Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и система источников финансового права




Система финансового права

 

Система финансового права – совокупность общественных отношений, регулируемых финансово-правовыми нормами, сформированная исходя из логической последовательности институтов отрасли права.

Система финансового права, как и иные отрасли права, состоит из общей и особенной частей. Стоит еще раз отметить, что приводимый перечень общественных отношений, входящих в структуру предмета финансового права, и представленный в настоящем учебно-методическом комплексе, сформирован на основании требований законодательства Республики Беларусь об образования, в связи с чем в него включен такой элемент, как налоговое право.

Общая часть финансового права предполагает изучение следующих институтов:

  • Финансы и финансовая деятельность государства;
  • Финансовое право и финансовые правоотношения;
  • Финансовый контроль;

 

Особенная часть финансового права предполагает изучение следующих институтов:

  • Правовые основы бюджетной системы;
  • Бюджетный процесс;
  • Основы налогового права;
  • Республиканские и местные налоги и сборы;
  • Общая характеристика особых режимов налогообложения;
  • Государственный кредит и государственный долг;
  • Денежное обращение;
  • Валютное регулирование и валютный контроль.

 

 

 

 

Источники гражданского права – форма выражения правовых норм, при которой указанные в них правила поведения приобретают юридическую силу.

Теория относит к источникам права:

· Обычай – сложившееся в течение длительного периода времени правило поведения, которого придерживается общество и которое поддерживает государство, в результате чего такое правило поведения приобретает юридическую силу. В Республике Беларусь обычай не является первичным источником права. В то же время, гражданское законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность применения обычая в регулировании правоотношений. Так, в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в случаях, когда в соответствии с законодательством, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу;

· Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (статья 1 Закона Республики Беларусь № 361-З от 10 января 2000 года «О Нормативных правовых актах»). Республика Беларусь придерживается Романо-германской системы права, в рамках которой в качестве источника права рассматривается нормативный правовой акт. В некоторых государствах, придерживающихся данной системы права, допускается в случае отсутствия законодательного регулирования применения иных источников права, в первую очередь – судебных решений. Однако такое бывает в исключительных случаях, в отличие от англо-саксонской системы права, где судебный прецедент играет важную роль в регулирования правоотношений;

· Судебный прецедент – существующее решения суда по конкретному делу, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве источника правового регулирования определенных правоотношений. Применение судебного прецедента широко распространено в государствах, придерживающихся англо-саксонской системы права (Соединенные Штаты Америки; Великобритания, Австралия, Новая Зеландия и др.). Причем, в данных государствах судебный прецедент признается первичным источником права. В Республике Беларусь судебный прецедент не признается источником права;

· Договоры – источником права в Республике Беларусь признаются международные договоры, вступившие в действие в установленном порядке на территории Республики Беларусь.

 

В Республике Беларусь в качестве источников финансового права признается нормативный правовой акт и международный договор.

Законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения (статья 1 Закона Республики Беларусь № 361-З от 10 января 2000 года «О Нормативных правовых актах»).

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь № 361-З от 10 января 2000 года «О Нормативных правовых актах», выделяют следующие виды нормативных правовых актов:

  • Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
  • Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.
  • Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
  • Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
  • Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
  • Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
  • Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
  • Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.
  • Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.
  • Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.
  • Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
  • Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.
  • Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.
  • Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
  • Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
  • Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.
  • Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

 

Наряду с нормативными правовыми актами необходимо также рассмотреть институт правовых актов, не являющихся нормативными. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь № 361-З от 10 января 2000 года «О Нормативных правовых актах», правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.

К ненормативным правовым актам относятся:

  • распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
  • распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;
  • распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
  • акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
  • акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;
  • иные правовые акты, не являющиеся нормативными в соответствии с частью 1статьи 3 Закона Республики Беларусь № 361-З от 10 января 2000 года «О Нормативных правовых актах».

 

Правовые акты, перечисленные в частях 2, 7–12, 17 и 18 статьи 2 Закона Республики Беларусь № 361-З от 10 января 2000 года «О Нормативных правовых актах», могут иметь ненормативный характер.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь № 361-З от 10 января 2000 года «О Нормативных правовых актах», нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.