Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефекты правовой социализации в семье

Дефекты правовой социализации

Формы и уровни правосознания.

Правовая социализация личности

 

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писанных и неписанных законов. Совокупность этих норм определяет пределы возможного и должного поведения. Процесс овладение этими нормами называется процессом правовой социализации.

Процесс усвоения норм правового поведения протекает последовательно в соответствии с определенными этапами (стадиями) социализации личности.

 

 

Правосознание связано с процессом социализации:

1. Жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а так же от вовлечения в асоциальные группы.

2. Правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. Внешнее воздействие не только формирует правосознание, но побуждает на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций.

Элементы правосознания:

Основы правосознания личности закладываются в детские и школьные годы. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является персонификация. Ребенок копирует с родителей модели социального поведения. Степень и глубина усвоения образцов поведения в основном зависит от отношения ребенка к родителям или иным лицам. Одновременно перенимаются и те нравственно правовые ценности, носителем которых является конкретный человек (мать, отец, учитель). При негативном же отношении, отвергаются не только сами мать, отец, учитель, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В дальнейшем происходит переориентация на других людей, с другой, не редко противоположной системой ценностей. Скорость правовой социализации напрямую зависит от уровня интеллектуального развития ребенка (школьника).

 

 

В процессе правовой социализации возможны социально-негативные отклонения. Начиная от незначительных проступков до совершения преступлений. Эти отклонения вызваны наличием дефектов в структуре общения, недостатки в социальном контроле и дефекты в выполнении социальных ролей, которые формируют у личности искаженных (деформированных) потребностей.

 

 

Дефекты правовой социализации в семье порождают конфликты с родителями и другими близкими.

Поводами в конфликтах являются:

- случаи аморального поведения родителей. В этом случае ребенок непосредственно усваивает примеры асоциального поведения;

- семьи в которых только формально провозглашаются общепринятые нравственные ромы, а на деле родители поступают прямо противоположным образом. В таких семьях у ребенка развивается лицемерие и ханжество.

- семьи внешне благополучные, но между родителями и детьми отсутствуют эмоциональные, дружеские отношения, где родители применяют насилие и унижение личности ребенка.

В силу развитого рефлекса подражания ребенок может легко усвоить стереотипы реагирования одного из родителей, которые закрепляются в стереотипе поведения ребенка. В условиях частых ссор, словесных перепалок или драк, дети легко усваивают несдержанность эмоций, грубость и возбудимость.

Иногда в качестве противовеса разгульному и грубому поведению родителя подросток воспитывает в себе внутреннюю сдержанность, постоянный самоконтроль, дает клятву на всю жизнь отказаться от приема спиртных напитков, вести трезвый образ жизни.

 

Виды неблагополучных семей:

Криминогенная семья – семья, члены которой совершают преступления, тем самым подают пример антиобщественного поведения.

Аморальная семья – члены семьи совершают аморальные поступки, алкоголики, скандалисты, драчуны и пр. Не находя поддержки и понимания в семье и в школе, среди одноклассников, подростки начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях.

В криминогенных и аморальных семьях между родителями и детьми, как правило, отсутствуют или ослаблены эмоциональные связи, искажается процесс усвоения социальных ролей (должное или допустимое поведение родителей). Происходит формирование искаженной структуры потребностей их примитивность. Формируется асоциальная личность, установки и ценностные ориентации которой не приемлемы и осуждаемы обществом.

Формирование асоциальной личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, против школы и даже против общества.

Проблемная семья – характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, разобщенностью между членами семьи. Преобладающая конфликтная ситуация создает атмосферу постоянной напряженности, которая является для детей непереносимой. Дети в такой семье стараются быть дома как можно реже. Большую часть времени подростки проводят на улице, где они знакомятся с другими сверстниками и не редко старшими лицами. Эмоциональная связь сложившаяся в группе притягивает подростков и заражает своей субкультурой.

Неполные семьи – отсутствие одного из родителей может отрицательно отразится на формировании личности ребенка (подростка). Одним из негативных факторов в неполной семье является эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок или подросток в такой семье. Это порождает чувство собственной неполноценности, зависти, эмоционального голода.

Псевдо благополучная семья – характеризуется ярко выраженными деспотическими чертами. Родители в таких семьях считают жестокость основным элементом воспитания. Но в действительности жестокость не приучает детей к сознательной дисциплине, но формируют такие же черты в характере подростка. В результате такого воспитания замедляется формирование подростка, вызывает состояние фрустрации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2. Правовая социализация личности | Дефекты правовой социализации в группах подростков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.