Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные системы Восточной и Центральной Европы

Катар

Вся полнота ЗВ и ИВ принадлежит эмирам из рода ат-Тани. Она передается от отца к сыну, если же их нет – ближайшему родственнику из рода ат-Тани. Наследника определяет эмир, но после консультации с влиятельными людьми в стране при согласии большинства из них.

Здесь также имеет место Консультативный совет, назначаемый эмиром, который может доводить свое мнение до эмира. Но эмир может обнародовать законы только после совещания с Консультативным советом. В случае чрезвычайной ситуации эмир управляет при помощи указов, имеющих силу закона, без консультаций с советом. Но совет не имеет права вмешиваться в дела исполнительных и судебных органов. Он состоит из 35 членов. Срок полномочий – 4 года. Председатель и заместитель выбираются тайным голосованием – на год. Мнение совета носит характер компетентного заключения, которое должно приниматься в расчет.

Эмир формирует Совет министров и назначает его председателя. Он призван помогать эмиру в осуществлении им исполнительных функций. Он находится под непосредственным контролем эмира. Компетенция совета министров целиком определяется эмиром. Министры несут перед ним коллективную и индивидуальную ответственность. Эмир является главнокомандующим, назначает и смещает гражданских и военных служащих, вправе аннулировать любое судебное решение в стране.

Все государства Восточной Европы представляют из себя унитарные государства, в основном, парламентские или полупрезидентские страны.

Общей особенностью этих стран является ограничение полномочий президентской власти и конституционное закрепление статуса правительства в качестве высшего исполнительного органа власти в государстве. Так, ни в одной стране он не может отправить в отставку правительство по собственному усмотрению, но только по решению парламента. Акты президента должны быть подтверждены премьер-министром или компетентным министром (Венгрия, Болгария, Чехия, Польша). А в Польше и Чехии даже избирается парламентом. Его право вето везде, кроме Польши, преодолевается простым большинством (в Польше – 3/5), а в Болгарии и Словакии не обладает правом законодательной инициативы.

В полупрезидентских странах президент имеет значительные возможности влиять на политику правительства. Он назначает премьер-министра (в большинстве стран), может председательствовать на заседании правительства (Польша), рекомендовать правительству в первоочередном порядке рассмотреть вопрос (Чехия). Президент может отклонить постановления правительства, налагать вето на законы, может распускать парламент и назначать новые выборы (Венгрия, Болгария, Словакия, Чехия, Польша).

На практике, президент поручает лидеру парламентского большинства формировать правительство. В Болгарии это закреплено конституционно. Президент имеет право только назначать служебное правительство и распускать Народное собрание при троекратном отсутствии согласия в парламенте при образовании правительства. Такой случай был в 1994 году, когда парламенту не удалось создать правительство, президент его распустил и назначил служебное правительство. В Венгрии нет ограничения на срок попыток образования правительства, но есть предельный срок – 40 дней. Если в течение этого срока не будет избран председатель правительства, то президент обязан распустить парламент и назначить новые выборы.

В Польше президент имеет гораздо более сильные полномочия. Он имеет право распустить сейм – когда тот не способен сформировать правительство (президент имеет право назначить правительство на 6 месяцев), когда тот вынес вотум недоверия правительству, непринятие в течение трех месяцев закона о бюджете. Он назначает главу правительства, а тот – всех остальных министров. Премьер обязан в течение 14 дней вынести на обсуждение Сейма программу правительства с вынесение вотума доверия правительству. Если этого не произойдет, то Сейм сам избирает председателя правительства и по его предложению – весь его состав абсолютным большинством голосов.

В Чехии и Словакии глава государства может распустить парламент, если последний три раза отклонит программу, представленную правительством.

Итак, во всех государствах Восточной Европы парламент играет ведущую роль в формировании правительства, хотя инициатива неизменно принадлежит президенту. Фактически, президент либо поручает формирование правительства лидеру победившей партии (Болгария), либо назначает главу правительства и министров (Чехия, Словакия, Польша), либо представляет парламенту кандидатуру, выдвинутую партией большинства (Румыния). Но в любом случае, и премьер-министр, и министры являются членами парламента. Парламент либо напрямую избирает членов правительства (Болгария, Венгрия), либо выражает доверие сформированному президентом правительству и его курсу (Польша).

Кроме того, в ряде стран парламент имеет право делегировать правительству ряд законодательных полномочий. Так, правительство Польши имеет право давать распоряжение, имеющее силу закона, а Венгрии (при согласии Государственного собрания – парламента) даже принимать меры, отступающие от закона. Но при этом такие распоряжения не могут касаться некоторых сфер – изменения конституции, выборных органов государства и местного самоуправления, основных прав и свобод граждан.

Итак, в странах Восточной Европы парламент получил широкие возможности влиять на деятельность и контроль ИВ. Министерства относительно самостоятельны, они самостоятельно определяют свою структуру и объем полномочий между его подразделениями, свободу в передаче отдельных функций на территориальный и городской уровень.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Саудовская Аравия | Структура и функции правительства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.