Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие банковского дела




Зачатки банковского дела возникли более четырех тысяч лет то­му назад в Древнем Востоке (Вавилонии, Халдеи) и несколько поз­же – в V в. до н. э. в Древней Греции и Риме.

Вначале корпорации жрецов и храмов, как особо доверенные лица, занимались хранением изделий из драгоценных камней, ме­таллов и денег из благородных металлов работорговцев и купцов. Затем появилось меняльное дело, функция которого заключалась в посредничестве взаимных платежей между купцами. Менялы дава­ли в ссуду не только собственные деньги, но и средства, доверен­ные им на хранение на определенный срок. Таким образом, меня­лы зачастую становились ростовщиками, ибо ростовщичество — са­мый простой и надежный путь получения прибыли. Это хорошо освоили современные российские коммерческие банки на волне ры­ночных реформ.

Дальнейшее развитие и правовую регламентацию банковское де­ло получило в Древнем Риме.

В средние века банковское дело свое наибольшее развитие по­лучило в Северной Италии. Не случайно слово «банк» происходит от итальянского слова «banco», которое означает «скамья» или «кон­тора», где менялы и банкиры вели переговоры и денежные опера­ции. Затем банковское дело получило свое совершенствование в Германии, Голландии, Англии. Банкиры кредитовали королей, фе­одалов и рыцарей.

В крупных городах Европы начали появляться банки нового ти­па, деятельность которых регулировалась государственными властя­ми. Такие банки назывались жиробанками.

Подлинное революционное совершенствование деятельности банков связано с развитием капитализма в Европе на протяжении XVII—XVIII вв. Основы современных принципов банковского дела сложились в Англии, ставшей в XVIII в. самой передовой капита­листической страной. Первыми банкирами становились, как пра­вило, золотых дел мастера, торговцы и промышленники. Сущность революционного изменения деятельности банков заключалась в том, что они в условиях капитализма начали выдавать ссуды не за счет собственных денежных средств, а за счет вкладов промышленных, торговых капиталистов и других владельцев денег. Также банки на­чали выдавать ссуды не металлическими деньгами, а своими дол­говыми расписками (банкнотами) или записями ссуд на счета кли­ентов. Вслед за Англией в западноевропейских торгово-промыш­ленных центрах появляются специализированные банки: ипотечные, народные, ремесленные, ссудные, депозитные, чековые и др.

С дальнейшим совершенствованием банковского дела особо вы­деляются эмиссионные банки, занимающиеся выпусками бумажных и иных денег; депозитные банки, специализирующиеся на приеме и выдаче вкладов; расчетные банки, осуществляющие переводные операции между предпринимателями; чековые банки, проводящие операции по текущему счету. Все перечисленные банки организо­вывались на частной основе.

Государственные банки возникли намного позже частных. Пер­вый Государственный банк Франции был организован Наполеоном в 1800 г., Русский государственный банк — в 1860 г. Таким обра­зом, государственные банки стали существовать наряду с частны­ми; каждый из них имел свою нишу в сфере экономических отно­шений. После Октябрьской революции в СССР банки были национа­лизированы. Это означает, что Государственный банк СССР непо­средственно подчинялся Правительству и Министерству финансов. Так возникла бесконтрольная государственная финансово-банков­ская олигархия, державшая в глубокой тайне от народа выпуск бу­мажных денег, количество золотого запаса, государственного долга и др. Фактически Госбанк стал кассой правительства, осуществляв­шего расточительные, амбициозные, экономически необоснованные пятилетние планы, которые были заранее обречены.

4. Современные банки и их функции. Банковская система

Современные банки – это коммерческие организации, которые имеют монопольное право на следующие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, пре­доставление кредитов, осуществление денежных расчетов, выпуск в обращение денежных знаков, производство операций с ценными бумагами, контроль движения денежных средств и др. Разумеется, что данное определение банков нельзя считать исчерпывающим.

Сущность банка, как всякого экономического инструмента, про­является в его функциях.

Первой, основной функцией банка является аккумуляция вре­менно свободных денежных средств. Особенность этой функции за­ключается в том, что современные банки собирают не столько свои, сколько чужие свободные денежные средства. Причем, собранные ими средства используются не на свои, а на чужие потребности. Собранные деньги сохраняются как неприкосновенная собствен­ность клиента (первоначального кредитора). На организацию бан­ковского дела в современных условиях требуется государственная лицензия – разрешение.

Вторая функция банка – регулирование денежного обращения. Банки в этой функции выступают как своеобразное депо, центр, через который проходит платежный оборот всех хозяйствующих субъектов страны. С помощью систем расчетов можно учесть на­личие денежного обращения в макроуровне. Через них осуществ­ляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому в пределах отрасли, регионов и страны.

Третья функция банка – посредническая, под которой понима­ют его деятельность как посредника в платежах. Через банки про­ходят платежи фирм, государственных учреждений, населения. На­ходясь между этими клиентами, банки совершают по их поруче­нию платежи и тем самым выполняют посредническую миссию. Однако это не простая посредническая функция.

Банк может со­брать по крупицам небольшие денежные средства множества кли­ентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту или он может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдавать их на длительное время. Банк может аккумулировать сред­ства в одном регионе или отрасли, а направить их в другие реги­оны и отрасли. Таким образом, банк, находясь в центре экономи­ческой жизни, имеет возможность трансформировать, манипулиро­вать размером, сроком и направлением капитала в соответствии со спросом денежных средств.

Однако банки имеют ограниченную возможность выдачи кре­дита всем клиентам, которые нуждаются в нем, потому что по­вышается риск невозврата кредита, ибо они работают на чужих деньгах.

Более подробно функция банков раскрывается при классифика­ции банков и банковской системы.

Банковская система. Как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе единого определения банковской систе­мы не существует. В целом под банковской системой понимают со­вокупность разных видов банков, финансово-кредитных учрежде­ний и организаций, призванных обеспечивать деятельность банков, расчетно-кассовые, клиринговые центры, аудиторские и дилерские фирмы, обслуживающие работу с ценными бумагами, ломбарды, страховые общества, пенсионные фонды и др.

Банковская система выступает как составная часть большой эко­номической системы страны. Она тесно связана с бюджетной, на­логовой и ценовой системами.

Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерна двухуровневая или двухзвенная банковская система. Верхний, пер­вый уровень — это центральный банк, а нижний, второй — ком­мерческие и специализированные банки и финансово-кредитные учреждения.

Коммерческие банки

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

 

 

Рис. 5.1. Модель современной банковской системы

 

Специализированные банки: инвестиционные, ипотечные, клиринговые, сберегательные, кредитные и др.

Финансово-кредитные учреждения: лизингово-факторинговые фирмы, ломбарды, почтово - сберегательные, страховые общества, кредитные союзы, пенсионные фонды и др.

Объективная необходимость двухуровневой банковской системы объясняется противоречивым характером современной рыночной экономики. С одной стороны, рыночные отношения требуют эко­номической свободы предпринимательства и свободного распоря­жения денежными средствами и это обеспечивается элементами второго уровня: коммерческими банками, финансово-кредитными учреждениями с другими структурами. С другой стороны, совре­менная рыночная экономика требует регулирования со стороны об­щества в лице государства. Этому соответствует особый институт в виде Центрального банка, который является государственной соб­ственностью. Поэтому по форме собственности банки могут быть государственными, муниципальными, акционерными, кооператив­ными, частными, смешанными и международными.

Роль и функции центрального банка. В развитых странах по ус­тановившимся традициям центральные банки называются по-раз­ному: государственные, народные, эмиссионные, федеральные, Банк Англии, Банк Японии и т. д. Как правило, центральный банк не ставит задачу получения прибыли, он призван выполнить принци­пиально иную функцию.

В странах с развитой рыночной экономикой центральный банк выполняет следующие функции: осуществляет эмиссию денег, кредитует коммерческие банки (поэтому иногда его называют банком банков), выступает в роли кассира и кредитора правитель­ства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

Центральному банку как представителю государства дается мо­нопольное право эмиссии банкнот (bane-note), денежных знаков разных достоинств. В промышленно развитых странах, как упомя­нуто в теме «Деньги в рыночной экономике», наличные деньги за­нимают небольшой удельный вес в общей денежной массе, поэто­му эмиссионная функция играет столь важное значение.

Современные центральные банки характеризуются двойственно­стью экономического положения: с одной стороны, их деятельность регулируется государством, подчиняется государственному законо­дательству, с другой — они имеют самостоятельность в проведении кредитной политики.

Центральный банк не имеет непосредственной связи с фирма­ми и населением. Его главными клиентами являются коммерчес­кие банки и финансово-кредитные учреждения. В центральном бан­ке они хранят кассовые резервы для погашения депозитов. Прини­мая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк может оказать им кредитную помощь. Однако его кредиты предоставляются коммерческим банкам по более вы­сокой процентной ставке по сравнению с рыночной. Поэтому ком­мерческие банки обращаются за помощью в крайнем случае, то Центральный банк выступает в роли кассира правительства сле­дующим образом: доходы государственного бюджета, поступившие от налогов, прибылей федеральной собственности, дивидендов от государственных ценных бумаг и от внешних и внутренних займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (Министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются прави­тельственные расходы, предусмотренные госбюджетом. Так цент­ральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета.

В случае хронического дефицита государственного бюджета цен­тральный банк может выдать правительству кредит уже под про­центы. Если же правительство из-за недостаточного сбора налогов в течение одного года будет брать кредит несколько раз подряд, то сумма его задолженности и проценты соответственно будут увели­чиваться. На деле это означает увеличение эмиссии бумажных де­нег (увеличение выпуска «печатного станка»). Тем самым само пра­вительство может нагнетать инфляционный процесс в стране.

Центральный банк от имени правительства управляет государ­ственным долгом, изменяя условия его продажи и привлекательно­сти. Он же регулирует резервы иностранной валюты и золота, про­изводит международные расчеты.

Особенности функции Центрального банка Российской Федера­ции. В 1990 г. в связи с переходом России к рыночной экономи­ке была разработана концепция создания принципиально иной структуры банковской системы, чем в бывшем СССР. Согласно принятому в нашей стране законодательству, Центральному бан­ку Российской Федерации поручено выполнение следующих функ­ций:

• совместно с правительством разрабатывать и проводить еди­ную государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту рубля;

• монопольно осуществлять эмиссию денег;

• быть кредитором последней инстанции для кредитных орга­низаций;

• установить правила осуществления расчетов в стране, контро­лировать банковские операции учета и отчетности;

• проводить государственную регистрацию кредитных органи­заций и осуществлять надзор за их деятельностью;

• регулировать прохождение валюты, определять порядок рас­
четов с иностранными государствами.

Коммерческие банки – это банки, непосредственно обслужива­ющие фирмы и домашние хозяйства. Они являются первичным структурным звеном всей банковской системы и организуются на паевых (акционерных) началах. Функционируют на рыночной ос­нове. Основная цель деятельности коммерческих банков – полу­чение максимальной прибыли.

В функции коммерческих банков входят выдача кредитов, при­ем вкладов, посредничество в платежах между фирмами, купля и продажа ценных бумаг, управление имуществом по трастовым до­говорам и др. Коммерческие банки страны с развитой рыночной экономикой выполняют от 200 до 300 операций и услуг, а в Рос­сии – около 20.

В функциональной деятельности банков различают три вида ук­рупненных операций: активные, пассивные и банковские услуги.

Активные операции – это предоставление различных форм и видов кредитов (указанных в вопросе 2 этой темы). Среди активных опе­раций необходимо особо выделить лизинги и факторинга.

Лизинг – долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств и других, предусматривающая выплату арендной платы за использо­вание имущества и возможности их последующего выкупа аренда­тором.

Факторинг – это особый вид услуг коммерческих банков. При оказании этой услуги договариваются два рыночных субъекта: с од­ной стороны, фактор-банк, а с другой, клиент (мелкие и средние фирмы). Суть услуг состоит в том, что фактор-банк приобретает у клиента право на взыскание долгов с третьих лиц, которые укло­няются от выплаты долгов, и частично оплачивает своим клиентам требования к их должникам, то есть выдает долги в размере от 70 до 90 % от их общей суммы. Остальная часть (от 30 до 10 %) воз­вращается клиентам после погашения должником всего долга за вычетом процентов за услуги. В результате услуги факторинга клиент получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор-банку определенный процент. Факторинг возник в Западной Европе еще в XVI в.

Пассивные операции – мобилизация денежных сбережений. Ес­ли сгруппировать основные пассивные операции банков, то они выглядят так:

вклады до востребования – вносятся без указания срока хра­нения, к ним относятся:

а) расчетные счета, открываемые юридическими лицами (фир­мами, организациями и государственными учреждениями). Вклады до востребования используются свободно по усмотрению вкладчи­ков, поэтому эти вклады для банков являются минимально при­быльными;

б) чековые счета – вклады с правом выписывать чек на предъ­явителя. Для оплаты чеком вкладчику необходимо иметь опреде­ленную сумму на чековом счете в коммерческом банке;

в) бюджетные счета открывают коммерческие банки бюджетным
организациям для проведения расчетов из государственного бюдже­та. Эти счета имеют строго целевое назначение (только для зарпла­ты или только для капитального строительства и т. д.);

г) внебюджетные счета открываются банком параллельно с бю­джетным для оплаты бюджетным организациям за товары и услу­ги, не носят целевого характера;

срочные вклады – депозиты, применяемые банком на строго определенный срок. Этот срок может быть от трех месяцев до го­да. Для коммерческих банков этот вид депозита более прибылен, поэтому они выплачивают более высокий процент. В случае до­срочного снятия вклада уменьшается выплачиваемый процент или налагается штраф;

депозитные сертификаты – представляют собой среднее меж­ду ценными бумагами и срочными вкладами. Коммерческие банки продают депозитный сертификат двух видов:

а) до востребования, по которому деньги могут быть изъяты из банка в любое время;

б) срочный депозитный сертификат, по которому деньги могут быть изъяты через определенный срок с выплатой повышенного процента.

Коммерческие банки по форме собственности подразделяются на государственные, акционерные, частные, кооперативные, муни­ципальные, смешанные (государственно - частные).

Государственные коммерческие банки обеспечивают проведение политики государства в области привлечения временно свободных денежных средств населения и фирм, эффективного размещения привлеченных средств в экономику и операции с ценными бума­гами и валютой. Одним из представителей государственного ком­мерческого банка является Сберегательный банк России, который имеет широкую сеть учреждений, филиалов и значительную чис­ленность персонала.

Он выполняет практически все функции, при­сущие банкам, кроме эмиссии. Также к государственным коммер­ческим банкам можно отнести все специализированные банки, та­кие как Внешторговый, Инвестиционный, Депозитный, Ипотечный, Земельный и другие.

Акционерные банки создаются на основе формирования акцио­нерной собственности. Выполняют все функции коммерческих бан­ков. Характерная особенность их деятельности – предпочтительное обслуживание своих акционеров.

Кооперативные банки, капитал которых образуется за счет пае­вых взносов членов кооператива. В настоящее время в России та­кие банки крайне малочисленны. Это объясняется ограниченнос­тью средств заинтересованных лиц.

Муниципальные банки формируются из капиталов городских и местных управлений. Основной задачей таких банков является об­служивание потребности городских и поселковых хозяйств.

Если попытаться классифицировать коммерческие банки по на­правлению деятельности, специализации, то можно выделить ин­вестиционные, внешторговые, депозитные, земельные, ипотечные и другие банки. Инвестиционные банки финансируют и кредитуют в долгосроч­ном периоде времени различные отрасли народного хозяйства, пре­имущественно промышленности, торговли, транспорта. Ресурсы бан­ков формируются за счет продажи собственных ценных бумаг. Осо­бенность их деятельности заключается в том, что они не принимают вклады населения.

Внешторговые банки осуществляют операции по проведению вза­имных внешнеторговых расчетов, кредитования, страхования экс­порта и импорта.

Депозитные банки выполняют кредитно-расчетные операции за счет привлечения вкладов фирм и населения.

Земельные банки выдают долгосрочные ссуды фермерам и кре­стьянам под залог земли. В настоящее время в России по Консти­туции земля не является предметом купли-продажи, поэтому от­сутствуют земельные банки, которые могли бы выдавать кредиты под залог земли.

Ипотечные банки – это специализированные коммерческие бан­ки, которые выдают кредиты под залог недвижимости. Источником денежных средств этих банков являются вклады клиентов и собст­венный капитал. В зависимости от направления кредита ипотечны­ми банками могут быть те же земельные, мелиоративные и комму­нальные банки. Последний может выделить кредит под залог го­родской и поселковой недвижимостей.

Особое место среди специализированных банков занимают бан­кирские дома, представляющие частные банковские учреждения, за­нимающиеся биржевыми спекуляциями, торговыми операциями антиквариата, драгоценными камнями и металлами, инжинирингом и т. д.

Влияние банков на экономику, как видим, чрезвычайно высо­ко. Предоставляя кредиты, банки помогают народному хозяйству, фирмам и населению. Поскольку государственные расходы зачас­тую не покрываются доходами, банки финансируют деятельность правительства.

Однако в России в период перехода от административно-ко­мандной системы в рыночную экономическое поведение коммер­ческих банков не столь прямолинейно и проявляется оно в проти­воречивой форме. Например, кризис в России 17 августа 1998 г. произошел не без активного участия коммерческих банков.

При рассмотрении банковской системы указывалось, что ее со­ставной частью являются финансово-кредитные учреждения, кото­рые призваны обслуживать определенные типы клиентов или осу­ществлять услуги особого характера, но не более двух-трех видов. В экономической литературе финансово-кредитные учреждения ино­гда называют просто кредитными учреждениями.

Для кредитных учреждений, с организационно-правовых точек зрения, характерна двойная подчиненность. С одной стороны, они связаны с кредитно-расчетной операцией, поэтому вынуждены подчиняться требованиям центрального банка; с другой стороны, осуществляя какую-либо финансовую, страховую или инвести­ционную деятельность, они попадают под регулирующее воздейст­вие соответствующих ведомств или учреждений. Таким образом, они оказываются в двойном или даже в тройном подчинении.

К финансово-кредитным учреждениям можно отнести почтово - сберегательные учреждения при почтовых отделениях, ломбарды, кредитные союзы и товарищества, страховые общества, пенсион­ные фонды и др.

Почтово-сберегателъные учреждения (банки) через почтовые от­деления аккумулируют вклады населения и осуществляют прием и выдачу денег.

Ломбарды представляют собой кредитные учреждения, выдаю­щие ссуды под залог недвижимого имущества, ценных вещей и драгоценностей. Оценка стоимости вещей определяется по согла­сию сторон, и их владельцу вместе с кредитом выдается ломбард­ный билет (квитанция). В случае невозврата кредита в оговорен­ный срок, заложенная вещь переходит в собственность ломбарда. Поэтому в крупных городских ломбардах должны быть складские помещения и магазины. Ломбарды могут также заниматься хране­нием драгоценностей и их комиссионной продажей (кроме ценных бумаг).

В экономически развитых странах наблюдается тенденция ого­сударствления ломбардов. В зависимости от степени участия капи­тала различных форм собственности можно выделить ломбарды го­сударственные, муниципальные, частные, кооперативные и смешан­ного типа.

В России ломбарды выдают краткосрочные ссуды (до трех ме­сяцев) в размере от 50 до 30% стоимости закладываемого имуще­ства.

Кредитные союзы и товарищества – организуются заинтересо­ванными лицами, не имеют принципиального отличия друг от дру­га. Их цели и задачи – обслуживание малого и среднего бизнеса. Основными операциями союзов и товариществ являются привлече­ние вкладов в торгово-посреднические, комиссионные, консульта­тивные и аудиторские деятельности.

Страховые общества – это финансовые учреждения, функцио­нирующие за счет процентов кредита и продажи страховых поли­сов. Последние представляют собой документ, выдаваемый страхо­вым обществом застраховавшемуся лицу или фирме после заклю­чения официального договора.

Цель и задачи страхования – это возмещение ущерба, потерь, вызванных стихийными бедствиями, экологическими катастрофами и несчастными случаями. Объектом страхования может быть жизнь человека, его здоровье, имущество граждан и фирм, перевозимые грузы, риск, ответственность и др. Страхование осуществляется за счет денежных средств граждан, фирм и государственных организаций. Как известно, при распре­делении дохода фирм формируется резервный фонд, предназначен­ный для выплаты страховых взносов.

В случае происшествия страхового события общества обязаны выплатить возмещение страхованному.

Главная статья активов страховых обществ – вложение денеж­ных средств в приобретение облигаций, акций и других государст­венных ценных бумаг. Иными словами, страховые общества предо­ставляют государству свободные денежные средства в долгосрочный кредит.

Пенсионный фонд представляет собой кредитные учреждения, за­нимающиеся прежде всего формированием пенсионного фонда и выдачей пенсий. С организационно - правовой точки зрения, пенси­онные фонды рассматриваются как государственная внебюджетная целевая организация, формируемая из отчислений частных, госу­дарственных и иных фирм и предпринимателей. Временно свобод­ные денежные средства вкладываются в акции и ценные бумаги промышленных компаний.

5. Рынок ценных бумаг

Значение ценных бумаг в современной рыночной экономике трудно переоценить. Они занимают в экономической жизни обще­ства особое место.

Рынок ценных бумаг возник в Западной Европе четыре века то­му назад. В 1592 г. в Антверпене впервые был опубликован список ценных бумаг, продаваемых на бирже. В России биржа ценных бу­маг была открыта в Санкт - Петербурге в период правления Петра I (1703 г.). В дореволюционной России к 1913 г. насчитыва­лось уже около 70 фондовых бирж.

В советский период, согласно марксистским канонам, ценные бумаги считались «фиктивным капиталом», присущим только за­гнивающей капиталистической экономике. Поэтому в экономичес­кой жизни СССР ценных бумаг не было. Государственные облига­ции внутреннего займа, которые функционировали в Советском Союзе, нельзя считать ценной бумагой, во - первых, из-за принуди­тельного характера подписки, во-вторых, из-за отсутствия свобод­ного их обращения на внутреннем рынке.

В связи с переходом экономики России к рынку произошел ряд коренных реформ (разгосударствление и приватизация собственно­сти, реорганизация финансовой системы и другие), вызвавших объ­ективную необходимость рынка ценных бумаг, именуемого фондо­вой биржей. В России в настоящее время рынок ценных бумаг только фор­мируется, поэтому целесообразнее изучить данный вопрос на примере рынка ценных бумаг в странах с развитой рыночной эконо­микой.

По определению, данному в Гражданском кодексе РФ, ценной бумагой является «документ, удостоверяющий с соблюдением уста­новленной формы и обязательных реквизитов имущественные пра­ва, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Основными понятиями рынка ценных бумаг являются: эмиссия ценных бумаг, эмитент и их размещение.

Эмиссия ценных бумаг – это процесс выпуска всех их видов для обращения.

Цель эмиссии ценных бумаг – привлечение финансовых ресур­сов для расширения производства или под определенные крупные инвестиционные проекты, а государственные органы могут эмити­ровать ценные бумаги для покрытия дефицита бюджета.

Эмитент ценных бумаг – это орган или организация (банк, фи­нансово-кредитные учреждения, фирма), выпускающие ценные бу­маги.

Размещение ценных бумаг означает продажу, распространение ценных бумаг от эмитента в руки первичного владельца путем за­ключения гражданско-правовых сделок.

К ценным бумагам относятся облигации, депозитный и сбере­гательный сертификаты, чеки, векселя, акции, ценные бумаги го­сударства и местных органов власти и др.

Ценные бумаги могут быть классифицированы по самым раз­личным признакам. В зависимости от получаемого дохода могут быть с фиксированным доходом и нефиксированным доходом. А в зависимости от эмитентов – государственные, муниципальные, кор­поративные и др. Ценные бумаги могут быть именные и на предъ­явителя.

К ценным бумагам с фиксированным доходом относятся обли­гации, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и векселя.

Облигация – это самый распространенный вид ценных бумаг. Она подтверждает, что ее владелец внес определенные денежные средства на приобретение ценной бумаги. Ее вправе выпустить го­сударство, местные органы власти, фирмы на самые разные сроки (от 1 года до 25 лет). Эмитент, организация, выпустившая облига­цию, обязан выплатить номинальную стоимость в указанный срок. Такое возмещение получило название «погашение» облигации. Кро­ме погашения, эмитент обязан выплачивать ее обладателю фикси­рованный процент от номинальной стоимости или выплатить вы­игрыш.

Привлекательность облигации по сравнению с акцией заключа­ется в том, что облигации могут продаваться по эмиссионному кур­су, который ниже их номинального курса (например, за 980 руб. вместо 1000 рублей). Такая скидка получила название «дизажио». Может быть достигнута договоренность, что погашение облигации будет производиться по более высокому курсу по сравнению с но­минальным, например, по цене 1030 рублей вместо 1000. Надбав­ка получила название «ажио». Таким образом, суммарный доход об­лигации может составить процент плюс дизажио или ажио.

Конечная цель выпуска облигации – привлечение свободных денежных средств, иными словами, особый вид кредитования эми­тентов лицами, купившими облигацию. Они могут свободно про­даваться и покупаться по курсу на бирже. Облигации могут быть самых разных видов по форме выплаты процентов: беспроцентные, процентные, купонные, вечные, конвертируемые; по элементам: го­сударственные, муниципальные; по целевому назначению: жилищ­ные, автомобильные, дисконтные, ипотечные и т. д.

Сберегательный сертификат – письменный документ в виде сви­детельства Сберегательного банка или другого кредитного учрежде­ния о вкладе денежных средств, удостоверяющий право вкладчика на получение вклада по истечении определенного срока и процен­та по нему. Различают сберегательные сертификаты именные и на предъявителя.

Депозитные и сберегательные сертификаты могут свободно про­даваться на фондовых биржах.

Вексель – ценная бумага в виде долгосрочного обязательства, составленного в письменном виде по определенной форме. Вексель дает векселедержателю право на получение долга по истечении ого­воренного срока.

Для понимания оборотов векселей следует ознакомиться со спе­цифическими терминами, употребляемыми в секторе рынка цен­ных бумаг:

простой вексель – составляется должником (векселедателем)
и содержит его обязательство выплачивать векселедержателю поло­женный долг в оговоренный срок;

переводной вексель (тратта) – выписывается векселедержате­лем (трассантом) в виде письменного поручения, приказа векселе­дателю (трассату) заплатить заимствованную сумму с процентами
третьему лицу (ремитенту);

безусловный вексель – который подлежит оплате наличными
по предъявлению.

По российскому законодательству в зависимости от срока пла­тежа используются следующие векселя:

а) оплачиваемые по предъявлению;

б) оплачиваемые от времени составления до определенного срока;

в) оплачиваемые на определенную дату.

В отечественной практике в условиях всеобщего неплатежа до­вольно успешно используются процентные векселя.

Ценные бумаги с нефиксированными доходами – это прежде всего простые акции и государственные ценные бумаги. Подробно об акциях см. тему «Фирмы как экономический агент».

Государственные ценные бумаги являются долговыми обязатель­ствами правительства и местных органов власти перед юридичес­кими и физическими лицами. Они составляют государственный вну­тренний долг. В определенном смысле выпуск ценных бумаг пред­ставляет собой альтернативу эмиссии бумажных денег. Главная цель имитирования ценных бумаг – это покрытие бюджетного дефици­та в условиях инфляции и экономического кризиса.

В настоящее время в большинстве стран мира обращается не­сколько видов государственных ценных бумаг:

а) казначейские векселя со сроком погашения 91 день;

б) казначейские обязательства со сроком погашения до 10 лет;

в) казначейские облигации со сроком погашения от 10 до 30 лет.

Эти виды ценных бумаг выпускаются для кредитования госу­дарственного долга, и процент выплаты колеблется от 5 до 7 %. В России выпускаются:

– государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), с 1993 г. Эмитентом выступает Министерство финансов РФ. ГКО выпускаются на срок 3, 6 и 12 месяцев, размещаются через учреждения Центрального банка РФ. Доходность ГКО в 1998 г. со­ставила 11 –14% годовых;

– казначейские обязательства (КО), функционирующие по прин­ципу ГКО;

– облигации федерального займа (ОФЗ) с 1995 г., обращаются
в единой системе с ГКО, с переменным купонным процентом, срок действия более одного года;

– облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) на предъявителя выпускаются с 1995 г., предназначены для продажи населению;

– облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), которые являются средством реструктуризации внутреннего валютного долга.

ГКО и рублевый кризис 17 августа 1998 года. В первом полуго­дии 1998 г. среднемесячный бюджет России выглядел так: доходная часть – фактическое поступление дохода составило около 23 млрд. рублей, расходная часть, государственные расходы по бюджету – 25 млрд. и погашение ГКО – 30 млрд. рублей. Таким образом, среднемесячный дефицит бюджета составил 32 млрд. рублей, без учета выплаты прежних долгов СССР. Только за первое полугодие 1998 г. новые государственные долги увеличились до 200 млрд. рублей.

Как мы уже отметили, выпуск государственных ценных бумаг представляет собой альтернативу эмиссии бумажных денег. Так, пе­ред правительством РФ возникли две альтернативы выхода из со­здавшейся экономической ситуации:

1) произвести реструктуризацию ГКО;

2) увеличить печатание бумажных денег. Однако, чтобы реструктуризировать ГКО, требовались внешние займы, кредиты. В то время международные банки не предоставляли кредитов России.

С приходом нового премьер-министра Е.М. Примакова прави­тельство приняло второе решение – увеличение печатания денег. В результате ко второй половине 1999 г. произошла четырехкрат­ная девальвация рубля по отношению к доллару США. Если в на­чале 1998 г. на валютном рынке 1 доллар стоил 6 рублей, то в на­чале второй половины 1999 г. – 27 рублей.

Так, бесконтрольное увеличение выпуска государственных цен­ных бумаг также опасно, как и увеличение печатания денег.

6. Организационная структура рынка ценных бумаг России

Фондовая биржа – организованный рынок ценных бумаг. Здесь объектом биржевых сделок служат все виды ценных бумаг.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являют­ся: коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные фон­ды, инфраструктурные организации биржи (регистраторы, депози­тарии, клиринговые организации и собственно фондовые биржи), финансово-кредитные организации, юридические и физические ли­ца, зарегистрированные как предприниматели.

По российскому законодательству о рынке ценных бумаг в бир­жевой сделке участвуют так называемые «настоящие члены биржи», имеющие государственную лицензию.

Другие обладатели ценных бумаг, не являющиеся членами бир­жи, могут совершить биржевые операции через посредничество чле­нов биржи, так как запрещается временное членство, передача бир­жевого места в аренду другим лицам, не являющимся членами дан­ной фондовой биржи.

Брокерские фирмы – это официальное объединение нескольких брокеров, выступающих в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг и валюты. Брокеры работают по поручению своих клиентов и за их счет, получая вознагражде­ние в виде комиссионных при совершении торговых сделок. В ро­ли брокеров могут выступить отдельные лица, фирмы и организа­ции. Брокеры и брокерские фирмы приобретают за плату брокер­ские места на бирже сроком на один год и более. Брокеры могут оказать клиентам дополнительные услуги в виде консультации, ин­формации о ситуации на рынке ценных бумаг.

Инвестиционный фонд – это акционерное общество, ресурсы ко­торого формируются за счет выпуска ценных бумаг и продажи их мелким инвесторам с целью привлечения сбережений широких сло­ев населения. Собранные средства инвестиционные фонды вклады­вают в покупку ценных бумаг государства, компании и банков. Регистратор – организация, осуществляющая ведение реестров владельцев ценных бумаг. По российскому законодательству акци­онерное общество числом акционеров более 500 человек обязано передать полномочия на ведение своего реестра акционеров неза­висимому регистратору. Регистратор фиксирует ежегодный взнос по­стоянных участников биржи.

Депозитарий – участник фондовой биржи, оказывающий услу­ги по хранению ценных бумаг и учету прав на них. Он же выдает справку о наличии у брокера ценных бумаг, предназначенных для торговли на бирже.

Клиринговые организации – ведут учет и взаимозачет как по деньгам, так и по ценным бумагам между участниками фондовой биржи.

Собственно фондовая биржа – это организация биржевых сде­лок. Ее деятельность строго регламентирована правительственными документами и уставом биржи. По российскому законодательству фондовая биржа должна заниматься только торговлей ценными бу­магами и депозитарной деятельностью. Совмещение иной деятель­ности фондовой бирже запрещается.

В России в 1999 г. функционировало более 20 фондовых бирж, крупнейшими из которых являются Центральная российская уни­версальная биржа (ЦРУБ), Санкт-Петербургская фондовая биржа.

В настоящее время российский фондовый рынок полностью не сформировался, происходит процесс его совершенствования.

Мировая практика показала, что, наряду с официальным рын­ком ценных бумаг, возникает объективная необходимость внебир­жевого рынка. Это обусловлено тем, что существует немало солид­ных фирм, у которых размеры ценных бумаг не дотягивают до биржевых стандартов. Чтобы эти фирмы выросли до биржевых стан­дартов, требуется какое - то время.

Фирма, производящая операции с ценными бумагами вне бир­жи, работает следующим образом: сначала она покупает ценные бу­маги на собственные средства, а затем перепродает их брокерам или брокерской фирме. С клиента брокеры не взимают комиссион­ной платы, как на бирже. В одном случае ценные бумаги вторич­но продаются уже с небольшой надбавкой, а в другом случае – продаются с небольшой скидкой по отношению к той цене, по ко­торой они в дальнейшем будут перепроданы. Такая наценка или скидка образует прибыль посреднической фирмы. Через внебирже­вой рынок продаются облигации государственных займов и акции мелких и средних фирм, не включенные в биржевые списки.

Основными операциями на рынке ценных бумаг являются следу­ющие: срочные операции, поручение на проведение биржевых опе­раций и купля-продажа ценных бумаг.

Срочная операция – это договор о поставке, в силу которого одна сторона обязуется предоставлять определенную сумму ценных бумаг на установленный срок, а другая сторона – принять и не­медленно оплатить к оговоренному сроку. Иногда их называют фью­черскими сделками. По российскому законодательству оформление и оплата сделки должны отстоять друг от друга не более 90 дней. Срочные сделки широко практикуются в США, Германии и других странах.

Экономический смысл срочной операции сводится к тому, что, если владельцы ценных бумаг предполагают падение их курса к ка­кому - то сроку, то, чтобы освободиться от них, первоначальные владельцы воспользуются этой операцией. Биржевые спекулянты, играющие на понижении курса ценных бумаг, называются «медве­дями», то есть «подминающими противника под себя». А биржеви­ки, играющие на повышении курса, – «быками», поднимающими противника на рога.

Поручение на проведение биржевых операций выступает в раз­ных формах:

а) поручение на брокеров проведения сделки с ценными бума­гами по текущему рыночному курсу;

б) лимитное поручение, которое сводится к тому, что брокерам поручаются биржевые сделки по определенной цене;

в) поручение на проведение операции на условиях, определяе­мых самим брокером и др.

Купля-продажа ценных бумаг производится по следующей схеме: покупатель ценных бумаг (инвестор) Б поручает своему бро­керу купить 100 акций компании А по курсу 1500 руб. за одну ак­цию. Продавец ценных бумаг компании А также поручает брокеру продать аналогичную ценную бумагу приблизительно по курсу 1500 руб. за штуку. Брокеры фирм А и Б обращаются к дилеру – специалисту биржи по поводу предстоящей сделки. Тогда дилер ана­лизирует, нет ли еще иных предложений в данный момент. Убедив­шись, что нет других предложений, дилер устанавливает курс ак­ции на уровне 1500 рублей и эту информацию выкрикивает в бир­жевом зале. Если не поступает предложений от участников биржи, то сделка считается совершенной. Оформляются документы по куп­ле-продаже.

В Российской Федерации фондовый рынок регулируется рядом законодательных актов, к ним относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О рынке ценных бумаг» (1996 г.), Закон РФ «Об акци­онерных обществах» (1995 г.), «Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» — Указ Президента РФ от 1 ию­ля 1996 г. № 1008.

Объективная необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг обусловлена:

• требованием защиты экономических интересов всех участни­ков рынка ценных бумаг;

• стимулированием здоровой конкуренции на рынке ценных бу­маг; обеспечением единства режима и методов работы фондовых
рынков на всей территории РФ;

• соблюдением правовых норм деятельности на фондовом рын­ке и неукоснительной ответственности участников рынка в случае их нарушения;

• обеспечением равенства всех участников рынка ценных бумаг
с соблюдением принципа гласности.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является испол­нительным органом государственной власти по проведению феде­ральной политики в области рынка ценных бумаг. Она же осуще­ствляет контроль за деятельностью участников фондового рынка.

6. Государственное регулирование экономики

1. Место и роль государства в рыночной экономике

2. Финансовая система и финансовая политика.

3. Государственный бюджет.

4. Налоговая система. Кривая Лаффера.

1. Место и роль государства в рыночной экономике

Современная рыночная экономика – сложная и постоянно раз­вивающаяся система, имеющая такие саморегулирующие и само­развивающие механизмы, как цена, спрос, предложение и конку­ренция. Согласно классическим воззрениям, они автоматически ус­танавливают основные экономические равновесия национального хозяйства. Однако, как указано в разделе «Микроэкономика», ры­нок по своей внутренней природе имеет ряд «провалов» (фиаско). Поэтому возникает объективная необходимость вмешательства го­сударства, чтобы восполнить эти «провалы».

Теоретические обоснования роли государства в рыночной эко­номике впервые дал Дж. М. Кейнс, который доказал невозмож­ность самоисцеления экономики в период спада. Поэтому в пер­вой половине XX в. перед экономической теорией возникла про­блема государственного регулирования национальной экономики.

Под государственным регулированием в современной экономи­ческой теории понимают воздействие государства на экономичес­кие субъекты и процессы, чтобы придать им организованный ха­рактер, обеспечить соблюдение законов и общественных интересов. Термин «государственное регулирование» экономикой употребляет­ся как в широком, так и в узком смысле слова. В широком – го­сударственное регулирование включает понятия «прогнозирование», «программирование», «финансирование», «бюджетирование», «адми­нистрирование» (управление), «учет и контроль». А в узком смыс­ле под государственным регулированием подразумевают государст­венное управление.

Заметим, что рыночное и государственное регулирование явля­ются асимметричными, принципиально разнополюсными моделя­ми. Иными словами, недостатки рыночного механизма покрывают­ся достоинствами государственного регулирования и наоборот. По­этому для эффективного воздействия на национальное хозяйство со стороны общества разумнее всего использовать смешанный тип ре­гулирования экономики, где органически соединяются достоинст­ва обоих хозяйственных механизмов.

Основными приемами и методами государственного регулиро­вания служат введение экономических нормативов, установление ставок налогообложения и налоговой базы, денежная и кредитная эмиссия, прямое финансирование, создание всех общественных благ, установление правил и процедур социального обеспечения, установ­ление «валютного коридора» и иных способов поддержания наци­ональной валюты.

Стратегической целью государственного регулирования эконо­мики является умножение национального богатства в интересах ны­нешних и будущих поколений страны, а тактическими целями го­сударственного регулирования – обеспечение экономической безо­пасности страны, экономического роста, достижение финансовой стабильности и повышение благосостояния населения.

Однако государственное управление основано на том, что соот­ветствующие органы дают прямые указания, предписания, плано­вые задания хозяйствующим субъектам. Одновременно государство обеспечивает их ресурсами, прикрепляет поставщиков и потреби­телей, определяет основные ценовые параметры. Именно такая мо­дель управления существовала в СССР и в других социалистичес­ких странах.

Мировая практика показала, что если государство берет на се­бя больше, чем положено, то есть перетягивает на себя основные функции рынка, то происходит деформация рыночных отношений, падают стимулы к рачительному хозяйствованию и эффективность производства. Тогда возникает объективная необходимость разгосу­дарствления. Примером может служить распад СССР и других со­циалистических стран на основе политических и экономических кризисов. Поэтому одна из основных задач смешанной экономи­ки – добиться оптимального сочетания государственного регулиро­вания с рыночным. Перекос в ту или иную сторону неизбежно при­ведет к нежелательным результатам.

В современном мире экономическая роль государства неуклон­но возрастает. Об этом свидетельствуют рост государственных рас­ходов на оборону, образование и здравоохранение, возникновение так называемого государственного сектора, где производятся обще­ственные блага.

В современных странах со смешанной экономикой существуют разные типы государственного регулирования. Они различаются мас­штабами и методами регулирования. В некоторых странах с либе­ральными подходами к экономике ограничиваются налогообложе­ниями, бюджетными финансированиями государственных расходов и регулированием денежной системы. К таким типам принадлежит экономика США, Японии, Канады и ряда других стран.

Значительные масштабы государственного воздействия характер­ны для стран, имеющих социально-ориентированную экономику, то есть разнообразные формы поддержки определенных слоев на­селения, перераспределение доходов через налоговую систему и бю­джет (например, Швеция, Германия).

Органы управления экономикой. Управление экономикой – это составная часть ее регулирования. Органы управления представле­ны как органы государственного, общественного и социального уп­равления, связанного не только с экономикой, но и с другими жиз­ненными процессами. Такие органы именуются органами власти имеется в виду власть над экономикой.

Известно, что органы власти делятся на законодательные, ис­полнительные и судебные. Каждый из них имеет определенное отношение к экономике.

В России законодательные органы федерального уровня и субъ­ектов Федерации принимают законы, постановления и другие за­конодательные акты, которые устанавливают «правила игры». Зако­нодательные органы обычно представлены двухпалатным парламен­том: Государственной думой и Советом Федерации. После того, как законы приняты, люди должны их соблюдать. Так делается в под­линно правовом государстве. В субъектах Федерации имеются ана­логичные структуры.

Исполнительные органы призваны исполнять законы, приводить их в действие. Исполнительную власть возглавляет Президент РФ.

Непосредственное исполнительное управление экономикой осуществляет Правительство, вершинной частью которого является Ка­бинет министров, возглавляемый Председателем, то есть премьер-министром и его заместителями.

Исполнительные органы осуществляют управление экономикой посредством президентских указов, постановлений и распоряжений Правительства. Наряду с Правительством страны, отдельные вопро­сы исполнительного управления экономикой решают министерст­ва и ведомства, входящие в состав национально-территориальных образований страны, республики и города. Москва и Санкт-Петербург имеют собственные правительства.

Министерства и ведомства делятся на отраслевые, территори­альные, функциональные комитеты, департаменты и управления.

Акционерные общества, концерны, фонды, фирмы, предприя­тия и организации имеют свои органы управления, называемые ад­министрацией предприятий и фирм. В состав администраций вхо­дят отдельные службы, например, экономическая и инженерная.

Правовые и судебные органы можно называть органами управле­ния в том смысле, что они следят за соблюдением и выполнени­ем законов, регулирующих экономические отношения, пресекают их нарушения, рассматривают конфликты, взаимные экономичес­кие претензии, трудовые, имущественные, денежные споры. Непо­средственное отношение к экономическому регулированию имеют арбитражные органы, которые рассматривают в судебном порядке претензии фирм. Такое же отношение к управлению экономикой имеют адвокатура и нотариат. Первые ведут дело по суду, а вто­рые связаны с оформлением документов экономического и хозяй­ственного характера.

Экономическая политика. В мировой экономической литературе бытуют самые различные определения понятия «экономическая по­литика». Однако среди них самым распространенным является оп­ределение, данное немецким ученым X. Гиршем. Согласно его оп­ределению, экономическая политика государства представляет со­бой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосред­ственно предопределить их протекание. В экономической полити­ке находит непосредственное отражение реализуемый правительст­вом страны курс. По своему содержанию экономическая политика призвана выражать интересы государства и народа.

Курс экономической политики зависит от следующих факторов:

• как отмечалось в предыдущих темах, экономика отдельных стран развивается циклически, периоды экономического роста сменяются спадом (рецессией, стагнацией и стагфляцией). В зависи­мости от этого формируется тот или иной тип экономической по­литики государства;

• экономическая политика тесно связана с государственной вну­тренней и внешней политикой, идеологией и с военной полити­кой;

• от уровня зрелости и направления политических сил, поли­тических партий и движений.

В зависимости от продолжительности периода, на который рас­считаны проводимые мероприятия, принято различать краткосроч­ную (от нескольких месяцев до одного года), среднесрочную (бо­лее одного года до трех лет) и долгосрочную экономическую по­литику (более трех лет).

Субъекты (исполнители) экономической политики. Основным ис­полнителем экономической политики является государство, его ин­ституты и негосударственные образования.

Политика проводится государством посредством использования находящихся в его распоряжении инструментов (механизмов) вли­яния на экономические процессы и хозяйствующих агентов. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты.

Государственное воздействие на экономику характеризуется ин-ституциональностью. В отечественной экономической литературе термин «институциональность» употребляется очень редко. Содер­жание самого термина в современной экономической теории ко­леблется в широком диапазоне. Ограничимся лишь следующим оп­ределением. Экономические институты – это элементы социаль­ной структуры, характеризующие устройство, формы организации и регулирования экономической жизни. Например, институт пра­ва, институт собственности, институт собственников, консультан­тов и т. д.

Исполнительная власть – правительство – передает низовым ор­ганам власти (институтам) право на задание по претворению в жизнь экономической политики. Характер разделения функций между ин­ститутами зависит от политического строя государства. В случае на­личия федерации принято различать три вида субъектов экономи­ческой политики: федеральный, региональный и местный.

К негосударственным субъектам экономической политики отно­сятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это союзы предпринимателей, профсоюзы, кар­тели, кооперативы, культурные, экологические, спортивные, рели­гиозные и другие организации. Функции негосударственных субъ­ектов заключаются в создании группового выражения интересов и переводе его в ранг экономической политики. Из негосударствен­ных субъектов наибольшее влияние на формирование экономичес­кой политики оказывают союзы предпринимателей и профсоюзы. Роль первых в реализации экономической политики столь же ве­лика, как государственная структура. Они оказывают влияние на ход выборов, на членов парламента или их представители стано­вятся членами парламента.

Иногда экономические интересы частно - групповых собственни­ков не совпадают с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. Поэто­му между союзами и государством нередко возникают споры за про­явление возможностей власти. В этой борьбе государство не всегда находится в выгодном положении, потому что в руках союзов мо­гут быть средства массовой информации; они умело используют рекламы, манипулируют общественным сознанием. Таким образом, они непосредственно оказывают влияние на принятие политичес­ких решений в верхних эшелонах власти.

Что касается остальных негосударственных субъектов политики (кроме профсоюзов), то они большого влияния на экономическую политику не оказывают. Если их деятельность и влияет на приня­тие политических решений, то это происходит косвенным путем, опосредованно, через общественное сознание. Таким образом, го­сударство, проводя экономическую политику, выступает ее иници­атором, организатором. Достичь успеха в макроэкономическом ре­гулировании можно не тоталитарной государственной властью, а ее умением сбалансировать интересы государственных и негосударст­венных субъектов.

Реализация экономической политики может привести к одному из двух конечных противоположных результатов. С одной стороны, экономическая политика, сбалансированная по всем параметрам, может привести к росту экономики, улучшению уровня жизни на­селения; с другой стороны, экономическая политика, выработанная без учета внутренней и внешней конъюнктуры, может вызвать кри­зис (галопирующую или гиперинфляции, обнищание широких сло­ев населения). Это называется крахом экономической политики.

Основные инструменты (экономические механизмы или рычаги). На­звание «рычаги» означает, что они используются в качестве сред­ства изменения экономического состояния объекта или «механиз­ма» осуществления поворота экономики в желаемую сторону. Для умелого их использования необходимо знать внутреннее строение, структуру экономики. Существует несколько вариантов классифи­кации инструментов регулирования экономики.

По способу функционирования различаются методы прямого и косвенного регулирования экономики. Теперь рассмотрим их несколько иначе, с точки зре­ния макроэкономического регулирования.

Методы прямого воздействия государства на экономику пред­полагают, что хозяйствующие субъекты вынуждены принимать ре­шения на основе предписания властей, а не самостоятельно. Сле­дует подчеркнуть, что каждый экономический инструмент имеет по­ложительные и отрицательные стороны. Так, положительная сторона прямых методов заключается в том, что они более оперативны в смысле скорости достижения экономических результатов. Отрица­тельная сторона – создание серьезных помех в функционировании чисто рыночных механизмов. В качестве примера можно назвать налоговое законодательство, нормы амортизационных отчислений, бюджетные процедуры и др.

Косвенные методы воздействия государства оказывают влияние на экономику опосредованно, через вторичные механизмы. Пре­имуществом данных методов регулирования считается то, что они не мешают функционированию рыночных механизмов, иными сло­вами, они не нарушают сложившееся рыночное равновесие. Недо­статком косвенных методов является так называемый временной лаг (эффект запоздания). Дело в том, что промежуток времени от принятия государственных решений до их претворения в жизнь в хозяйствующих субъектах занимает довольно длительный период.

По методу организации инструменты государственного воздей­ствия подразделяются на административные, экономические и ин­ституциональные меры (рис. 6.1).

Административные меры. К ним относятся властные меры, ре­гулирующие правовые режимы, которые принуждают, запрещают и разрешают действия субъектов экономики. Функции администра­тивных мер сводятся к обеспечению стабильной и благоприятной обстановки экономической деятельности субъектов рынка, к созда­нию условий для принятия ими свободных хозяйственных реше­ний, к защите конкуренции и прав собственности. Эти меры ис­пользуются государством в различных областях экономической жиз­ни в зависимости от того, в какой фазе цикла находится экономика страны. В последние годы в ряде стран Запада административные меры активно используются в охране окружающей среды, в обла­сти социальной защиты и др.

Экономические меры – это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйствующих субъектов посредством экономи­ческих инструментов. Речь идет о методах влияния на совокупные спрос и предложение, социальные и структурные аспекты эконо­мики. К числу экономических мер относятся:

– финансовая (бюджетная, фискальная) политика;
– денежно-кредитная (монетарная) политика;

– внешнеэкономическая политика;

– социальная политика.

    Инструменты государственного воздействия

Цель: достижение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением

Кейнсианский вариант: воздействие на совокупный спрос

Монетарный вариант:

воздействие на совокупное предложение

Политика государственных расходов

Политика государственных доходов

Формы: Субсидии Субвенции Инвестиции Кредиты
Формы: Налоговые доходы Неналоговые доходы

Источники:

Виды: Трансфор­мационные Трансфертные

Домохозяйства Фирмы Территори­альные корпорации Заграница

Рис. 6.1. Классификация инструментов государственного воздействия на экономику

2. Финансовая система и финансовая политика

Сущность и функции финансов. Финансовая система и финансо­вая политика относятся к фискальной политике, которая распро­страняет свое действие на формирование доходов и расходов госу­дарственной казны (фиска). К фискальной политике относится ряд форм финансовой политики, такие как бюджетная, налоговая, по­литика доходов и расходов. С помощью финансов стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей, частных предприятий и фирм, создают предпосылки для снижения издержек производ­ства и повышения конкурентной способности фирм на рынке.

Финансы как экономический термин употребляется как в уз­ком, так и в широком смысле слова. В узком смысле слова, на бы­товом уровне, финансы ассоциируются с деньгами или денежными средствами. А в широком смысле слова, с научной точки зрения, финансы подразумевают движение наличных и безналичных денеж­ных средств; распределение прибыли предприятий и фирм; форми­рование и распределение бюджетных средств. Одновременно фи­нансы выступают как экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контро­ля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распредели­тельной, контрольной, стимулирующей.

Распределительная функция проявляется в том, что, во-первых, посредством налогов в государственный бюджет концентрируются средства, направляемые на решение народнохозяйственных проблем (выполнение производственных, социальных, межотраслевых и ком­плексных целевых программ); во-вторых, с помощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий, форм дохо­дов граждан, направляя их на государственные нужды (инвестиции, оборону и т. д.).

Контрольная функция. В правовом государстве финансовый кон­троль крайне необходим. Финансовый контроль исходит от высших органов государственной власти. Их функция очень широка.

На местном уровне непосредственный контроль за выполнени­ем доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налого­выми, таможенными и другими органами, которые организуют ра­боту по взиманию налогов и следят за своевременными их уплата­ми. Контроль за этими процессами идет через Министерство финансов Российской Федерации, Государственную налоговую служ­бу и таможенные органы. В связи с этим возник новый для Рос­сии институт независимого внешнего контроля – аудит.

Стимулирующая функция финансов осуществляется следующим образом: манипулируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя правила налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей, регионов, технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, стимулирования инвес­тиций.

Финансовая система и ее структура. Совокупность финансовых
отношений в пределах национальной экономики образует финан­совую систему. В основу устройства финансовой системы входят
следующие элементы и принципы (табл. 6.1): каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет формирует и расходует обще­государственный фонд финансовых ресурсов. Имущественное и лич­ное страхование создает резервный фонд для граждан;

– территориальность: каждая область, край, республика имеют
соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

– единство финансовой политики, проводимой государством, означает, что у всех территориальных финансовых органов одина­ковые цели, задачи и «правила игры».

Финансовая система включает в себя общегосударственные, от­раслевые и территориальные финансовые отношения.

Таблица 6.1 Схема финансовой системы

Финансы предприятий, организаций Страхование Финансы государства
коммерческих организаций коммерческих предприятий общественных организаций и фондов социальное личное имущественное ответственности и предпринимательских рисков государственный бюджет внебюджетные фонды государственный кредит  

Поскольку финансы являются носителем распределительных от­ношений, то это распределение происходит между различными субъ­ектами. В финансовой системе выделяются четыре крупные сферы:

• финансы предприятий (фирм), учреждений и организаций;

• страхование – создание за счет денежных средств предприя­тий, организаций, граждан специальных резервных фондов (стра­ховых), предназначенных для возмещения ущерба, потерь, вызван­ных неблагоприятными ситуациями. Из средств страховых фондов выплачивается определенная сумма денег пострадавшим;

• государственные финансы представлены государственным бю­джетом, внебюджетным фондом и государственным кредитом;

• финансы домохозяйств – финансовые отношения между фи­зическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни.

Развитие рыночной инфраструктуры невозможно представить
без системы кредитования. Кредитная система, как совокупность
финансово-кредитных институтов, аккумулирует свободные де­
нежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рын­ка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Воздействие на финансы осуществляется посредством финансо­вой политики. Главная задача финансовой политики – обеспече­ние соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государствен­ных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ре­сурсов, их распределение и использование




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.245 сек.