Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка инвестиционной привлекательности предприятий




Включает следующие этапы:

- оценку финансового состояния предприятия и возможностей его участия в инвестиционной деятельности; I

- обоснование размера инвестиций и выбор источников финансирования;

- оценку будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта.

Одним из наиболее важных этапов оценки инвестиционной привлекательности предприятия является анализ его финансово хозяйственной деятельности, с помощью которого можно оценить перспективность анализируемого предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников средств и отдачи на требуемые вложения.

Финансовое состояние предприятия - комплексное понятие и характеристики опираются на оценку 'степени эффективности размещения средств, устойчивости платежеспособности, наличие достаточной финансовой базы, обеспеченности собственными оборотными средствами, организации расчетов и др. Поскольку источником информации для характеристики финансового состояния являются данные финансовой отчетности, его оценивают за конкретный период, а потому важное значение для принятия инвестиционных решений приобретаёт прогноз тенденций в финансовом состоянии предприятия и выявление основных направлений его изменения.

Широкое распространение для оценки финансового состояния предприятия получили методики, основанные на анализе системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых отечественной и зарубежной литературе методик с использованием финансовых коэффициентов их главные отличия определяются следующими обстоятельствами:

- степенью многочисленности финансовых коэффициентов, используемых в анализе;

- принципами оценки весомости этих коэффициентов;

- методами получения обобщенной оценки финансового состояния предприятия.

Предваряя изложение системы финансовых коэффициентов, следует назвать некоторые «ключевые» пункты, позволяющие ранжировать. предприятия отрасли по их инвестиционной привлекательности. В условиях экономического спада, характерных для экономики России в настоящее время, важно ориентироваться на предприятия, которые даже в столь сложной экономической ситуации остаются прибыльными. Информация об этом может быть получена на основе анализа динамики прибыли за ряд предшествующих периодов по данным отчета о прибылях и убытках.

Данные этого же отчета следует использовать для определения соотношения коэффициентов роста выручки от реализации товаров и услуг и общей стоимости активов. Если коэффициенты роста выручки больше коэффициентов роста активов, можно говорить о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.

Если же стоимость активов росла быстрее выручки от реализации. это означает, что эффективность использования ресурсов на предприятии снижалась. Важное значение имеет наличие у предприятия собственных оборотных средств, размер которых, по данным балансового отчета, определяется как разница между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Наличие собственных оборотных средств является показателем финансовой прочности предприятия и оценкой его надежности для партнеров.

Безусловный интерес для инвестора представляет анализ номенклатуры выпускаемой продукции с точки зрения соотношения постоянных и переменных затрат в структуре ее себестоимости. Предприятия с высокой долей постоянных затрат в общей сумме затрат. на производство весьма чувствительны к любым изменениям объема продаж в натуральном выражении. Если количество проданных товаров падает, выручка уменьшится, но постоянные затраты в полной сумме затрат останутся на прежнем уровне, в результате прибыль снизится даже в большем размере, чем выручка. Переменные же(пропорциональные) затраты изменяются прямо пропорционально объему производства (например, расходы на сырье, материалы, электроэнергию и т. д.).

Потому бизнес-риск на предприятиях с высоким удельным весом постоянных затрат выше, чем там, где преобладающее значение в формировании себестоимости имеют переменные затраты.

Особое внимание должно быть обращено на наличие таких позиций в отчетах предприятий, как «убытки», а также «кредиты И займы, не погашенные в срок», просроченная кредиторская и дебиторская задолженности.

Следующим этапом анализа является оценка финансового состояния предприятия с помощью системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии предлагаемых и применяемых систем финансовых коэффициентов они должны включать показатели следующих направлений оценки финансового состояния:

I группа - показатели ликвидности;

II группа - показатели финансовой устойчивости;

III группа - показатели деловой активности;

IV группа - показатели рентабельности.

Если учесть, что в каждой группе может быть рекомендовано в зависимости от степени детализации анализа от одного-двух до семи.

Постоянными затратами является такая часть затрат на определенный период, общая сумма которых не изменяется при изменении объема производства (например, арендная плата за помещение, заработная плата руководителей и т. п.); от четырех-пяти показателей (экспресс-анализ) до 30 и даже более коэффициентов при подробном их рассмотрении.

Особую проблему представляют выбор и обоснование критериев для оценки полученных фактических показателей, с которыми можно сопоставить финансовые коэффициенты конкретного предприятия. Во-первых, нужно учитывать, что единых для всех отраслей и предприятий нормативных или эталонных значений коэффициентов быть может в силу специфики технологических процессов, трудоемкости изготовления продукции и т. д.

В этой связи для сопоставлений рекомендуется использовать либо показатели лучших в отрасли предприятий (эталонные значения), либо среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов. Знание среднеотраслевых значений соответствующих показателей позволяет получить по каждой группе финансовых коэффициентов оценку того в какую категорию (ниже среднего, среднего уровня или выше среднего в отрасли) попадает данное предприятие.

При отсутствии таких ориентиров в оценках финансовых коэффициентов остается возможность проследить их динамику за ряд периодов и охарактеризовать тенденцию их изменения. Следующим шагом является интерпретация этой тенденции либо как благо улучшающая финансовое состояние предприятия, либо неблагоприятная, т. е. вызывающая ухудшение финансового состояния, либо нейтральная, когда значения финансовых коэффициентов остаются на одном и том же уровне. Путем подсчета баланса «плюсов» и «минусов» (т. е. баланса благоприятных и неблагоприятных влияний динамики финансовых коэффициентов) может быть сделан общий вывод о тенденции в изменении финансового состояния предприятия.


Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

В современном мире предприятия работают в жестком конкурентном пространстве. Для стабильного развития предприятию необходимо постоянно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, предлагая на рынке современный, качественный, удовлетворяющий потребителя товар. Постоянное развитие организации требует регулярных инвестиций как в основные средства и научно-технические разработки, так и на другие цели направленные на получение положительного эффекта. Для привлечения данных инвестиций предприятию необходимо следить за инвестиционной привлекательностью.

Инвестиционная привлекательность предприятия (ИПП) – это комплексный показатель характеризующий целесообразность инвестирования средств в данное предприятие. инвестиционная привлекательность предприятия зависит от множества факторов таких как политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, экономическая ситуация в отрасли, квалификация персонала, финансовые показатели и т.д.

В настоящее время предприятия используют множество инструментов по привлечению финансирования. Самые распространенные способы привлечения инвестиций это:

  1. Займы в кредитных организациях.
  2. Привлечение инвестиций на фондовом рынке: выпуск облигаций проведение IPO и SPO.
  3. Привлечение стратегического инвестора.

Первый вариант самый простой, но в тоже время один из самых дорогих. В этом случае привлечения денежных средств путём оформления банковского кредита основные (значимые) условия займа (объём, срок, величина процентной ставки и т.п.) определяются кредитором, то есть банком, на основании установленной в данном конкретном банке кредитной политики. Поэтому такое финансирование предоставляется лишь компаниям, подтвердившим свою платежеспособность и предоставившим необходимый залог, стоимость которого больше кредита. В случае провала инновационного проекта компания возвращает кредит за счет собственных средств, уставного капитала, продажи основных средств производства.

Привлечение инвестиций на фондовом рынке и поиск стратегического инвестора требуют от предприятия открытой отчетности, контроля за финансовыми потоками, прозрачности бизнеса. Чем выше инвестиционная привлекательность предприятия, тем больше вероятность получить инвестиции.

Наиболее полное определение инвестиционной привлекательности дано, по мнению автора, в работе [1]: инвестиционная привлекательность – это «экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, его способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции».

Каждый инвестор преследует свои цели, вкладываясь в предприятие. В зависимости от целей инвесторов можно разделить на две группы: финансовых и стратегических инвесторов.

Инвестор финансового типа:

  • стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;
  • не стремится к приобретению контрольного пакета;
  • не стремится сменить менеджмент компании.

В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниями и фондами, фондами венчурных инвестиций. Большая часть сделок таких инвесторов проходит на вторичном рынке и прямо не приносят предприятию дополнительных инвестиций, но покупка ценных бумаг компании приводит к росту рыночной капитализации компании. Данные инвесторы получают прибыль с дивидендов или купонов, выплачиваемую компанией, и с роста курса ценных бумаг предприятия. Доходность за период владения (HPR) рассчитывается как [2]:

Инвестор стратегического типа:

  • стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности;
  • стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;
  • активно участвует в управлении компанией;
  • в основном, стремится инвестировать в компании из смежных отраслей;
  • принимает «участие» в инвестировании, часто не ограничиваясь конкретными сроками.

Российская специфика стратегического инвестирования заключается в том, что инвестор стремится к получению полного контроля над финансируемым бизнесом. Обычно в качестве стратегического инвестора выступает компания, деятельность которой связана с бизнесом приобретаемой компании инвесторы.

Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние [3, 4].

Внешние факторы – это факторы, не зависящие от результатов хозяйственной деятельности предприятия. К данным факторам относятся:

1. Инвестиционная привлекательность территории, которая включает в себя следующие параметры политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, развитость инфраструктуры, человеческий потенциал территории. Оценкой инвестиционной привлекательности государств и регионов занимаются рейтинговые агентства (Standard&Poors, Moody’s, Fitch, Эксперт РА).

2. Инвестиционная привлекательность отрасли, включающая в себя:

  • уровень конкуренции в отрасли;
  • текущее развитие отрасли;
  • динамику и структуру инвестиций в отрасль;
  • стадию развития отрасли.

Анализ этих составляющих является важным этапом инвестиционного анализа. Инвестиционная привлекательность отрасли характеризуется рядом параметров, наиболее существенными из которых является: темп роста объемов производства, темп роста цен на факторы производства, финансовое состояние отрасли, наличие инноваций и степень НИОКР.

На состояние инвестиционной привлекательности отрасли оказывают влияние ряд факторов:

  • макроэкономическая среда;
  • экологическая безопасность;
  • состояние инфраструктуры;
  • уровень производственного процесса в отрасли;
  • кадровая составляющая;
  • финансовая среда.

К внутренним факторам относятся факторы, которые зависят непосредственно от результата хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому именно внутренние факторы являются основным рычагом влияния на инвестиционную привлекательность предприятия. Подробно рассмотрим внутренние факторы:

1. Финансовое состояние предприятия, оценивающееся на основе следующих показателей: коэффициента соотношения заемных и собственных средств коэффициента текущей ликвидности коэффициента оборачиваемости активов рентабельности продаж по чистой прибыли рентабельности собственного капитала по чистой прибыли.

2. Организационная структура управления компанией: доля миноритарных акционеров в структуре собственников компании степень влияния государства на компанию степень раскрытия финансовой и управленческой информации доля чистой прибыли выплачивающейся компаний за последние годы.

3. Степень инновационности продукции компании.

4. Стабильность генерирования денежного потока.

5. Уровень диверсификации продукции компании.

Для получения информации о деятельности интересующей компании можно использовать различные источники. Для классификации источники делят на две группы: внешние и внутренние.

Внешние источники информации: архивы банков отчеты консалтинговых, аудиторских агентств информация о предприятии в СМИ данные фондового рынка информация от партнеров предприятия.

Внутренние источники информации характеризуются низкой частотой получения и, как правило, связаны с подготовкой квартальной или годовой отчетности: бухгалтерская отчетность внутренние финансовые отчеты внутренние управленческие отчеты документы планирования налоговая отчетность уставные документы.

Весь анализ ИПП можно разбить на следующие составляющие:

  • анализ потенциальной прибыли – исследование альтернативных вариантов вложений, сравнение прибыльности и уровня риска;
  • финансовый анализ – изучение финансовой устойчивости предприятия; прогнозирование развитие предприятия на основе имеющихся данных;
  • рыночный анализ – оценка перспектив товара на рынке, насыщенность рынка аналогичными товарами (емкость рынка, продвижение на него);
  • технологический анализ – исследование технико-экономических альтернатив проекта, различных вариантов использования имеющихся технологий; поиск оптимального для данного инвестиционного проекта технологического решения;
  • управленческий анализ – оценка организационной и административной политики на предприятие, а также выработка рекомендаций в части, организационной структуры, организации деятельности, комплектования и обучения персонала;
  • экологический анализ – оценка потенциального ущерба окружающей среде проектом и определение необходимых мер, смягчающих и предотвращающих возможные последствия;
  • социальный анализ – определение пригодности вариантов проекта для жителей региона в целом (увеличение количества рабочих мест, изменение культурно-бытовых условий, улучшение жилищных условий).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.