КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация психиатрической помощи пострадавшим осуществляется в несколько этапов
Оказание первой медицинской помощи включает выявление пострадавших, находящихся в остром психотическом состоянии, изоляцию их и эвакуацию из очага поражения. Необходимой частью данного вида помощи является предупреждение панических реакций и агрессивных форм поведения, т.е. принятие мер по «управлению хаосом». Оказание первой врачебной помощи состоит в купировании острой психотической симптоматики, медицинской сортировке и подготовке пострадавших к эвакуации из очага поражения. Оказание медико-психологической помощи пострадавшим, как минимум предполагает процесс общения, как один из эффективных способов воздействия людей друг на друга (своеобразное «духовное донорство»). Особенностью психиатрической помощи в рамках первой медицинской и первой врачебной помощи является то, что она оказывается не психиатрами а главным образом, спасателями и врачами других специальностей в сложных условиях ЧС и катастроф в ограниченные сроки. Поэтому необычайно актуальными являются проблемы обучения специалистов, участвующих в ликвидации последствий катастроф, вопросам психиатрии катастроф; разработка стандартов психиатрической помощи, критериев оценки психического статуса для сортировки пострадавших; оснащение специальными укладками с необходимым набором медицинских препаратов. Все лица с нарушением сознания, мышления, с двигательным беспокойством, выраженной депрессией после оказания первой врачебной помощи подлежат направлению в психоневрологический стационар с использованием специального санитарного транспорта в сопровождении медицинского персонала, обеспеченного необходимыми медикаментами. Оказание квалифицированной помощи с элементами специализированной в очаге поражения или вблизи от него включает установление диагноза, прогноз возможных психических последствий, проведение квалифицированной сортировки с распределением пострадавших по группам и оказание психиатрической помощи, адекватной их состоянию.
Установление диагноза и квалифицированная сортировка — ключевые элементы данного вида помощи, так как являются основополагающими для эффективного лечения, реабилитации и предупреждения отдаленных психических последствий. Оказание исчерпывающей специализированной помощи в лечебных учреждениях системы психиатрической помощи предусматривает лечение, реабилитацию, психологическую, социальную и трудовую адаптацию пострадавших. Опыт показывает, что пострадавшие, на короткое время потерявшие способность к выполнению служебных обязанностей в результате развития у них психических расстройств невротического уровня, только в 10% случаев нуждаются в доврачебной помощи. При расстройствах психотического уровня она необходима 90% пострадавших и первая врачебная 40% из них. Практически все лица с психическими расстройствами, независимо от степени тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи. Первая врачебная помощь необходима 65% пострадавших с легкими и до 100% — с тяжелыми психогениями. При этом, как показали расчеты, в специализированной медико-психологической помощи нуждаются 25% пострадавших с невротическими реакциями, 75% — с психическими расстройствами средней тяжести и 100% — с тяжелыми. Сроки лечения этих групп различны: до 10 суток практически для всех пострадавших с легкими психогениями и более 2 месяцев — для лиц с реактивными психозами. И, наконец, об организации помощи пострадавшим с психотическими проявлениями (они составляют от 1 до 5% от общего числа лиц с психоневрологическими расстройствами).
В случаях психомоторного возбуждения, особенно у раненых, эвакуацию необходимо осуществлять санитарным транспортом в положении лежа с фиксацией к носилкам и обязательно с сопровождающим. Опыт показывает, что пострадавшие с психогениями отрицательно реагируют на меры стеснения, поэтому использовать их надо только в случаях крайней необходимости. Для снятия чрезмерного возбуждения используют внутримышечные инъекции одного из медикаментозных средств: - 2,5% аминазин — 2,0—3,0 мл; - 2,5% тизерцин — 2,0—3,0 мл; - 0,1% феназепам — 2,0 мл: - 0,5% диазепам (седуксен, реланиум) — 2,0—3,0 мл. Инъекции успокаивающих средств при необходимости повторяют 2-3 раза в сутки и обязательно производят за 20—30 минут перед эвакуацией пораженных в психоневрологический стационар. При необходимости, в случаях нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других систем организма, следует сочетать применение психотропных средств с сердечно-сосудистыми препаратами. Те пострадавшие, у которых психические расстройства возникли на фоне основного поражения (ранения, ожог, интоксикация, радиационное поражение), должны эвакуироваться в соответствующие профилированные больницы после оказания им необходимой помощи, направленной на ликвидацию (или профилактику) нервно-психических нарушений. Пострадавшие с выраженной неврологической симптоматикой, но при отсутствии отчетливых нарушений сознания, мышления, двигательной сферы могут задерживаться на первом этапе медицинской эвакуации на срок до 1 суток для врачебного наблюдения. В случае улучшения состояния они возвращаются к выполнению своих обычных обязанностей. Основными элементами организационной структуры для оказания психиатрической помощи являются психиатрические бригады быстрого реагирования. Такая бригада входит в состав полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита», а также они формируются при центрах медицины катастроф и ведущих психиатрических учреждениях и клиниках на региональном и территориальном уровнях. Создание таких бригад позволяет выдвигать силы и средства возможно ближе к очагу катастроф, оказывать квалифицированную помощь в наиболее ранние сроки, обеспечить ее непрерывность и преемственность.
Вопрос № 4. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении. Основной способ психологической защиты населения является – психологическая подготовка. Данный вид подготовки должен начинаться уже в детском возрасте. В критических ситуациях решающая роль принадлежит моральной закалке и психологической готовности. Они определяют способность к осознанным уверенным и расчетливыми действиям в решающие моменты. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы и их трагические последствия требуют от взрослых и детей самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности. Чтобы ослабить негативное воздействие на детей трагических событий, нужна целенаправленная психологическая подготовка, основными направлениями которой являются: 1. обучение с детского возраста поведению в условиях чрезвычайных ситуаций; 2. физическая подготовленность - повышает устойчивость к психическим травмам; 3. воспитание чувства долга, ответственности и взаимовыручки; 4. выработка умения предвидеть возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и избегать попадания в них; 5. использование аутотренинга и самовнушения: мысленно представить случившееся и решить три задачи: · подавить чувство страха; · составить план и последовательность действий; · начать действовать - точно, быстро и решительно. Стрессом можно управлять. Так, в подростковом периоде должны формироваться самосознание, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, жизненные интересы. Для реализации этих задач необходимо научить подростков управлять своей психикой и поддерживать стресс на оптимальном уровне. Это поможет им выстоять в любой экстремальной ситуации. При подготовке к катастрофе необходимо пользоваться основными видами техники управления страхом: 1. Десенситизация (разработана Уолпом в 1969 г.). Направлена на снижение чувствительности к ситуации, которая вызвала страх, и обучение релаксации расслаблению.
2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить травмирующее событие, в ходе которого он переживает экстремальный страх или тревогу. 3. Моделирование — наблюдение за опытом чужого переживания. Человеку нужно продемонстрировать модель бесстрашного поведения в ситуациях, которые его испугали. 4. Техника взаиморегуляции эмоций. Как любая эмоция, страх может ослабнуть или отступить под воздействием другой эмоции, злости, гнева. Вопрос № 5. Основные способы психологической защиты спасателей. Психологическая защита спасателей включает в себя психологическую подготовку, психологическое сопровождение АСДНР, психологическую помощь,психологическую реабилитацию и применение методов и средств регуляции уровня функционального состояния. Психологическая подготовка личного состава предусматривает проведение практических занятий и тренировок по подготовке психики личного состава к действиям в обстановке ЧС. Цель - формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам. Психологическая подготовка включает общую, специальную и целевую подготовку. Общая психологическая подготовка - это деятельность руководителей по вооружению личного состава психологическими знаниями, уверенности, профессиональной активности, готовности к самопожертвованию, т.е. конкретной мотивации, направленности. Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку психологической готовности и устойчивости при подготовке к различным видам аварийно-спасательных работ. Целевая психологическая подготовка – деятельность руководителей по подготовке спасателей к выполнению конкретной профессиональной задачи. Пути психологической подготовки: формирование высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к коллективным и одиночным действиям. Специальная психологическая подготовка предполагает: 1. адаптацию психики спасателя к стрессогенным факторам обстановки ЧС; 2. формирование способности преодолевать страх, панику и противостоять стрессогенным факторам ЧС; 3. приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости личности спасателя; 4. формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний; 5. выполнение задач в условиях дефицита времени, необходимости принятия самостоятельных, ответственных решений в экстремальных условиях и т.д. Психологическая помощь - система мер по преодолению психотравмирующих последствий воздействия обстановки ЧС на психику спасателей, а также по восстановлению их психологической устойчивости и готовности для эффективного выполнения функциональных задач. Она включает: 1. психодиагностику; 2. психологическое консультирование; 3. психологическую профилактику; 4. психологическую коррекцию; 5. психологическую реабилитацию. Квалифицированную психологическую помощь оказывают психологи, психиатры, психотерапевты и медицинские работники. Психологическая реабилитация - система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленная на восстановление, координацию или компенсацию нарушенных психологических функций организма спасателя или пострадавших, получивших психическую травму в ходе аварийно-спасательных работ. Цель психологической реабилитации: восстановление у личного состава способности к деятельности после аварийно-спасательных работ. Для восстановления и поддержания боеготовности спасателей внедряются в подразделения медико-психологические методы и средства регуляции уровня функционального состояния в условиях суточного и сменного несения службы. Применение указанных методов принципиально важное значение имеет в особых условиях несения службы, например, при ликвидации крупных пожаров, последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Для этой цели предлагается специальный комплекс методов и средств, включающих: 1. психологический метод (аутогенная тренировка, комплекты психофизиологической разгрузки); 2. физиотерапевтический метод (электротранквилизация - воздействие электрическим током на биологически активные точки, аэроионизация воздуха помещений); 3. фитотерапевтический метод (коктейли из лекарственных трав, растений и фруктов). Аутогенная тренировка - один из эффективных способов восстановления работоспособности, снятия эмоциональной напряженности, а также формирования оптимального, соответствующего той или иной деятельности, состояния. Аутогенная тренировка основана на сознательном применении комплекса приемов психической саморегуляции и простых физических упражнений в сочетании с формулами словесного самовнушения. Для усиления восстановительного и профилактического эффекта психологических методов с учетом особенностей психических состояний рекомендуется использовать фитотерапевтические методы. Общеукрепляющими, тонизирующими свойствами, способными снимать утомление и усталость, обладают растения из семейства аралиевых (элеутерококк, заманиха), алоэ, зверобой, облепиха, радиола розовая (золотой корень), рябина красная, смородина черная, шиповник. «_____»____________2008г. Подполковник м/с _________Козлов Д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |