Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и структура федеральных органов исполнительной власти в России




Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства Российской Федерации

Одним из принципов реализации конституционных полномочий Правительством РФ является непрерывность его деятельности. Согласно Конституции РФ (ч. 5 ст. 117) Правительство после своей отставки по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Непрерывный срок деятельности Правительства в одном составе не может превышать шести лет, поскольку с избранием нового Президента прежнее Правительство слагает свои полномочия. Этот срок может быть и меньше, в случаях досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий или отставки Правительства.

Ответственность Правительства является конституционно-правовой. Она наступает, как правило, без наличия в действиях Правительства состава правонарушения, а вследствие неэффективности его деятельности, расхождения взглядов на проведение политического курса и др.

Правительство несет конституционно-правовую ответственность, как перед Президентом, так и перед Государственной Думой. В России оно несет коллективную (солидарную) ответственность. Правительство рассматривается как команда единомышленников, проводящая общий политический курс. Отрицательная оценка деятельности одного из членов.

Правительства означает распространение этой оценки на все Правительство. Освобождение от должности Председателя Правительства влечет за собою отставку всех его членов.

Правительство несет ответственность, как перед Президентом, так и перед Парламентом. Вместе с тем формы и объем этой ответственности различные. Вопросы ответственности Правительства тесно связаны с вопросами его отставки.

Президент РФ может отправить Правительство РФ в отставку в любое время и по любым основаниям и даже без таковых. Это конституционное право главы государства не конкретизировано ни в Конституции РФ, ни в конституционном законодательстве.

Конституция РФ предусматривает два варианта постановки и решения вопроса о доверии Правительству: по инициативе Государственной Думы (ч. 3 ст. 117) либо по инициативе Правительства (ч. 4 ст. 117).

Конституция РФ устанавливает случаи, когда отставка Правительства не является результатом наступления политической ответственности: сложение полномочий перед вновь избранным Президентом; добровольная отставка. Правительство может по собственной инициативе подать в отставку. Возможны и иные основания отставки всего Правительства, например, вследствие прекращения исполнения полномочий Председателем Правительства (ст. 7 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с Конституцией РФ порядок отставки и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, являющихся членами Правительства, совпадает с порядком их назначения, т. е. Президент освобождает от должности указанных лиц по предложению Председателя Правительства (п. «г» ст. 83). В данном случае причины прекращения полномочий членами Правительства могут быть определены личными мотивами (например, состояние здоровья), а также связаны с наступлением ответственности указанных лиц. Это могут быть политическая, дисциплинарная и иные виды ответственности за служебные правонарушения или проступки, а также за совершение преступления. В результате член Правительства теряет доверие главы Правительства или Президента и не может далее исполнять возложенные на него полномочия. В соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 9) заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявление об отставке.

 

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (службы и агентства) и контролирует деятельность данных органов.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 112) устанавливает, что Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ. Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации могут вноситься указами главы государства.

Президент РФ в том же порядке и в том же акте (указе) вправе утверждать (устанавливать) систему федеральных органов исполнительной власти. Система федеральных органов исполнительной власти это установленный перечень основных видов федеральных органов исполнительной власти с характеристикой их функций.

Правительство распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закреплено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Установление такой системы федеральных исполнительных органов направлено на разграничение функций по нормативному регулированию (созданию правил поведения), их осуществлению (и управлению общественными делами) и контролю за их надлежащим исполнением.

Федеральное министерство это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Функции по контролю и надзору включают:

•осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами публичной власти, их должностными лицами и юридическими и гражданами общеобязательных правил поведения;

•выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного

вида деятельности и конкретных действий юридическим лицам и

гражданам;

•регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание

индивидуальных правовых актов. Федеральная служба может находиться в ведении Президента РФ или Правительства.

Федеральное агентство это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Функции по оказанию государственных услуг это предоставление услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Функции по управлению государственным имуществом это осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Деятельностью федерального агентства может руководить Президент России.

Для исключения возможного дублирования функций этих органов в Указе установлены ряд требований:

•федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом;

•федеральная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование;

•федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях о данных органах исполнительной власти, утверждаемых соответственно указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет глава государства, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными

органами исполнительной власти устанавливаются Президентом РФ.

 

РАЗДЕЛ 11. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.