Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение предпочтения и функция полезности

Как уже отмечалось основной целью потребителя является удовлетворение его потребностей. Поведение потребителя, рассматриваемое с точки зрения рационального распределения своего бюджета математически моделируется как выбор некой точки из пространства товаров. Под пространством товаров понимается неотрицательный ортант пространства

 

(множество векторов неотрицательных компонентов).

Каждая точка ортанта представляет собой ассортиментный набор товаров и благ. Величина обозначает количество -ого товара, приобретенного потребителем при выбранной единице его измерения. Термин "товар" при этом понимается достаточно широко. Прежде всего имеется ввиду материальные продукты: предметы потребления, фонды (но уже не как макроэкономическая переменная, а как конкретные виды станков и машин т.д.), природные ресурсы. Кроме того, к товарам в данном случае относятся услуги(посещение театров, использование прачечной). Рабочая сила также может рассматриваться как товар, он измеряется во временных единицах. Считается, что все товары обладают свойством произвольной делимости, так что может быть куплено любое неотрицательное количество каждого из них.

Пусть – выпуклое множество, на котором определены интересы потребителя. Можно например считать, что – множество всех мыслимых наборов товаров, доступных потребителю. Любые два вектора потребитель может сравнивать и делать из них выбор. Этот выбор зависит от вкуса потребителя, его бюджета и цен на товары. Поэтому считаем, что на задано бинарное отношение " ", называемое отношением предпочтения. Запись (x предпочтительнее y)означает, что потребитель предпочитает набор x набору y, если не делает между ними различия. Содержательный смысл отношения предпочтения требует выполнения следующих аксиом:

Аксиома 1:

Аксиома 2:, то

Аксиома 3:, либо, либо. Если и, то будем писать, что, это отношение называется отношением безразличия. Если, но не имеет места, то будем писать что (строго предпочтительнее). Отношение " " называется отношением строгого предпочтения.

Аксиома 4: Отношение является непрерывным на, т.к. при множества и открыты в.

Содержание аксиомы 4: если 2 набора находятся в отношении, то при достаточно малом изменении каждого из них данное отношение сохраняется.

Функция, определенная на, называется функцией полезности, соответствующей отношению, если.

Нетрудно видеть, что если - функция полезности, а - строго возрастающая функция скалярного аргумента, то -также функция полезности (ФП), таким образом, если для отношения предпочтения существует хотя бы одна ФП, то их существует бесконечно много.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Независимость производственного процесса от масштаба | Несовершенная конкуренция. Монополия и монопсония
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.