Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Западная Европа : новый этап развития




XV, а особенно в XVI веке облик большинства евро­пейских стран претерпел значительные изменения. Они были вызваны развитием мануфактурного производст­ва, изменениями в социальной и политической жизни. Произошла духовная революция, связанная с эпохой Возрождения и Реформацией. Эти перемены подгото­вили почву для буржуазных революций, промышленного переворота. Не случайно позднее Средневековье, когда на жизни европейских народов стали сказываться каче­ственно новые реальности, часто характеризуется как раннее Новое время.

Переход к мануфактурному производству

Развитие прибыльной колониальной торговли (например, пряности на рынках Индии стоили примерно в 100 раз меньше, чем в Европе) содействовало быстрому росту торгового капитала. Крупные акцио­нерные компании, такие, как Ост-Индская, вели операции на рынках десятков стран, имели не только торговый флот, но и снаряжали во­енные экспедиции. Торговля требовала создания системы банков­ского кредита, операций с акциями торговых компаний, векселями, безналичными платежами, услуг по переводу и размену денег. Все это содействовало развитию банковского дела, появлению первых бирж. Антверпен, Амстердам, Генуя, Лион, Лондон в XVI веке стали крупнейшими центрами финансовой деятельности. Ведущие бан-ковско-торговые дома превратились в основных кредиторов монар­хов, предоставляя им займы под высокие проценты, получая на от­куп право сбора налогов, беря в залог земли и недвижимость.

Стремясь расширить масштабы своих операций, торговые компа­нии вкладывали средства в развитие производства. Его цеховая орга­низация, хотя она сохранялась еще около двух веков, в значительной мере изжила себя. Жесткая регламентация работы мастеров и подма­стерьев, количества выпускаемой продукции, приемов ремесла пре­пятствовала повышению производительности труда и внедрению новой техники.

Несмотря на то что в этих условиях технический прогресс разви­вался очень медленно, все же постепенно он приводил к появлению новых технологий и видов продукции.

В XV веке вместо традиционного горна стала применяться доменная печь, в которой использовался не древесный, а ка­менный уголь. Это увеличило выплавку металла, повысило его качество, были созданы новые сплавы Развитие металлургии позволило улучшить артиллерию и огнестрельное стрелковое оружие, создать сложные изделия из металла. Были усовер­шенствованы водяные и ветряные мельницы. В горном деле стали применяться насосы для откачки воды, вагонетки для подъема руды на поверхность. Глубина шахт и штолен изме­рялась теперь сотнями метров.

Широкое распространение, после изобретения в 1445 г. книго­печатания немецким ремесленником И. Гутенбергом (1399— 1468), получило печатное дело. К 1500 г. уже в 12 странах Евро­пы существовали крупные типографии, было издано около 40 тыс. наименований книг. С изобретением механических (пру­жинных) часов стала развиваться часовая промышленность. Но­вые, более производительные технологии появились в традици­онных для Европы текстильном и стекольном производствах.

Новое, мануфактурное, производство частично поглощало преж­нее, цеховое, частично вытесняло его.

Первоначально возникли так называемые рассеянные мануфакту­ры. Торговые дома, стремясь обойти цеховые ограничения, получить больше продукции по меньшим ценам, стали распределять заказы по городским и сельским ремесленникам, беря на себя все заботы о за­купке сырья, полуфабрикатов, реализации продукции. Такого типа мануфактуры преобладали в текстильной промышленности.

Смешанные мануфактуры получили распространение при изго­товлении более сложной продукции, например часов. Отдельные их детали изготовляли ремесленники с узкой специализацией или цеховые мастера, а сборка осуществлялась в мастерской предпри­нимателя.

Наконец, возникли централизованные мануфактуры, на которых все трудовые операции осуществлялись в одном помещении с ис­пользованием станков и инструментов, принадлежащих предприни­мателю, и труда наемных работников. В централизованных ману­фактурах за счет четкой организации труда, разделения трудового процесса на ряд относительно простых операций достигалась произ­водительность труда на порядок более высокая, чем в цехах и у от­дельных ремесленников. Оружейные централизованные мануфакту­ры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства.

Появление во многих странах Европы мануфактур, постепенно вытеснявших цеховое производство, оказало большое влияние на развитие европейского общества.

Во-первых, увеличение объемов производства, рост ассортимента выпускаемой продукции стали источником ускоренного развития товарно-денежных отношений. Земельные собственники стреми­лись заменить повинности крестьян-арендаторов денежным обро­ком. В условиях, когда мануфактуры предъявляли все больший спрос на сырье, значительная часть земель стала отводиться под тех­нические культуры и овцеводство.

В Англии широкий масштаб с XVI века приобрела практика так называемого огораживания. Лендлорды сгоняли арендато­ров с земель. Общинные земли по решению парламента отво­дились под пастбища. Земельные наделы мелких собственни­ков скупались предпринимателями и также использовались для животноводства или товарного производства аграрной продукции. За несколько десятилетий мелкое крестьянство, ведущее натуральное или полунатуральное хозяйство, в Анг­лии исчезло. Широко распространенной стала фраза «овцы съели людей».

Во-вторых, происходили изменения в социальной структуре об­щества. Возросла значимость предпринимателей — банкиров, куп­цов, владельцев мануфактур. В то же время увеличилось количество неимущих — ремесленников, разоренных конкуренцией с мануфак­турами, крестьян-арендаторов, земли которых были отобраны под пастбища. Население Европы с 1500 по 1600 г. возросло почти вдвое — с 80—100 млн. до 180 млн. человек. Особенно быстро развивались города. В крупнейших из них (Антверпене, Брюсселе, Гамбурге, Ли­оне, Лиссабоне, Лондоне, Неаполе, Париже, Праге, Риме, Флорен­ции, Севилье и др.) численность жителей превысила 100 тыс. человек.

Все это обострило проблему сельской и особенно городской бед­ноты, создало взрывоопасную массу лишенных минимальных жиз­ненных благ людей. В Лондоне начала XVII века около 1/4 населе­ния составляли неимущие, не имеющие работы.

В-третьих, развитие производства и торговли содействовало формированию единых внутренних рынков. В их основе лежало раз­деление труда между отдельными районами и городами крупных ев­ропейских государств. Одновременно начало развиваться разделе­ние труда в общеевропейском масштабе. Медь, серебро, цинк выплавлялись на землях Германии, в Тироле, Венгрии. Центрами таллургии стали Франция, Англия и Швеция. Возникли имеющие общеевропейское значение центры производства стеклянных изде­лий, фарфора, кружев, атласа и парчи, оружия.

Эпоха Возрождения

Перемены в кругозоре и характере деятельности европейцев оказали огромное влияние на их миропонимание и отношение к окружаю­щей действительности.

Взгляд на жизнь большинства людей классического Средневеко­вья определялся в основном рутиной повседневности. Жизненный путь, кругозор каждого человека был связан с его сословным проис­хождением, профессией родителей. Для основной массы населения достоинством считалось подчинение обстоятельствам, воле сеньора. Грамотных людей было немного, в их число входили служители церкви, интересы которых ограничивались изучением богословской литературы и теологическими диспутами.

Развитие новой, светской, культуры не случайно началось в Ита­лии в XIV—XV вв. В ее крупных городах возросло значение торгов­ли, возникли первые мануфактуры, сложилась прослойка грамот­ных, образованных людей, не связанных с церковью. Наступающее время порождало новых героев — людей предприимчивых, инициа­тивных, не боящихся риска, приключений, связанных с торговлей, вложением капиталов, путешествиями в заморские страны.

Эпохой Возрождения (Ренессанса) принято считать время, когда возникший интерес к личности человека, его индивидуальности, его свершениям реализовался в обращении к духовной культуре и искус­ству античности. Начали переиздаваться затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков античности. Творения скульпторов древности, ранее забытые и погребенные под руинами дворцов римской знати и языческих храмов, стали вызывать восхи­щение. Складывается представление, в значительной мере иллюзор­ное, что античная эпоха была временем героев, расцвета культуры и торжества человеческого гения. Многие художники, скульпторы, пи­сатели, поэты эпохи Возрождения, создающие подлинные шедевры, считали себя лишь подражателями мастеров античности.

В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей —Данте Алигьери (1265— 1321), Франчески Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо(1313—1373). Их традиции в Англии продолжали поэт Д. Чосер (1340—1400) и драматург У. Шекспир (1564—1616), в Нидер­ландах — Э. Роттердамский (1466—1536), во Франции — Ф. Рабле (1494-1553).

При всем многообразии жанров их творчества, в нем были и общие черты. Это прежде всего новый облик героев их про­изведений — людей не обязательно знатного происхождения, но любознательных, стремящихся реализовать свои стремле­ния, познать окружающий мир во всем его многообразии, не­редко относящихся к существующим порядкам с иронией и скептицизмом. Именно в эпоху Возрождения зародился тер­мин «гуманизм», который первоначально означал не «челове­колюбие», а «изучение человека».

Обращение к человеку, красоте человеческого тела характерно для художников и скульпторов эпохи Возрождения — С. Ботти­челли (1445—1510), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Рафаэля Санти (1483—1520).

Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе

Новые реальности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Продолжавшееся 70 лет «авиньонское пленение» пап, вынуж­денных перенести свою резиденцию во Францию, значительно ос­лабило влияние римско-католической церкви на светских госуда­рей. Лишь в 1377 г., благодаря неудачам Франции в Столетней войне, папе Григорию XI удалось вернуть резиденцию главы церк­ви в Рим. Однако после его смерти в 1377 г. французские еписко­пы избрали своего папу, а итальянские — своего. Церковный собор, созванный в 1409 г., низложил обоих пап и избрал своего кандида­та. Лжепапы не признали решений собора. Так у римско-католи­ческой церкви оказалось одновременно три главы. Схизма, т. е. раскол церкви, продолжавшаяся до 1417 г., значительно ослабила ее влияние в крупнейших странах Европы — Англии, Франции и Испании.

В Чехии, которая входила в состав Римской империи, возник­ло движение за создание национальной церкви с более демокра­тичным порядком службы, ее проведением на чешском языке. Ос­нователь этого движения, профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415), на церковном соборе в Констанце был обви­нен в ереси и сожжен на костре. Однако его последователи в Че­хии, которых возглавил рыцарь Ян Жижка (1360—1430), подня­лись на вооруженную борьбу. Гуситы требовали, чтобы духовенство соблюдало аскетические нормы жизни, обличали римско-католических священнослужителей в совершении смерт­ных грехов. Их требования широко поддержали крестьянство и горожане. Гуситы захватили почти всю территорию Чехии и про­вели секуляризацию (конфискацию) церковных земель, которые в основном переходили в руки светских феодалов.

В 1420—1431 гг. Рим и империя предприняли пять крестовых по­ходов против гуситов, объявленных ими еретиками. Однако кресто­носцам не удалось добиться военной победы. Отряды гуситов нано­сили контрудары по территории Венгрии, Баварии, Бранденбурга. На Базельском соборе 1433 г. римско-католическая церковь пошла на уступки, признав право на существование в Чехии церкви с осо­бым порядком службы.

Расправа над Я. Гусом не остановила распространения скепти­ческих настроений в отношении римско-католической церкви. На­иболее серьезным вызовом ей стало учение монаха ордена авгус­тинцев, профессора университета в Виттенбахе (Германия) М. Лютера (1483—1546). Он выступил против продажи индульген­ций, т.е. отпущения грехов за деньги, что было важным источни­ком доходов церкви. Лютер доказывал: это лишает смысла покая­ние, которое должно способствовать духовному очищению человека.

Слово Божие, считал Лютер, изложено в Библии, и лишь Свя­щенное Писание, которое доступно каждому человеку, открывает людям путь к откровению, спасению души. Постановления собо­ров, заявления отцов церкви, обряды, молитвы, поклонение ико­нам и святым мощам, по мнению Лютера, не имеют отношения к истинной вере.

В 1520 г. папа римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Им­перский рейхстаг, в 1521 г. рассмотрев взгляды Лютера, осудил его. Однако число сторонников лютеранства возрастало. В 1522— 1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требо­вали проведения реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.

В 1524—1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. В среде восставших особой популярностью пользовались идеи анабапти­стов. Они отрицали не только официальную, католическую, цер­ковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий мо­жет получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его ду­ховных лидеров Т. Мюнцер (1490—1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и зам­ков, торжество полного равенства. Главными требованиями стали восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, ре­форма церкви.

Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования вос­ставших. Войска германских князей разгромили плохо организован­ные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян.

Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров. В 1529 г. многие князья и вольные города выступи­ли с протестом против запрещения имперским рейхстагом новой, лютеранской, веры. Во владениях протестующих (протестант­ских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.

Захват церковных земель и подчинение церкви светским власти­телям стали неизбежными. В этих целях в 1555 г. в империи был за­ключен религиозный мир, принят принцип «чья власть, того и вера». Его поддержали даже верные католицизму князья.

Ослабление позиций и влияния католической церкви наблюда­лось не только в Германии. Швейцарский реформатор церкви, вы­ходец из Франции Жан Кальвин (1509—1564) создал учение, кото­рое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринима­тельстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он

Христианские церкви в Европе после Реформации
 

обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал по­вседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к это­му стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509—1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добил­ся в 1534 г. от парламента принятия закона, по которому в Ан­глии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее про­возглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужи­телей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, от­менялся культ святых и нормы, требующие от духовенства со­блюдения обета безбрачия.

Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформа­ции. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, осно­ванный Игнатием Лойолой (1491—1556). Орден строился на прин­ципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повинно- вения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые дей­ствия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, про­тестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, спо­собные полемизировать со сторонниками Реформации.

Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероиспо­ведания, ужесточил требования к соблюдению католическими свя­щенниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации — борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астроно­ма Н. Коперника (1473—1543), доказывавшего, что Земля не явля­ется центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548—1600), который отказался от­речься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой си­ле, еретических взглядах.

 

Вопросы и задания

· Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преиму­щества перед цеховыми объединениями Средневековья?

· Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

· Назовите основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

· Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.

· Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

· Какое значение имела контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.