КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа и общество: понятие, происхождение, структура
Лекция № 17. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества. 1. Природа и общество: понятие, происхождение, структура. 2. Характеристика основных сфер жизнедеятельности общества. 3. Духовная культура: сущность, динамика. 4. Философия истории. Одним из объектов исследования философии выступает общество в его непрерывном изменении и развитии. Но общество не существует само по себе. Выделившись из природы, оно взаимодействует с ней. Природа выступает как среда существования, постоянное условие бытия человека. Термин «природа» употребляется: (а) для обозначения окружающего нас материального мира, естественных условий или какой-то их части, для описания биологических свойств, склонностей, потребностей человека и его организма; (б) для выделения сущности, основного свойства чего-то, а также для обозначения основы, природы происхождения. В философии понятие «природа» имеет два основных значения: широкое и узкое. Первое означает весь существующий многообразный мир, то есть здесь она тождественна материи. В узком понимании природой считается естественная среда обитания людей - та часть материи, которая изучена, воспринимается, осознается и используется обществом для своей жизнедеятельности. Природа бесконечно многообразна. Чаще всего выделяют живую и неживую природу, которые определяются через диалектическое соотношение друг с другом. Специфика диалектики природы и общества обусловлена и их различиями: • Общество является более высокой формой организации и движения материи. • Природа вечна и бесконечна. Общество ограниченно в пространстве и во времени. • В природе все совершается бессознательно. В обществе действует сознание и воля.
• Законы общества вариативны, действуют как тенденции. В силу этого законы природы и законы общества, не взирая на объективный характер и тех и других, существенно отличаются друг от друга: а) если законы природы действуют как «слепая» необходимость, то законы общественного развития реализуются через сознательную, целеустремленную деятельность людей; б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые – рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций; в) если в природе действуют и динамические и статические закономерности, то общественные законы носят только статический характер и представляют собой законы-тенденции, в которых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей; г) общественные законы познавать сложнее, чем законы природы, потому, что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно. Природа и общество не просто существуют совместно, а составляют единую динамическую систему, элементы которой активно воздействуют друг на друга. Центральной категорией социальной философии является категория «социальное» (имеет 4 основных значения): 1) социальное как надприродное существование человека - форма бытия человека; 2) социальное как синоним общественного - способ совместной деятельности или способ организации человеческих отношений; 3) социальное как научное понятие, служащее для обозначения совокупности отношений между людьми; 4) социальное как нормативное понятие (напр., право социального обеспечения). В широком смысле термин «социальный» по объему и содержанию совпадает с термином «общественный». В узком смысле под «социальным» понимается все, что относится к разновидностям «социума»: семейно-родственные, национально-этнические, территориально-поселенческие сообщества.
Срезы социума: Ø Социально-групповой (род, племя, народность, народ, нация, классы, сословия, страты, элиты); Ø Институциональный (семья, школа, государство, церковь, армия и т.п.). Нация – сообщество, характеризующееся единством территории, языка, духовной культуры и психологического характера. В философской и исторической литературе можно насчитать, по крайней мере, несколько основных значений понятия «общество»: во-первых, отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (напр., российское, французское, японское общество); во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.); в-третьих, все человечество в целом; в-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное); в-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Данное значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия. Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями; особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности; отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способы и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры, В широком значении общество как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному, именуется «социумом». Понятие «социум» означает организованную форму совместной деятельности людей, одну из подсистем мира, занимающую специфическое место в нем. Общество вообще, или социум как подсистема мира, форма совместной жизнедеятельности людей является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей мира как целостной системы, а с другой - специфических социальных отношений и форм.
Общество также - это коллектив людей, совокупность индивидов. Данное утверждение верно, но оно содержит лишь ту очевидную истину, что о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность людей. Общество как раз является результатом, продуктом человеческой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия. Понимание общества в истории философской мысли: 1) совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель); 2) совокупность индивидов, связанных общественным договором (Гоббс, Руссо); 3) совокупность общественных отношений (К. Маркс, А.Тойнби); 4) сложный организм, целостная система (О.Конт); 5) система разделения социальных ролей (Мертон, Т. Парсонс). Общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность. Концепции происхождения и развития общества. 1. Диалектико-материалистическая концепция общества, согласно которой способ производства материальных благ независимо от воли и сознания людей определяет в основном способ бытия «социального организма». Из формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим» (К. Маркс). История в марксистской концепции предстает как «естественно-исторический процесс», где действуют объективные «законы-тенденции» в сочетании с субъективным фактором. 2. Концепции, основанные на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества ичеловека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей.
Ход истории и судьбы народов в основном определяются: • ритмами Космоса и солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилев); • особенностями природно-климатической среды (Л.Мечников); • эволюцией природной организации человека и его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, отягощенное генетически стремлением к разрушению и насилию. 3. Религиозные концепции общества. Мировые (христианство, ислам, буддизм) и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство) религии имеют свои модели устройства общества и государства. 4. Позитивистские концепции. Так, К. Поппер обосновал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма. Этапы зарождения и развития общества: (1) традиционное, или архаическое общество (семья – род - племя – родовые и племенные союзы) и (2) «большое общество» (государство - цивилизация). Таким образом, общество – выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно в которой возможна и реально происходит жизнеобеспечивающая деятельность вышедших также из природы и неотделимых от нее людей. Ключевыми понятиями, раскрывающими природу и сущность общества, являются: Ø деятельность, Ø общественные отношения, Ø жизнеобеспечение и др. Общество – это совокупная деятельность людей, направленная на тпроизводство, поддержание и воспроизводство их жизни. Деятельность есть специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразное изменение и преобразование реальности в интересах людей. Побудителями к действию (деятельности) любого индивида являются: 1) потребности (нужда в чем-нибудь); 2) интересы, идеалы, ценности (осознанные потребности); 3) стимулы и мотивы (определенные импульсы). Структура деятельности: целеполагание, собственно сам процесс деятельности (средства, формы, методы, приемы) и результат. Общественные отношения – формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения включают: материально-экономические или производственные отношения (базис) и духовно-идеологические: политико-правовые отношения, формы общественного сознания и учреждения (надстройка). Жизнеобеспечение – создание необходимых и достаточных условий и средств функционирования общества, другими словами – совокупность действий по удовлетворению, согласно теории амер. психолога А.Маслоу, - фундаментальных потребностей людей: (1) физиологических или витальных; (2) в безопасности и стабильности; (3) в любви; (4) в принадлежности к группе; (5) в признании; (6) в самоутверждении; (7) знании и понимании; (8) эстетических; (9) самореализации собственного «Я». Общество – это целостная, сложноорганизованная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, религиозный, политический, национальный и др. Основные принципы системности: • качественная определенность, выделенность относительно среды своего существования; • гетерогенность ее строения. Система - это объект не только выделенный из среды, но и состоящий из автономных частей; • интегральные свойства системы. Итак, система есть явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых отдельно. Социальные системы существенно отличаются от систем, действующих в природе: 1) общество, в отличие от природы, представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной деятельности; 2) центральным элементом любой социальной системы является человек, обладающий сознанием, поступающий в соответствие со своими желаниями и стремящийся к определенным целям, что придает развитию общества значительную степень неопределенности, а, следовательно, непредсказуемости; 3) развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде; 4) сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т.д.); 5) социальная система представляет собой согласованность элементов и в тоже время их несогласованность, наличие гармоничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество – это живая, противоречивая, саморазвивающаяся система. Общество - постоянно развивающаяся и сложная система. В нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различныесферы жизни общества. Основные из них - экономическая, социальная,политическая и духовная.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |