Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация психиатрической помощи пострадавшим осуществляется в несколько этапов

Оказание первой медицинской помощи включает выявление пострадавших, находящихся в остром психотическом состоянии, изоляцию их и эвакуацию из очага поражения. Необходимой частью данного вида помощи является предупреждение панических реакций и агрессивных форм поведения, т.е. принятие мер по «управлению хаосом».

Оказание первой врачебной помощи состоит в купировании острой психотической симптоматики, медицинской сортировке и подготовке пострадавших к эвакуации из очага поражения.

Оказание медико-психологической помощи пострадавшим, как минимум предполагает процесс общения, как один из эффективных способов воздействия людей друг на друга (своеобразное «духовное донорство»).

Особенностью психиатрической помощи в рамках первой медицинской и первой врачебной помощи является то, что она оказывается не психиатрами а главным образом, спасателями и врачами других специальностей в сложных условиях ЧС и катастроф в ограниченные сроки. Поэтому необычайно актуальными являются проблемы обучения специалистов, участвующих в ликвидации последствий катастроф, вопросам психиатрии катастроф; разработка стандартов психиатрической помощи, критериев оценки психического статуса для сортировки пострадавших; оснащение специальными укладками с необходимым набором медицинских препаратов.

Все лица с нарушением сознания, мышления, с двигательным беспокойством, выраженной депрессией после оказания первой врачебной помощи подлежат направлению в психоневрологический стационар с использованием специального санитарного транспорта в сопровождении медицинского персонала, обеспеченного необходимыми медикаментами.

Оказание квалифицированной помощи с элементами специализированной в очаге поражения или вблизи от него включает установление диагноза, прогноз возможных психических последствий, проведение квалифицированной сортировки с распределением пострадавших по группам и оказание психиатрической помощи, адекватной их состоянию.

Установление диагноза и квалифицированная сортировка — ключевые элементы данного вида помощи, так как являются основополагающими для эффективного лечения, реабилитации и предупреждения отдаленных психических последствий.

Оказание исчерпывающей специализированной помощи в лечебных учреждениях системы психиатрической помощи предусматривает лечение, реабилитацию, психологическую, социальную и трудовую адаптацию пострадавших.

Опыт показывает, что пострадавшие, на короткое время потерявшие способность к выполнению служебных обязанностей в результате развития у них психических расстройств невротического уровня, только в 10% случаев нуждаются в доврачебной помощи.

При расстройствах психотического уровня она необходима 90% пострадавших и первая врачебная 40% из них.

Практически все лица с психическими расстройствами, независимо от степени тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи. Первая врачебная помощь необходима 65% пострадавших с легкими и до 100% — с тяжелыми психогениями.

При этом, как показали расчеты, в специализированной медико-психологической помощи нуждаются 25% пострадавших с невротическими реакциями, 75% — с психическими расстройствами средней тяжести и 100% — с тяжелыми.

Сроки лечения этих групп различны: до 10 суток практически для всех пострадавших с легкими психогениями и более 2 месяцев — для лиц с реактивными психозами.

И, наконец, об организации помощи пострадавшим с психотическими проявлениями (они составляют от 1 до 5% от общего числа лиц с психоневрологическими расстройствами).

В случаях психомоторного возбуждения, особенно у раненых, эвакуацию необходимо осуществлять санитарным транспортом в положении лежа с фиксацией к носилкам и обязательно с сопровождающим. Опыт показывает, что пострадавшие с психогениями отрицательно реагируют на меры стеснения, поэтому использовать их надо только в случаях крайней необходимости.

Для снятия чрезмерного возбуждения используют внутримышечные инъекции одного из медикаментозных средств:

- 2,5% аминазин — 2,0—3,0 мл;

- 2,5% тизерцин — 2,0—3,0 мл;

- 0,1% феназепам — 2,0 мл:

- 0,5% диазепам (седуксен, реланиум) — 2,0—3,0 мл.

Инъекции успокаивающих средств при необходимости повторяют 2-3 раза в сутки и обязательно производят за 20—30 минут перед эвакуацией пораженных в психоневрологический стационар.

При необходимости, в случаях нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других систем организма, следует сочетать применение психотропных средств с сердечно-сосудистыми препаратами.

Те пострадавшие, у которых психические расстройства возникли на фоне основного поражения (ранения, ожог, интоксикация, радиационное поражение), должны эвакуироваться в соответствующие профилированные больницы после оказания им необходимой помощи, направленной на ликвидацию (или профилактику) нервно-психических нарушений.

Пострадавшие с выраженной неврологической симптоматикой, но при отсутствии отчетливых нарушений сознания, мышления, двигательной сферы могут задерживаться на первом этапе медицинской эвакуации на срок до 1 суток для врачебного наблюдения. В случае улучшения состояния они возвращаются к выполнению своих обычных обязанностей.

Основными элементами организационной структуры для оказания психиатрической помощи являются психиатрические бригады быстрого реагирования. Такая бригада входит в состав полевого многопрофильного госпиталя ВЦМК «Защита», а также они формируются при центрах медицины катастроф и ведущих психиатрических учреждениях и клиниках на региональном и территориальном уровнях.

Создание таких бригад позволяет выдвигать силы и средства возможно ближе к очагу катастроф, оказывать квалифицированную помощь в наиболее ранние сроки, обеспечить ее непрерывность и преемственность.

Вопрос № 4. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении.

Основной способ психологической защиты населения является – психологическая подготовка. Данный вид подготовки должен начинаться уже в детском возрасте.

В критических ситуациях решающая роль принадлежит моральной закалке и психологической готовности. Они определяют способность к осознанным уверенным и расчетливыми действиям в решающие моменты. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы и их трагические последствия требуют от взрослых и детей самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности.

Чтобы ослабить негативное воздействие на детей трагических событий, нужна целенаправленная психологическая подготовка, основными направлениями которой являются:

1. обучение с детского возраста поведению в условиях чрезвычайных ситуаций;

2. физическая подготовленность - повышает устойчивость к психическим травмам;

3. воспитание чувства долга, ответственности и взаимовыручки;

4. выработка умения предвидеть возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и избегать попадания в них;

5. использование аутотренинга и самовнушения: мысленно представить случившееся и решить три задачи:

· подавить чувство страха;

· составить план и последовательность действий;

· начать действовать - точно, быстро и решительно.

Стрессом можно управлять. Так, в подростковом периоде должны формироваться самосознание, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, жизненные интересы. Для реализации этих задач необходимо научить подростков управлять своей психикой и поддерживать стресс на оптимальном уровне. Это поможет им выстоять в любой экстремальной ситуации.

При подготовке к катастрофе необходимо пользоваться основными видами техники управления страхом:

1. Десенситизация (разработана Уолпом в 1969 г.). Направлена на снижение чувствительности к ситуации, которая вызвала страх, и обучение релаксации расслаблению.

2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить травмирующее событие, в ходе которого он переживает экстремальный страх или тревогу.

3. Моделирование — наблюдение за опытом чужого переживания. Человеку нужно продемонстрировать модель бесстрашного поведения в ситуациях, которые его испугали.

4. Техника взаиморегуляции эмоций. Как любая эмоция, страх может ослабнуть или отступить под воздействием другой эмоции, злости, гнева.

Вопрос № 5. Основные способы психологической защиты спасателей.

Психологическая защита спасателей включает в себя психологическую подготовку, психологическое сопровождение АСДНР, психологическую помощь,психологическую реабилитацию и применение методов и средств регуляции уровня функционального состояния.

Психологическая подготовка личного состава предусматривает проведение практических занятий и тренировок по подготовке психики личного состава к действиям в обстановке ЧС. Цель - формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам.

Психологическая подготовка включает общую, специальную и целевую подготовку.

Общая психологическая подготовка - это деятельность руководителей по вооружению личного состава психологическими знаниями, уверенности, профессиональной активности, готовности к самопожертвованию, т.е. конкретной мотивации, направленности.

Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку психологической готовности и устойчивости при подготовке к различным видам аварийно-спасательных работ.

Целевая психологическая подготовка – деятельность руководителей по подготовке спасателей к выполнению конкретной профессиональной задачи.

Пути психологической подготовки: формиро­вание высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях, готовности к коллективным и одиночным действиям.

Специальная психологическая подготовка предполагает:

1. адаптацию психики спасателя к стрессогенным факторам обстановки ЧС;

2. формирование способности преодолевать страх, панику и противостоять стрессогенным факторам ЧС;

3. приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и вы­работку на этой основе психологической устойчивости личности спасателя;

4. формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний;

5. выполнение задач в условиях дефицита времени, необходимости приня­тия самостоятельных, ответственных решений в экстремальных условиях и т.д.

Психологическая помощь - система мер по преодолению психотравмирующих последствий воздействия обстановки ЧС на психику спасателей, а также по восстановлению их психологической устойчивости и готовности для эффективного выполнения функциональных задач.

Она включает:

1. психодиагностику;

2. психологическое консультирование;

3. психологическую про­филактику;

4. психологическую коррекцию;

5. психологическую реабилитацию.

Квали­фицированную психологическую помощь оказывают психологи, психиатры, психотерапевты и медицинские работники.

Психологическая реабилитация - система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленная на восстановление, координацию или компенсацию нарушенных психологических функций орга­низма спасателя или пострадавших, получивших психическую травму в ходе аварийно-спасательных работ. Цель психологической реабилитации: восстановление у личного состава способности к деятельности после аварийно-спасательных работ.

Для восстановления и поддержания боеготовности спасателей внедряются в подразделения медико-психологические методы и средства регуляции уровня функционального состояния в условиях суточного и сменного несения службы. Применение ука­занных методов принципиально важное значение имеет в особых условиях несения службы, например, при ликвида­ции крупных пожаров, последствий аварий, стихийных бед­ствий и других чрезвычайных ситуаций.

Для этой цели предлагается специальный комплекс методов и средств, включающих:

1. психологический метод (аутогенная тренировка, комплекты психофизиологической разгрузки);

2. физиотерапевтический метод (электротранквилизация - воздействие электрическим током на биологически ак­тивные точки, аэроионизация воздуха помещений);

3. фитотерапевтический метод (коктейли из лекарствен­ных трав, растений и фруктов).

Аутогенная тренировка - один из эффективных способов восстановления работоспособности, снятия эмоци­ональной напряженности, а также формирования оптималь­ного, соответствующего той или иной деятельности, состояния.

Аутогенная тренировка основана на сознательном применении комплекса приемов психической саморегуляции и простых физических упражнений в сочетании с формулами словесного само­внушения.

Для усиления восстановительного и профилактического эффекта психологических методов с учетом особенностей психических состояний рекомендуется использо­вать фитотерапевтические методы.

Общеукрепляющими, тонизирующими свойствами, спо­собными снимать утомление и усталость, обладают расте­ния из семейства аралиевых (элеутерококк, заманиха), алоэ, зверобой, облепиха, радиола розовая (золотой ко­рень), рябина красная, смородина черная, шиповник.

«_____»____________2008г. Подполковник м/с _________Козлов Д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В структуре неврозов преобладают астенические и ипохондрические проявления | Введение. Ранние и поздние временные характеристики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.