КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешняя политика России в перв четверти XIX в
Межзональное разделение труда.
I. Население и трудовые ресурсы. II. Сущность и формы разделения труда. III. Типы разделения труда и территориальная интеграция труда. IV. Рынок труда. Региональный рынок труда. 1. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и социально-культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории: в районе, городе, регионе, стране. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди обеспечивают свое существование и создают условия для функционирования общественного воспроизводства. Процесс труда в экономической литературе рассматривается как явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Понятие «трудовые ресурсы» введено в качестве' планово-учетного измерителя рабочей силы. Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, в создании материальных в нематериальных благ или услуг. К трудовым ресурсам, в соответствии с действующим законодательством, относятся: • трудоспособное население в трудоспособном возрасте, то есть мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины в возрасте от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны 1 и 2 групп и неработающих мужчин в возрасте от 50 до 59 лет и женщин в возрасте от 45 до 54 лет, получающих пенсию по старости на льготных условиях;
• мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше, подростки моложе 16 лет, работающие на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Трудовые ресурсы национально- и административно-территориальных образований России — это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, производству материальных благ или оказанию услуг. Таким образом, трудовые ресурсы регионов состоят из реальных и потенциальных работников и включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой — не занятых, но способных трудиться. В России дискутируется вопрос о необходимости подъема возрастного порога, после достижения, которого устанавливается пенсия по возрасту с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. Этот процесс предполагается осуществлять постепенно, поэтапно — вначале до 62-63 лет у мужчин и до 57—58 лет у женщин. Экономически активное население — это часть жителей региона, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных, и измеряется по отношению к обследуемому периоду. Экономическая активность населения характеризуется показателем «уровень экономической активности населения» (в коэффициентах), который рассчитывается путем отнесения численности экономически активного населения (тыс.чел.) к общей численности населения (тыс. чел.). Экономически неактивное население — это та часть населения региона, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии из-за потери кормильца при достижении им пенсионного возраста; лица, получающие пенсии по инвалидности (1,2,3 групп); лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.п.; отчаявшиеся найти работу, т.е. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
2. Общественное разделение труда (OPT) — родовое понятие для форм общественной организации производства: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования. Все формы организации производительных сил взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они позволяют наиболее рационально организовать производство, сокращают затраты живого и прошлого труда, сводят к минимуму отходы производства и потери сырья, уменьшают транспортные расходы. В конечном счете появляется возможность снижения общих издержек производства, роста его эффективности и прибыльности. Общественное разделение труда (OPT) — родовое понятие для форм общественной организации производства: концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования. Все формы организации производительных сил взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они позволяют наиболее рационально организовать производство, сокращают затраты живого и прошлого труда, сводят к минимуму отходы производства и потери.сырья, уменьшают транспортные расходы. В конечном счете появляется возможность снижения общих издержек производства, роста его эффективности и прибыльности. Общественное разделение труда обычно подразделяется на общее, частное и единичное. При этом первые два вида относятся к разделению труда внутри общества, а третий является формой организации трудовых процессов внутри предприятия. Такой подход дает возможность исследовать ОРТ по вертикали общественного производства. Остается, однако, в тени вторая сторона Т, определяющая горизонтальные структуры общественных взаимосвязей, — территориальное разделение труда (ТРТ). Территориальное разделение труда чаще всего рассматривал;я как процесс производственной специализации экономических районов и усиления межрайонной кооперации, обмена специализированной продукцией и услугами, как пространственное)явление разделения общественного труда вообще, обусловленное экономическими, социальными, природными, национально-историческими особенностями различных территорий и их географическим положением.
Выражаясь в закреплении отдельных отраслей за определенным территориями, территориальное разделение труда показывает степень экономической освоенности пространства, уровень развития производительных сил и интеграции страны. 3. Разделение труда есть не что иное, как исторически определенная система общественного труда, складывающаяся в результате начинающейся дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлению и сосуществованию ее различных видов. Разделение труда относится к числу важнейших факторов повышения производительности. Территориальное разделение труда представляет собой пространственную форму общественного разделения труда. Этот процесс характеризуется следующего 1. его необходимым условием является то, что разные страны или регионы должны работать друг на друга, в том числе специализироваться, что приводит к усилению связей между ними; 2. основной причиной географического разделения труда является поступательное развитие производства и технического прогресса; 3. движущей силой географического разделения труда является прибыль (экономическая выгода). В результате происходит выделение территорий и центров с возможностями наиболее эффективного и экономичного производства определенной продукции для обмена и концентрации производства в них;
4. на развитие географического разделения труда большое влияние оказывает транспорт. Без транспорта оно просто невозможно. В то же время развитие транспорта, его усовершенствование, удешевление стимулируют разделение труда вширь; 5. необходимо различать уровни географического разделения труда: - всемирный; — международный (в масштабах объединения группы государств); — межрайонный; — внутрирайонный.
Города являются фокусами географического разделения труда. Результатом развития высшей формы разделения труда — мирового разделения труда является интернационализация мирового общественного производства, усиление взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности его частей. Для современного производства характерно снижение материале- и энергоемкости экономического роста. Оно связано с использованием достижений научно-технического прогресса, которые в условиях научно-технической революции вливаются в производство лавинообразно. Структура российского экспорта в современных условиях оставляет желать лучшего. Сохранение и расширение экономических позиций страны в международном разделении труда в современных условиях в решающей степени зависит необходимых для этого сравнительных преимуществ. Такими npeимуществами принято считать приспособления национального производства к постоянно меняющимся потребностям мирового рынка. 4. Рынок труда (рынок рабочей силы) — это система отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Она включает отношения между нанимателями и наемными работниками и отношения каждого из них с другими субъектами по поводу передачи части собственных функций на основе добровольного отчуждения в их пользу части дохода, получаемого за использование рабочей силы. Рынок труда республик, краев, областей, автономных образований представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы в пределах определенной территории. В функционировании регионального рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений. Во-первых, это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Во-вторых, это место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций. В-третьих, это поле взаимоотношений работников предприятия как потенциальных, так и фактических (думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы). Региональный рынок труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель (покупатель труда) и собственник рабочей силы (продавец ресурса труда). Объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени. Цена труда на рынке выступает в форме ставки заработной платы, указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса определенного качества формируется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. В результате фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы. Рынок труда характеризуется рядом отличительных особенностей, которые влияют на его функционирование. Первая, и самая важная особенность состоит в неотделимости права собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя; в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения. Следующая особенность заключается в большой, как правило, продолжительности контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем. Еще одна существенная особенность состоит в наличии и действии не денежных аспектов сделки, к которым относятся условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста и др. Далее, одной из отличительных особенностей рынка труда является наличие большого числа институциональных структур особого рода, к числу которых относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости; государственные программы в области труда и занятости и др. И, наконец, рынок труда характеризуется высокой степенью индивидуализации сделок. Последние отличаются разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования. Главными составными частями регионального рынка труда являются совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу. Вместе они составляют совокупный рынок труда. В экономической теории существует понятие «удовлетворенный спрос на труд», которое характеризуется величиной равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением на рынке труда. Величина неудовлетворенного спроса на труд характеризуется понятием «текущий рынок труда». Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы, а также ввода новых и выбытия старых рабочих мест. Он состоит из двух отдельных элементов. Во-первых, это открытый рынок труда. Он включает, с одной стороны, экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а с другой стороны, содержит все вакантные рабочие места во всех секторах экономики. Во-вторых, это скрытый рынок труда. Он характеризуется численностью лиц, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или изменением его структуры могут быть высвобождены. Основными элементами регионального рынка труда являются: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие взаимоотношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др. Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы, а также ввода новых и выбытия старых рабочих мест. Он состоит из двух отдельных элементов. Во-первых, это открытый рынок труда. Он включает, с одной стороны, экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а с другой стороны, содержит все вакантные рабочие места во всех секторах экономики. Во-вторых, это скрытый рынок труда. Он характеризуется численностью лиц, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или изменением его структуры могут быть высвобождены. Основными элементами регионального рынка труда являются: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие взаимоотношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты и др. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель — это наниматель, содержание функций которого дифференцируется в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. В качестве работодателей могут выступать: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п. Наемные работники — это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.). Система отношений на рынке труда складывается из следующих основных компонентов: между наемными работниками и работодателями; между субъектами рынка труда и представителями профсоюзов, ассоциаций работодателей, служб занятости; между субъектами рынка труда и государством. Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения в разрезе всех элементов, составляющих региональную структуру рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад, депрессия или оживление и т.д.); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния населения, включая уровень доходов; развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладное™ экономики; меры развития интеграционных связей. Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы. В зависимости от соотношения между спросом и предложением выделяют три типа регионального рынка труда: > трудодефицитный, когда функционирование рыночного механизма затруднено в связи с недостаточным предложением труда; > трудоизбыточный, когда на рынке представлено большое число безработных, вследствие чего формируется избыточное предложение труда; > равновесный, когда величины спроса на труд и предложения труда соответствуют друг другу, то есть сбалансированы. Текущая конъюнктура рынка труда в рамках национально- и административно-территориальных образований характеризуется определенными диспропорциями в соотношениях между спросом и предложением труда, которые носят застойный характер. Создавшееся положение сдерживает движение работников между предприятиями, отраслями, секторами экономики. Неотъемлемой составляющей механизма любого территориального рынка труда является конкуренция. Она представляет собой, прежде всего, наличие большого числа независимых покупателей и продавцов и, далее, предполагает возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкурентный рынок характеризуется наличием большого количества покупателей (фирм, предприятий, организаций), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; независимым друг от друга предложением своего труда многочисленными работниками, имеющими равную квалификацию; отсутствием какого—либо контроля по ставкам заработной платы и регламентации уровня оплаты труда как со стороны работодателей, так и со стороны нанимающихся работников. Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура, которая рассматривается как совокупность государственных учреждений, негосударственных организаций содействия занятости, кадровых служб предприятий и фирм, общественных организаций и фондов и других структур, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Данная инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателями и работающими по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки кадров, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его нормального функционирования. Рынок труда на уровне региона выполняет следующие функции: • организация встречи работодателей и наемных работников; • обеспечение конкуренции как между работодателями, так и между наемными работниками; • установление равновесных ставок заработной платы; • решение вопросов занятости населения; • осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами экономики и обеспечения работой незанятого населения. Сегментами регионального рынка труда являются первичный и вторичный, внутренний и внешний рынки. Сегментация рынка труда предполагает разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. нами разделения рынка труда на сегменты являются различия в уровнях экономической эффективности производства, социальной эффективности труда и производства. Отличительными чертами первичного рынка труда являются низкая текучесть кадров, стабильный уровень занятости, высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения и повышения квалификации, наличие прогрессивной техники и технологии, рациональной системы управления и т.п. Вторичный рынок труда характеризуется большой текучестью кадров, нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, невозможностью профессионального продвижения и роста квалификации, наличием отсталой техники и технологии, отсутствием профсоюзов. Внутренний рынок труда представляет собой систему социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами. Он обусловливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри него, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Внешний рынок труда — это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе территории или отрасли хозяйства. Он в значительной степени реализуется через текучесть кадров, предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями, порождает безработицу. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, обусловленный удовлетворением его потребностей в сфере труда и реализуемый в процессе труда. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход). В Законе РФ «О занятости населения» сформулированы два основных принципа, придающие отношениям в сфере занятости рыночный характер. Первый из них предполагает обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. В соответствии с данным принципом, человеку принадлежит право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Второй принцип предусматривает создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ. Под безработицей понимается несоответствие на региональном рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на него (как в количественном, так и в качественном отношении). Безработица — относительно новое для России понятие, хотя наличие трудоизбыточных территорий и структурная несбалансированность работников, занятых в различных отраслях хозяйства отдельных регионов признавались и ранее, в б. СССР. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация и получение статуса в службах занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации; отсутствие работы и заработка, независимо от наличия официального статуса занятости (включая случаи вынужденного отпуска и работы неполный рабочий день и неполную рабочую неделю). В некоторых случаях оцениваются и масштабы намеренно сдерживаемой, так называемой «подавленной» безработицы. Особую остроту эта проблема имеет в северных районах, малых городах России, наукоградах, ряде закрытых зон, в районах дислокации предприятий легкой и угольной промышленности и в устойчиво депрессивных регионах, превращающихся постепенно в зоны застойной безработицы. Наиболее важные понятия, характеризующие безработицу, следующие: статус безработного; уровень безработицы; распространенность безработицы и движение безработных; продолжительность безработицы; типы безработицы. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Принятая в нашей стране система учета безработицы не отражает действительных тенденций в функционировании рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, ищут работу самостоятельно или прибегают к услугам негосударственных посреднических структур. Показатель уровня безработицы (в коэффициентах) определяется посредством отнесения разности между численностью экономически активного населения и численностью занятых к численности экономически активного населения. Норма безработицы в периоды экономической стабильности называется естественным уровнем безработицы. Различают скрытую, фрикционную, сезонную, структурную и циклическую безработицу. Скрытая безработица характеризуется использованием излишних работников в производстве, в действительности требующем меньшего количества рабочей силы. Эта форма безработицы особенно характерна для сельского хозяйства; по разным причинам может возникать в промышленности и государственном секторе экономики. Фрикционная безработица вызывается несовершенством различных технических аспектов деятельности рынка труда, например, отсутствием своевременной и полноценной информации о наличии рабочих мест и другими техническими причинами. При данной форме безработицы краткие периоды незанятости обусловлены переходом с одного места работы на другое. Для данного типа безработицы характерно, если в любой отрезок времени какая-то часть людей ищет работу, в том числе и впервые, или временно не занята из-за перерывов в сезонных работах. Сезонная безработица предопределяется сезонными колебаниями в объеме производства продукции и оказания услуг определенными отраслями. К таковым относятся некоторые виды строительных, сельскохозяйственных и заготовительных работ, разнообразные промыслы и другие виды деятельности, которые обеспечивают занятость только в течение определенных временных периодов или сезонов. Структурная безработица связывается как с нехваткой производственных мощностей, так и с невозможностью найти работу вследствие различных личных качеств и свойств нанимающихся работников, например, половозрастных особенностей, национальности, уровня образования, квалификации и других. При наличии структурной безработицы профессиональные навыки людей длительное время остаются невостребованными из-за несоответствия, например, уровня квалификации работников качественным параметрам доступных рабочих мест. Для данного типа безработицы характерно периодическое высвобождение определенного числа работников (то есть лишение их рабочих мест) из-за структурных сдвигов в производстве, вызывающих изменения в спросе на некоторые профессии. Циклическая безработица обусловливается тем или иным состоянием экономики и соответствующей ему фазой экономического цикла; ее параметры колеблются в значительных пределах и отличаются по своей норме от естественного уровня. Разность между фактической величиной нормы безработицы, зарегистрированной в данный период времени, и величиной естественной нормы, называется циклической безработицей. Уровень безработицы может колебаться в значительных пределах. К резкому увеличению количества безработных в фазах кризиса и депрессии приводят: массовые сокращения рабочих мест из-за банкротства, снижения объемов производства, модернизации я технического перевооружения действующих предприятий и другие причины. Переход к рыночным отношениям обострил решение проблем, связанных с обеспечением занятости населения в национально- и административно-территориальных образованиях России. Отсюда вытекает необходимость обеспечения социальных гарантий гражданам при потере работы, включая выплату пособий по безработице. В частности для лиц, зарегистрированных в службе занятости в качестве ищущих работу и не имеющих специальности, законодательно предусмотрено прохождение краткосрочных курсов по обучению профессиям, пользующимся спросом. Продолжительность такого обучения составляет, как правило, до 6 месяцев, а по некоторым сложным профессиям — до 1 года. В зависимости от уровня образовательной подготовки, индивидуальных особенностей людей, ищущих работу, эти сроки могут быть изменены. Для граждан, потерявших работу и высвобожденных с предприятий, а также для тех из них, кто впервые ищет работу или желает возобновить трудовую деятельность, законодательно введены социальные гарантии и компенсации. Например, компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений включают: выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплату пособий по безработице; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. В условиях сокращения централизованных капитальных вложений существенно повышается роль органов законодательной и исполнительной власти национально- и административно-территориальных образований России в изыскании внутренних источников инвестирования развития регионального хозяйства, финансирования затрат на создание рабочих мест, в разработке мер по предотвращению массовых увольнений в ходе структурных преобразований, санации предприятий и их реконструкции, по стимулированию самозанятости и мелкого предпринимательства. Принципиальное значение для обеспечения действенности региональных программ создания и' сохранения рабочих мест имеет корректировка стратегии хозяйственного реформирования и приоритетов региональной экономической политики, уточнение в соответствии с ними законодательных и нормативных актов субъектов РФ. В их числе следует выделить: • стимулирование повышения инвестиционной активности предпринимателей по развитию существующих и укомплектованию новых рабочих мест; • создание благоприятных условий для привлечения кредитных ресурсов в отрасли хозяйственного комплекса регионов на нужды реконструкции, технического перевооружения, расширения деятельности малого предпринимательства в производственной и социальной сферах экономики; • защиту отечественных производителей в пределах разумного сохранения конкурентной среды, способствующей оздоровлению и улучшению предпринимательской деятельности, от внешнеэкономической экспансии; • изменение организации и статуса общественных работ, повышение их роли в решении проблем занятости на региональном уровне, в реализации приоритетных интересов территорий при соблюдении национально-государственных интересов; • оказание организационной и методической помощи предприятиям, проходящим процедуры санации, с обеспечением занятости и переподготовки работников. Государственная политика занятости населения проводится посредством разработки и реализации макро-, мезо- и микропрограмм занятости, которые формируются на основе аналитического изучения ситуации на рынке труда и построения вариантных прогнозов его развития. Государственная политика на региональном уровне осуществляется в соответствии с федеральной программой, а также при помощи региональных и местных (муниципальных) программ содействия занятости населения, учитывающих национальные и демографические особенности, а также прерогативы социально-экономического развития территорий. Традиционно региональные программы занятости населения составляются в разрезе нескольких уровней: республиканские (включают совокупность мероприятий, реализуемых в рамках национально-территориальных образований в составе РФ); областные (краевые) (содержат перечень мероприятий, подлежащих выполнению в пределах административно-территориальных единиц РФ); районные (городские) (представляют набор конкретных мероприятий, направленных на решение актуальных вопросов отдельных участников рынка труда). В зависимости от состояния рынка труда содержание программ занятости населения для отдельных субъектов РФ может быть различным. Разработку таких программ следует проводить с учетом типизации регионов в разрезе следующих групп: 1. «Депрессивные регионы». Это районы с высокой безработицей, высокой скрытой безработицей и низким уровнем жизни населения. Работа по становлению рынка труда в таких районах носит вялотекущий характер. Здесь целесообразно проведение мероприятий по дополнительному стимулированию развития малого и среднего бизнеса, развитие самозанятости, введение и активное использование режима неполного рабочего дня, выделение дотаций и субсидий из бюджетов различных уровней, изменение коэффициента сменности. 2. «Регионы переходного периода». Это районы с высокой безработицей, низкой скрытой безработицей и низким уровнем жизни. Здесь деятельность по становлению рынка проводится, но желаемый уровень развития регионального хозяйства пока не достигнут. Для таких регионов можно рекомендовать, наряду с изложенным выше, организацию подготовки и переподготовки кадров, увеличение пособий по безработице и других дотаций из фонда занятости, обеспечение финансовой поддержки убыточных предприятий. 3. «Регионы становления». Это районы с низкой безработицей, невысокой скрытой безработицей и относительно высоким (по сравнению с двумя предшествующими группами) уровнем жизни. В этих районах элементы рыночной экономики приобретают доминирующий характер, что находит проявление в положительной динамике уровня доходов населения (при сохранении значительной дифференциации доходов у отдельных категорий и групп населения). Для регионов становления важными мероприятиями являются подготовка и переподготовка кадров, увеличение притока инвестиций и открытие новых рабочих мест, санация предприятий и проведение структурной перестройки хозяйственного комплекса. 4. «Кризисные регионы». Это районы с низкой безработицей, высокой скрытой безработицей и низким уровнем жизни. Здесь реализация мероприятий, направленных на реформирование экономики, носит формальный характер и не затрагивает глубинных основ, обусловивших возникновение и развитие кризисных явлений в российской системе хозяйствования. Для регионов кризисного состояния в качестве первоочередных мер выступают подготовка и переподготовка кадров, стимулирование малого и среднего бизнеса, санация предприятий. 5. «Стабилизационные регионы». Это районы с высокой безработицей, низкой скрытой безработицей и высоким уровнем жизни. Здесь реформы проводятся весьма интенсивно. Для регионов стабилизации актуальными проблемами являются стимулирование малого и среднего бизнеса, развитие самозанятости, увеличение притока инвестиций, миграция рабочей силы в другие регионы и т.д. Государственное регулирование занятости населения на региональном уровне направлено на учет многообразных особенностей развития субъектов РФ. Только на такой основе возможна разработка комплекса мероприятий по созданию условий для обеспечения продуктивной, свободно избранной занятости населения в рамках конкретных территорий с учетом природно-географических и национально-этнических факторов, различных форм собственности, размеров и отраслевой (ведомственной) принадлежности предприятий и т.п. Широкие возможности для стабилизации региональных рынков труда открывает использование нестандартных организационных форм, к которым следует отнести некоторые весьма специфические виды занятости. Во-первых, это частичная занятость. Она базируется на использовании рабочей силы в течение времени нестандартной продолжительности и включает: временную занятость, которая в свою очередь делится на сезонную, поденную, работу по контракту, временные общественные работы и т.п.; занятость в течение неполного рабочего дня (неполной рабочей недели); чередование на рабочем месте, которое предусматривает распределение рабочего места в течение смены нормальной продолжительности между несколькими работниками. Во-вторых, это разновидности занятости, основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности (рабочего места), К ним относятся надомный труд, совместительство, гибкие графики труда (рабочего времени). В-третьих, это самозанятость, как одно из важных направлений предупреждения и смягчения безработицы. Ее формами являются индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательство в сфере малого бизнеса и др. Самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации трудовых и профессиональных навыков.
Восточное направление внешней политики. Присоединение Грузии 12 сентября 1801 г. — Манифест Александра I о присоединении Грузии к России. Царская династия Грузии (Багратиды) лишалась престола; управление Кахетией и Картлией переходило к русским наместникам; в Восточной Грузии вводилась царская администрация. 1803—1804 гг. — Вхождение в состав России на тех же условиях остальных частей Грузии — Менгрелии, Гурии и Имеретии. 1814 г. — Завершение строительства Военно-Грузинской дороги, которая связала Закавказье с Европейской Россией. Взаимоотношения России с Ираном 1804—1813 гг. — Русско-иранская война, начавшаяся после отклонения Россией ультиматума Персии о выводе русских войск из Закавказья. 23 октября 1813 г. — Гюлистанский мирный договор России с Ираном. Россия получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море, к ней отошли несколько закавказских провинций и ханств. Гюлистанский мирный договор завершил первый этап присоединения Кавказа к России. Русско-турецкие отношения 1806—1812гг. — Война России с Турцией, выступившей в союзе с Францией с целью возврата бывших турецких владений в Северном Причерноморье и на Кавказе. Октябрь 1806 г. — Русские войска заняли Молдавию и Валахию. 1807 г. — Русская эскадра (ком. Д. Н. Сенявин) одержала победу над османским флотом. 1811г. — Командующим Дунайской армии назначен М. И. Кутузов. 22 июня 1811 г. — Разгром турецкой армии у крепости Рушу к. 1811 г. — Разгром основных сил османской армии на левом берегу Дуная. Май 1812 г. — Бухарестский мирный договор: Молдавия отходила к России (получила статус Бессарабской области), Сербии дана автономия (вела национально-освободительную войну с 1804г.), западная часть Молдавии за рекой Прут осталась у Турции (княжество Молдавия). Россия получила также значительные территории на черноморском побережье Кавказа с городом Сухум. России обеспечивалось право покровительства христианам — подданным Турции. 1813 г. — Вторжение турецких войск в Сербию. Турция потребовала вывода русских войск из Грузии, Минг-релии и Абхазии. Весна 1815 г. — Восстание в Сербии. 1816 г. — Под нажимом России заключен Турецко-Сербский мирный договор: Турция признала независимость Сербии. 1821 г. — Национально-освободительное восстание в Греции. 1822 г. — Турция, в нарушение русско-турецких соглашений, ввела войска в Молдавию и Валахию, закрыла Черноморские проливы для русских торговых кораблей. Франция и Австрия поддержали Османскую империю, Англия признала греков воюющей стороной. Февраль — апрель 1825 г. — Петербургская конференция с участием Австрии, Пруссии, Франции и России. Предложение России о предоставлении Греции автономии провалилось. Россия стала готовиться к новой войне с Турцией, не полагаясь больше на решение греческого вопроса дипломатическими средствами совместно с другими европейскими державами. Европейское направление внешней политики 11 апреля 1805 г. — Заключение англо-русской военной конвенции против Франции. К конвенции присоединились: Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Сложилась 3-я антифранцузская коалиция. 23 сентября 1805 г. — Подписание русско-турецкого союзного договора: присоединение Турции к 3-ей коалиции. 20 ноября 1805 г. — Поражение союзных армий России и Австрии от войск Наполеона в битве при с. Аустер-лиц в Моравии. Конец 3-й коалиции. Июль 1806 г. — Заключение тайного военного союза Александра I с прусским королем Фридрихом-Вильгельмом II. Оформление 4-й антифранцузской коалиции. К коалиции присоединились Англия, Швеция. Июнь 1807 г. — Разгром русско-прусских союзнических войск французами под Фридландом. Конец 4-й коалиции. 25 июня 1807 г. — Заключение Тильзитского мирного и союзного русско-французского договоров: согласие России на создание великого герцогства Варшавского и вынужденное присоединение России к континентальной блокаде, то есть она должна была порвать торговые отношения с Англией. 1808—-1812 гг. — Участие России в континентальной блокаде. 1808—1809 гг. — Русско-шведская война. 1808 г. — Вступление русских войск на территорию Финляндии (ком. русскими войсками М. Б. Барклай-де-Толли). 30 сентября 1808 г. — Подписание Эрфуртской союзной конвенции между Россией и Францией: признание права России на Финляндию, Молдавию, Валахию. Март 1809 г. — В г. Борго финляндский сейм определил административное устройство Финляндии: она получила автономию в рамках Российской империи; русский император получал титул великого князя Финляндского; для управления Финляндией назначался его наместник — генерал-губернатор. 5 сентября 1809 г. — Фридрихсгамский мирный договор России со Швецией. К России отходили Аландские острова и Финляндия на правах великого княжества. 1811 г. — К Финляндии присоединена Выборгская губерния.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |