КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вторичные контрастыЛЕКЦИЯ 2 Семь типов цветовых контрастов (первичные контрасты) Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой - маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов. Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета. Гете, Бецольд, Шеврель и Хельцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов. Шеврель посвятил огромный труд «симультанным контрастам». Однако наглядного и снабженного соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете. Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов: 1. Контраст по цвету 2. Контраст светлого и темного 3. Контраст холодного и теплого 4. Контраст дополнительных цветов 5. Симультанный контраст 6. Контраст по насыщенности 7. Контраст по площади цветовых пятен.
Активные — пассивные. Яркий оранжево-красный цвет — самый активный цвет спектра. Противоположный ему пассивный цвет находится в средней части области зеленых цветов. Внутри группы цветов одного цветового тона самыми активными цветами будут наиболее светлые и насыщенные. В сумерках синий цвет активнее красного. «Близкие» — «далекие». Все теплые цвета при дневном освещении производят впечатление близких; это цвета переднего плана. Они как бы приближаются к нам. Холодные цвета как бы отдаляются. В живописи такие цвета используют для передачи глубины пространства. В сумерках соотношения меняются. В этом случае—цвета спектра, имеющие короткие длины волн, — синий и зеленый производят впечатление более светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый из области длинных волн — более отдаленных и глубоких.
«Громкие»—«тихие». Ярко выраженные теплые цвета производят впечатление «громких», почти кричащих. Зеленый, напротив, кажется спокойным, тихим, смягчающим. Однако светлый яркий зеленый цвет, находясь на красно-коричневом фоне, может быть более резким и кричащим, чем красный. «Сухие»—«влажные». Все теплые тона кажутся сухими. Охра желтая кажется выжженной, как песок пустыни. Синевато-зеленый цвет производит впечатление влажного, как тающий лед. «Распространяющиеся»—«концентрирующиеся». Теплые, особенно желтые цвета, являются излучающими, распространяющимися. Синий напротив, кажется плотным и концентрированным. Однако на темно-красном фоне и светло-голубой цвет кажется излучающим; он напоминает голубой цвет неба. Легкие — тяжелые. Все светлые цвета кажутся легкими, все темные — тяжелыми. Из цветов одинаковой светлоты красноватые кажутся более тяжелыми, цвета же, тяготеющие к синему, — более легкими. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет - тоже легкий и парящий. Статичные — динамичные. Статичным можно назвать сочетание таких двух цветов, которые полностью уравновешивают друг друга, как, например, желтый и фиолетово-синий. Особенно статичным воспринимается сочетание зеленого и пурпурного цвета, поскольку ни один из входящих в это сочетание цветов не выделяется (цветной рис. 61). Динамичными будут сочетания красного с синим или оранжевого с зеленым (цветной рис. 62). Возбуждающие и успокаивающие. Цветовой ряд от зеленого к желтому или от красного к желтому успокаивает. Цветовой ряд от желтого к красному или от желтого к зеленому возбуждает (цветной рис. 63).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |