Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перенос физических способностей

Обратимость показателей развития способностей.

Функциональные и структурные изменения, достигаемые в результате система­тических занятий физическими упражнениями, обратимы, они могут претерпевать обратное развитие. Достаточно относительно небольшого перерыва в занятиях, как начинается понижение уровня функциональных возможностей, происходит регресс структурных признаков и в результате снижаются показатели развития физических способностей.

В первую очередь, снижаются скоростные способности, позднее - силовые, а в последнюю очередь - выносливость к длительной работе. Наблюдения на спорт­сменах показали, что прекращение тренировки, длившейся 5 месяцев, приводит к возвращению исходного уровня максимального темпа движений через 4-6 меся­цев, мышечной силы - через 18 месяцев, а выносливости - через 2-3 года.

Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровне развития другой, получило на­звание "перенос физических способностей".

Перенос может быть положительным и отрицательным. При положительном пе­реносе развитие одной способности содействует совершенствованию другой. На­пример, увеличение "взрывной силы" - росту быстроты движений. Отрицательный перенос характеризуется тем, что развитие одной способности тормозит рост дру­гой или понижает уровень её развития.

Перенос бывает однородным и разнородным. При однородном переносе наблю­дается повышение уровня одной и той же способности в применявшихся и не при­менявшихся упражнениях. Например, повышение уровня силовой выносливости при сгибании - разгибании рук в висе приводит к изменению той же способности в сги­бании и разгибании рук в упоре лежа. При разнородном переносе тренировка, на­правленная на развитие одной способности, приводит к изменению уровня как этой, так и других физических способностей.

Например, повышение изометрической силы сгибателей рук сопровождается достоверным приростом силовой выносливости при тренировке на блочном уст­ройстве.

Перенос может быть взаимным (например, если при развитии силовых способ­ностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании скоростных - си­ловые) и односторонним (например, если при развитии быстроты движений совер­шенствуется и время реакции, а упражнения, направленные на улучшение времени реакции, никак не оказывают влияния на развитие быстроты движений).

Наконец, выделяют прямой и опосредованный перенос. При прямом переносе повышение уровня развития одной способности непосредственно сказывается на развитии другой. Например, повышение уровня скоростно-силовой подготовлен­ности мышц нижних конечностей у бегунов на короткие дистанции сразу же сопро­вождается увеличением скорости бега. При опосредованном переносе создаются только предпосылки для совершенствования какой-либо другой способности. На­пример, максимальная сила ног спринтера не имеет прямой существенной связи с результатом скоростного бега.

Однако она обнаруживает связь с прыжковыми упражнениями, результаты кото­рых, в свою очередь, довольно тесно связаны со скоростным бегом.

Поэтому занятия, направленные на развитие максимальной силы ног способству­ет созданию функциональной базы для развития скоростно-силовых способностей, определяющих в конечном счете скорость бега. Эффект этих видов переноса ис­пользуется при решении задач специальной и общей физической подготовки в боль­шинстве видов спорта.

Величина и характер влияния одних способностей на другие во многом зависит:

1. От преимущественной направленности и рационального чередования педагогических воздействий при их развитии (например, занятие, состоящее из упражнений, требующих скоростных и силовых способностей, выносливости, развивает каждую из них лучше, нежели тренировка в одном из видов, проводимая даже с увеличенной вдвое нагрузкой).

2. От уровня физической подготовленности занимающихся (при низком уровне физической подготовленности развитие одной способности обычно приводит к повышению уровня развития и других, однако, в дальнейшем подобный параллельный рост способностей прекращается).

"Перенос" физических способностей имеет существенное педагогическое зна­чение. Благодаря этому явлению можно занимаясь относительно небольшим кру­гом физических упражнений, создать некоторые предпосылки для успешного овладения любым видом двигательной деятельности. Эта возможность используется в практике физического воспитания при подготовке людей к трудовой, военной и спортивной деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей | Принцип регулярности педагогических воздействий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.