвертые - воспитательные. Поэтому четыре элемента знаний представлены на уроке в системе: "знать, уметь, творить, хотеть".

Урок является логической единицей темы, раздела программы, курса. Имеет свою внутреннюю логику, определяемую целями, содержанием, средствами, методами, приемами и средствами обучения. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.

Ю.К.Бабанский сформулировал основные требования к оптимально организованному уроку:

1) мотивация учения школьников на всех его этапах;

2) четкость, нацеленность на конечные результаты в образовании, воспитании и общем развитии учащихся;

3) акцент на главное в содержании, активная работа с учеником на уроке;

4) выбор оптимальных для данного класса методов, форм, средств обучения;

5) дифференцированный подход к слабо успевающим и наиболее подготовленным ученикам;

6) повышение информативной емкости содержания уроков при сохранении его доступности для учеников;

7) ускорение темпа выполнения учебных операций до реально возможного в каждом возрасте;

8) внедрение межпредметных связей;

9) создание морально-психологических и школьно-гигиенических условий для обучения;

10) строгое нормирование домашних заданий.

К организации урока в начальных классах предъявляются следующие требования:

1. Обращать внимание на мотивы учения у школьников.

2. Опора на личный опыт школьников.

3. Умелое сочетание индивидуальной работы с коллективной.

4. Получение обратной связи с анализом результатов учебной деятельности.

5. Частая смена деятельности как предупреждение утомляемости.

6. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.

7. Наличие физкультпауз на уроке.

8. Включение в урок игровой деятельности.

 

3. Типология и структура уроков.

Типология уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Невозможно четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков. Одной из наиболее распространенных в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной (учебной или дидактической) цели занятий.

Типология уроков

1. Урок усвоения новых знаний.

2. Урок усвоения навыков и умений.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.

5. Комбинированный урок.

5. Нестандартный (нетрадиционный) урок.

 

 

Классификация уроков по основной дидактической цели наиболее удобна для практического применения. Составляя календарный или тематический план, учитель распределяет уроки по отдельным разделам и целям в соответствии с дидактическими целями. Если изучаются понятия, законы, теории и ставится задача (цель) - сознательное и прочное усвоение их учащимися, то такие занятия относятся к урокам усвоения новых знаний. Если предусматривается выработка у учащихся навыка (по математике, русскому языку), то такие занятия следует отнести к урокам усвоения навыков и умений. Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе в ситуациях, приближающихся к жизненным условиям, проводятся уроки применения знаний, навыков и умений. После изучения крупных разделов и важных тем вводятся уроки обобщения и систематизации знаний. Отдельные уроки могут быть комбинированными (например, урок усвоения новых знаний и проверки ранее изученного, урок усвоения новых знаний и применения ранее приобретенных навыков и умений). Комбинированные уроки планируются, когда необходимо достичь две или несколько равноценных дидактических целей.

Структура уроков

Для четкой организации учебного процесса на уроке важно правильно определить структуру уроков каждого типа. Структура урока может быть гибкой, способствующей творческому подходу учителя к решению стоящих перед ним педагогических задач.

Структура урока состоит из его этапов, предлагает их последовательность и связи между ними. Характер этапов урока определяется основной дидактической целью и задачами, которые следует решить на уроках определенного типа, чтобы успешно и наиболее кратким путем достичь этой дидактической цели. Характер и последовательность этих задач зависят от логики учебного процесса, который осуществляется на уроке определенного типа.

В структуре урока можно выделить следующие элементы: внешние постоянные (этапы урока) и внутренние изменяющиеся (методы, приемы, средства обучения). Урок не представляется собой дидактическую форму, раз и навсегда заданную. Поэтому элементы структуры уроков соответствующих типов будут различными.

Каждый тип уроков в соответствии с основной дидактической целью имеет свою, только единственную макроструктуру, которая в зависимости от содержания учебного материала, возраста и подготовки учащихся, особенностей учебного оборудования и т.п. может частично меняться.

Основные компоненты урока.

 

В микроструктуру урока каждого типа входят методы, приемы и средства обучения в их комплексе, предусматривающем рациональную последовательность взаимосвязанных педагогических целей учителя и учебно-познавательных действий учащихся. Эта последовательность может быть различной, что влияет на качество усвоения знаний. Поэтому эффективность урока зависит от удачного или неудачного определения его микроструктур. Планируя микроструктуру урока, учитель исходит из дидактической цели и задач урока, уровня знаний, познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Урок усвоения новых знаний. Урок усвоения знаний предполагает следующую примерную структуру: 1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; 2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения; 4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в различных ситуациях, приближенных к жизненным условиям; 5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Урок усвоения навыков и умений. Наиболее общая структура урока усвоения навыков и умений такова: 1) проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания);

2) сообщение темы, цели и задач урока и мотивация школьников; 3) изучение нового материала (вводные упражнения); 4) первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения);

5) применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения);

6) творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражнения); 7) итоги урока и сообщение домашнего задания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.