Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория «Периферийной экономики».

Основные направления и регионы особенности экономической теории «Третьего мира». Латинская Америка.

Лекция 16

Латиноамериканские страны после политического освобождения были вовлечены в мировой рынок и превратились в поставщиков сырья. Проникновение иностранного капитала, в основном английского и североамериканского, привело к тому, что на протяжении XIX—XX вв. утвердилась монокультурная специализация латиноамериканского региона. На пять статей экспорта (нефть, сахар, кофе, медь, хлопок) приходилось 62% всей его стоимости. Происходивший рост иностранного финансирования экономики приводил к колоссальному росту внешнего долга. Экономическая отсталость стала объективной основой поиска выхода из тупика. В 40-е гг. родилась концепция периферийной экономики, когда аргентинец Рауль Пребиш выдвинул понятия «центр» (ведущие развитые страны) и «периферия» (экономические отсталые районы мира) и заявил о необходимости разработки «главной» стратегии развития в связи с перестройкой международных экономических связей.

В теории периферийной экономики одной из главных проблем была
объявлена разработка критериев распределения ресурсов. Ее авторы выступили против господствовавшего в западной экономической литературе
классического положения о сравнительных издержках (относительных
преимуществах), выдвинутого еще Д. Рикардо. Латиноамериканские экономисты заявили, что мировой рынок через критерии сравнительных выгод
не обеспечивает наилучшего распределения ресурсов и благополучия для
всех партнеров, а навязывает отсталым странам в ущерб им постоянную
тенденцию к неравновесию.

Ученые Латинской Америки своеобразно подошли к другой важной проблеме — проблеме планируемой индустриализации. В теории периферийной экономики были раскрыты особенности процесса замещения импортных товаров в различных отраслях, исследованы темпы и факторы роста экономики латиноамериканских стран и рассмотрены методы экономического программирования. Было доказано, что слаборазвитость «третьего мира» и рост развитых стран являются взаимосвязанными явлениями, в связи с чем, необходимы политико-экономические решения, которые позволят перейти к программированию развития на новом «орбитальном уровне».
Следующим достижением теоретиков периферийной экономики является разработка гипотезы и критерия экономического развития, методов оценки эффективности замещения импорта. Пребиш ввел в анализ уж известную нам по леворадикальной литературе категорию излишка. Излишек тесно связан с техническим прогрессом, который в процессе накопления капитала проявляется в постоянном внедрении новой техники и возросшей по сравнению с ранее используемой техникой производительностью. В работе «Глобальный кризис капитализма и трансформация теории» (1984) Пребиш дает определение, что такое излишек? Это — результат роста производительности труда, который; не распространяясь на рабочую силу, остается на предприятии как результат использования средств производства». По Р. Пребишу, прирост национального богатства происходит в результате внедрения в производство новой высокопроизводительной техники, которая ее владельцам приносит дополнительный доход, помимо вознаграждения за деятельность, инициативу и риск, на который они идут.

Он отмечает, что главная беда развивающихся стран — имитация характера потребления в развитых странах. Это сводит на нет долю «излишка», идущую на накопление.

Но если цель — повысить измеримое благосостояние масс, необходимо иметь в виду те пределы, границу, за которой интенсивная индустриализация будет означать падение производительности».
стран. Требование новой структурной политики развития Пребиш дополнил своим истолкованием механизма развития в «третьем мире». Исходная ситуация, по Пребишу, это порочный круг застойного равновесия, когда производительность низка из-за нехватки капитала, а нехватка капитала происходит из-за недостатка сбережений, обусловленного низкой производительностью. Как же разорвать этот порочный круг? Инфляция, с точки зрения Р. Пребиша, является нежелательной мерой, поскольку вызывает резкие социальные антагонизмы, которые угрожают эффективности экономической системы. По его мнению, наиболее рациональное решение — привлечение иностранных инвестиций, которое должно сопровождаться разработкой специального плана международного финансирования, поиском нового налогового механизма, который позволил бы государству получить средства для прямого инвестирования. Но наряду с проблемой накопления встает проблема потребления. Базы для производства некоторых потребительских товаров в латиноамериканских странах (особенно товаров длительного пользования) не было.


Свою теоретическую гипотезу Пребиш рассматривал как первую попытку комплексной интерпретации развития стран Латинской Америки, его экономического механизма и движущих факторов. Он сосредоточился на специфических проблемах процесса индустриализации: программе как способе обеспечения народнохозяйственного эффекта, технологических способах производства, противоречиях инфляции и т.п.

 

2.Страны Ближнего Востока: «арабский социализм» и «исламская альтернатива»

Концепция третьего пути в арабских странах оформилась в 50—60-е гг. XX в. в теорию «особого пути к социализму». К этому моменту в арабском мире завершился процесс национального освобождения. На волне освободительного движения развивается леворадикальная революционная тенденция, в ряде арабских стран было объявлено о намерении строить социалистическое общество (Египет, Ирак, Алжир, Судан, Южный Йемен). Социалистическая идея в этих странах была замешена на арабском и местном национализме. Так появились различные варианты «арабского социализма» (в Алжире — алжирский социализм, в Тунисе — дустумовский социализм, в Сирии и Ираке — баасистский социализм, в Египте — насеризм).

Экономисты этих стран (такие, как Самир Амин (Египет), Сальман Хасан (Ирак), Башир ад-Даук (Сирия) и др.) пытались дать теоретическое обоснование осуществляющихся там социалистических преобразований.

Круг вопросов в их исследованиях определялся конкретными мероприятиями, такими, как:

· национализация иностранной собственности и

· национализация собственности местной буржуазии,

· проводимые или готовящиеся аграрные реформы,

· первые шаги индустриализации,

· попытки реализовать на практике официальную установку «арабского социализма».

Теория «особого пути к социализму» вошла в программу правящей баасистской партии Ирака — партии арабского социалистического возрождения.
В арабских странах с консервативными монархическими режимами (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ и др.] о развитии экономической мысли вообще не могло быть и речи.

Основой экономической концепции «особого пути к социализму» являлась своеобразная трактовка собственности как достояния всей арабской нации, поскольку провозглашалось, что природные ресурсы и средства производства принадлежат народу. Частная собственность, государственная и кооперативная собственность трактовались как разновидности социалистической на базе идеи «социального равноправия для всех».
Фактически в концепции «арабского социализма» сам социализм связывается с национализацией ряда отраслей хозяйства и переходом средств производства под контроль государства, а также с некоторыми мероприятиями по кооперированию крестьянства. И хотя эта концепция носила в целом декларативный характер и выглядела как «программный лозунг», уже в ней выдвигалась идея арабского единства. При Лиге арабских государств (ЛАГ) для ускоренного решения проблем межарабского экономического сотрудничества в конце 50*х гг. в Каире был создан Институт арабских исследований, в котором работали экономисты из многих арабских стран. Приоритетным в решении проблем межарабских экономических отношений было признано направление во главе с палестинским экономистом ад-Даджани. Это направление доказывало возможность арабского единства через обеспечение свободы перемещения товаров, людей и капиталов между арабскими странами по типу ЕЭС. Эти идеи пользовались признанием до середины 70-х гг. Социалистическая эйфория доминировала в арабских странах вплоть до начала 70-х гг. Во второй половине 70-х гг. начались изменения в развитии всего арабского мира. В результате неоднократного роста цен на нефть, начиная с 1973 г., резко возросли доходы стран — экспортеров нефти (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и др.). Это позволило создать в перечисленных странах социальную и производственную инфраструктуру, повысить уровень жизни всех слоев населения. В других же странах, не имеющих доходов от экспорта нефти, начался рост цен, дефицита продовольствия, резко возросла внешняя задолженность.В изменившихся условиях стала меняться не только экономическая, но и политическая ориентация. При сохранении антиимпериалистической и антикапиталистической риторики такие страны, как Сирия, Ирак и Тунис стали восстанавливать экономические связи с Западом. А Судан и АРЕ открыто объявили о прозападном курсе. К концу 70-х гг. полным ходом осуществлялась интеграция арабской экономики в мировое капиталистическое хозяйство. В работах некоторых арабских экономистов появляются высказывания об отсутствии зависимости от индустриально развитых стран. Так, египетский профессор Сайд ан-Наггар выступил против употребления термина «зависимость».
Нарастание западного влияния вызвало ответную реакцию. Борьба за независимое развитие арабского мира привела к формированию различных вариантов концепции «исламской альтернативы».

Вышедшая на первые роли в 70-е гг. в арабских странах фундаменталистская альтернатива предполагала возврат к Золотому веку арабской истории, связанному с деятельностью пророка Мухаммеда, со становлением первой мусульманской общины. Она предполагала также воссоздание в новых условиях исламской цивилизации, составляющей историческую альтернативу еврохристианской цивилизации (в качестве вариантов последней фундаменталисты рассматривают капитализм и социализм).

Анализ концепции «исламской альтернативы» показывает ее неоднородность и многовариантность. Одним из видных сторонников этой концепции является иракский ученый Мухаммед Бакра ае-Садр. Его экономическая концепция изложена в объемной монографии — «Наша экономика» (1982). Он считает, что человечество мечется между капитализмом и социализмом, хотя оба этих европейских варианта обречены на неудачу. Ас-Садр негативно оценивает как ярко выраженный эгоизм и индивидуализм при капитализме, так и классовый эгоизм при социализме. «Капитализм культивирует в личности эгоизм, одновременно обеспечивая ей свободу эксплуатации себе подобных в самых разных сферах», - заявляет он, отмечая при этом прогресс европейской цивилизации и ее гарантию свободы потребления. Социалистический путьас-Садр считает неприемлемым, так как этот путь исключает личную свободу, предполагает авторитарную систему правления, при которой эксплуатация не исчезает, а принимает другие формы. В свете критики обоих направлений европейской цивилизации для ас-Садра очевидной альтернативой является «исламский путь», который пригоден не только для арабо-мусульманского мира, но может быть избран и всем человечеством. Далее, предлагая некий универсальный фактор, который ас-Садр обозначает понятием «экономический мазхаб», то есть способ, «благоприятствующий реализации необходимых предпосылок в экономической жизни общества, способствующий решению стоящих перед ним проблем». В качестве основы «исламского экономического строя» он называет смешанную собственность, экономическую свободу в меру.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Сооружения обслуживания движения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.