Вопрос 4: Мифологическое мировоззрение, его особенности и роль в жизни первобытного общества и человека
Каким бы примитивным не было первобытное общество, но поскольку это уже общество, а не животное стадо, то все социальные связи регулируются в нём при помощи СОЗНАНИЯ, а точнее МИФОСОЗНАНИЯ, которое обладало некоторыми существенными особенностями, отличающими его от всех других форм человеческого духа, сознания, мировоззрения. К важнейшим из этих особенностей относятся: 1) Отражение действительности в мифосознании осуществляется в наглядных, конкретных, чувственных образах, восприятиях и представлениях, что свидетельствует, по крайней мере, о неразвитости у первобытных людей абстрактно-понятийного мышления и что позволяет считать мифологию продуктом способности воображения. 2) В этом сознании не проводится чёткого различения и не противопоставляются друг другу объективное и субъективное, то есть реально существующие предметы и те чувственные образы, в которых эти предметы отражаются; более того, это сознание ГИПОСТАЗИРУЕТ чувственные образы, то есть приписывает им ОБЪЕКТИВНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, вследствие чего оказывается, что эти образы существуют не в сознании людей (то есть субъективно),а САМИХ ПРЕДМЕТАХ (то есть объективно) и выступают в качестве их (предметов) ДУШ, ДЕМОНОВ ИЛИ БОГОВ. В результате весь мир оказывается одушевлённым или обожествлённым. Эта особенность мифосознания получила название АНИНИЗМА (anima -от лат.- ДУША). По убеждению первобытных людей, души предметов являются их ПОКРОВИТЕЛЯМИ И ЗАЩИТНИКАМИ и поэтому прежде чем осуществить с предметом какое либо реальное действие (например, срубить дерево) надо сначала умилостивить его душу, чтобы она не мстила людям за сделанное. 3) Отношение между душой предмета и самим предметом рассматривалось в этом сознании по аналогии отношения между душой и телом человека: тело рождается и умирает, что видел каждый сотни раз, а рождение и смерть души никто и никогда не видел, откуда первобытные люди сделали вывод о том, что ДУША БЕССМЕРТНА И СУЩЕСТВУЕТ ВЕЧНО. Душа обладает независимым от тела существованием, она может покидать тело временно(при сновидениях), но может покинуть тело и навсегда-тогда наступает смерть. Душа господствует над телом, и как воздействуя словом на душу человека можно изменить его тело, также точно СЛОВОМ МОЖНО ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ДУШИ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ, добиваясь их изменения. С этим представлением связаны заговоры, заклинания, молитвы, а так же убеждение в ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЕ СЛОВА. Это убеждение нашло свое отражение в Библии, где говорится о том, что Бог сотворил мир по слову, а в Евангелии от Иоанна Бог даже отожествляется со словом: "В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Богом."
4) Первоначально между душами-Богами отсутствовала какая-либо иерархия, но затем выделяются первостепенные, второстепенные и так далее Боги, пока наконец на высшей ступени развития мифосознания, когда оно уже трансформируется в религиозное сознание, не возникает представления о едином и всемогущем Боге, которое характерно для классических монотеистических религий - христианства и мусульманства. Что же касается собственно мифологии, то она всегда политеистична. Кроме того, в мифологии, в отличии от религии, между богами и людьми ещё не пролегла непроходимая пропасть: Боги, хотя превосходят людей своим могуществом и являются бессмертными, но они живут недалеко от людей и то и дело вмешиваются в их жизнь. 5) Мифосознанию присуще ГЕНТИЛЬНОЕ (родовое) мировосприятие, согласно которому не только люди в родовой общине, но и ВСЕ ПРЕДМЕТЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ ИХ МИРЕ связаны между собой ОТНОШЕНИЯМИ ПОРОЖДЕНИЯ. А с таким мировосприятием связано представление о наличии ПОРОЖДАЮЩИХ МИР ПЕРВОНАЧАЛ. Представления о том, КАКОВЫ ЭТИ ПЕРВОНАЧАЛА,изменялось по мере развития самого первобытного общества и мифосознания. На ступени матриархата, когда люди вели преимущественно присваивающее хозяйство, эти первоначал выступали в облике ЖИВОТНЫХ ИЛИ РАСТЕНИЙ-ТОТЕМОВ, и поэтому мифология, взятая на данной ступени своего развития, называется ЗООМОРФНОЙ ИЛИ ТОТЕМИЧЕСКОЙ. Позже на этапе патриархата, когда люди перешли к производящему хозяйству, первоначала принимают уже человеческий облик и поэтому мифология,в зятая на данной ступени своего развития называется АНТРОПОМОРФНОЙ(классический пример которой Греческая олимпийская мифология).
6) Мифосознание было неразрывно связано с ОБРЯДОВОРИТУЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, то есть такими СИМВОЛИЧЕСКИМИ действиями, общий смысл и предназначение которых состояли в том, чтобы установить связь людей с душами предметов, а в особенности с первоначалами мира, для того чтобы заручиться их помощью и поддержкой во всех человеческих делах.
В жизни первобытного общества и человека мифологическое сознание выполняло 2 главных функции:
1) Объяснительную, поскольку объясняло устройство мира и место в нём человека, хотя с научной точки зрения эти объяснения являлись фантастическими, но у САМИХ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ в истинности этих объяснений не было и тени сомнения. 2) Регулятивную функцию, поскольку всем своим содержанием мифология призывала первобытных людей к неукоснительному соблюдению племенных норм и ценностей, выступая тем самым в качестве духовного гаранта порядка и стабильности родоплеменной формы организации общественной жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление