Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия суда и основания к отмене решений, определений и постановлений в порядке надзора




Возбуждение надзорного производства. Содержание надзорного производства.

Проверка актов правосудия в порядке надзора осуществляется и в кассационном порядке, путем их пересмотра. В связи с этим оба вида пересмотра (кассационный и надзорный) имеют ряд общих или сходных черт, которые заключаются в том, что в ходе и кассационного, и надзорного производства суд не только устраняет неправильности, но и дает обязательные указания нижестоящему суду, которому предстоит вновь рассматривать данное дело.

Вместе с тем, судебно-надзорное производство имеет немало специфического, отличающего его от кассационного и частного. Все особенности обусловлены тем, что объектом пересмотра являются судебные акты, уже вступившие в законную силу и для обжалования которых заинтересованными лицами были использованы все предусмотренные процессуальным законодательством способы устранения судебных ошибок, ввиду чего надзорный пересмотр имеет исключительный характер.

В надзорном порядке, согласно ст.376 ГПК, могут быть обжалованы судебные постановления в течение шести месяцев (ранее – 1 год) со дня вступления в законную силу при условии, что заявителем были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебных постановлений до дня их вступления в законную силу по всем без исключения категориям гражданских дел, за исключением Постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

В надзорном порядке пересматриваются только те акты правосудия, которые проверялись ранее в кассационном или апелляционном порядке. В ранее действовавшей редакции главы 41 ГПК РФ право на обжалование судебного акта в суде надзорной инстанции не обусловливалось обязательным обжалованием в нижестоящих судебных инстанциях.

Исходя из того, что ГПК РФ не предусмотрена возможность апелляционного или кассационного обжалования судебного приказа, он может быть обжалован должником в суде надзорной инстанции в пределах шестимесячного срока, предусмотренного для обжалования в порядке надзора судебных постановлений.

Право возбуждения надзорного производства предоставлено лицам, участвующим в деле, и другим лицам, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Если дело рассматривалось в апелляционном или кассационном порядке, то судебные постановления по делу могут быть обжалованы в порядке надзора не только лицом, по жалобе которого дело проверялось судом второй инстанции, но и другим участвующим в деле лицом, не подававшим апелляционную или кассационную жалобу.

Кроме того, право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов имеют и соответствующие прокуроры (заместители прокуроров):

1. Генеральный прокурор РФ (заместители) – в любой суд надзорной инстанции.

2. Прокуроры субъектов РФ (заместители) – в президиум верховного суда субъекта РФ.

Согласно ст. 377 ГПК надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции, уполномоченный рассматривать обжалуемое судебное постановление.

В надзорной жалобе (представлении) указываются: наименование суда, в который подается жалоба; наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства, место нахождения и процессуальное положение в деле; указание на суды, рассматривавшие дело в предыдущих инстанциях; доводы, вызывающие сомнения в законности акта правосудия, что и служит основанием для их представления; просьба лица, подающего жалобу или представление.

Надзорная жалоба подлежит оплате государственной пошлиной в размере 50 % от государственной пошлины, взимаемойпри подаче искового заявления неимущественного характера, но лишь в случае, если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке. В надзорной инстанции не разрешаются вопросы, связанные с отсрочкой или рассрочкой уплаты государственной пошлины.

В случае нарушения требований, установленных гражданским процессуальным законодательством для обращения заинтересованных по делу лиц в суд надзорной инстанции, надзорная жалоба или представление прокурора возвращаются судьёй без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Надзорное производство условно можно разделить на несколько самостоятельных стадий:

1. Изучение и рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора единоличным судьёй, а при необходимости истребование дела.

2. Передача дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.

3. Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции и вынесение судебного постановления.

Надзорная жалоба (представление) изучаются в президиуме верховного суда субъекта – председателем или заместителем председателя суда либо по их поручению судьёй данного суда; в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, Военной коллегии ВС РФ, Президиуме ВС РФ – судьёй Верховного суда РФ. Судьи изучают надзорную жалобу по материалам, приложенным к ней, либо по материалам истребованного дела. По результатам рассмотрения жалобы или представления прокурора судьей соответствующего суда надзорной инстанции, который изучал жалобу или представление, выносится определение:

1. Об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

2. О передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

В определении суда об отказе в передаче дела излагаются мотивы такого отказа, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, внесшему представление (ст. 383 ГПК РФ).

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции (ст.381 ГПК РФ).

В определении суда о передаче дела должно быть мотивированное изложение оснований для передачи надзорной жалобы или представления прокурора с делом на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции (ст. 384 ГПК РФ).

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление прокурора рассматриваются не более одного месяца, если дело не было истребовано, и не более двух месяцев, если дело было истребовано, не считая периода со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции.

В Верховном Суде Российской Федерации надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более двух месяцев, если дело не было истребовано, и не более трех месяцев, если дело было истребовано, не считая периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом на рассмотрение в судебном заседании суда надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Пересмотр актов правосудия в порядке надзора осуществляется в судебном заседании не более чем за месяц, а в Верховном суде РФ не более чем в течение двух месяцев со дня вынесения судьей определения.

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции установлен ст. 386 ГПК.

Руководит работой президиума суда надзорной инстанции председатель соответствующего суда. Он же председательствует в судебном заседании независимо от того, кто внес представление на вступившее в законную силу решение, определение или постановление. Председатель вправе докладывать рассматриваемое дело; он может поручить доклад любому члену президиума либо даже членам суда, не входящим в состав президиума.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

В заседании надзорного судебного органа с докладом выступает судья, изучивший материалы пересматриваемого дела, затем участвующие в деле лица и их представители. Обязательно выступает прокурор, который поддерживает представление либо дает заключение по делу.

Главное в ходе рассмотрения дела судебно-надзорным органом – анализ материалов дела с целью выявления правовых ошибок. Для этого проверяется:

1. правильность применения норм материального и процессуального права;

2. правильность толкования примененных юридических норм.

В соответствии с ч. 1.1. ст.390 ГПК РФ дело проверяется в пределах доводов надзорной жалобы, представления. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

В целях обеспечения единства судебной практики Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности.

Жалоба заинтересованных лиц или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесшие представление, не могут участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

 

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК).

ГПК не дает понятия, какие нарушения следует рассматривать как существенные. По мнению Верховного Суда РФ, существенность нарушений норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК, в которых указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления (ч. 2). Другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч.1).

Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лиц, в отношении которых они допущены.

Все вопросы в президиуме решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных «за» и «против» удовлетворения жалобы (представления), они считаются отклоненными (ч. 7ст. 386).

Гражданское процессуальное законодательство в ст. 390 ГПК устанавливает широкий круг полномочий надзорной судебной инстанции по устранению судебных ошибок. Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу.

Результаты пересмотра судебных актов оформляются постановлением, если дело рассматривалось в президиуме суда надзорной инстанции, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного суда РФ выносят определение. В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, вынесшего определение или постановление;

2) дата и место вынесения определения или постановления;

3) дело, по которому вынесено определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого вынесено определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

Подписывает определение один судья, председательствующий в заседании.

При отмене пересматриваемого судебного постановления и направлении дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции вправе дать обязательные указания о толковании закона, направленные на законное разбирательство заявленных требований.

Вместе с тем судебно-надзорные органы не вправе решать вопросы о достоверности или недостоверности конкретных доказательств, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении. Равным образом судебно-надзорный орган не должен предрешать выводы кассационной инстанции при вторичном рассмотрении дела.

 

Литература:

Алексеевская Е. Существенное нарушение норм материального права как основание для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора // Российская юстиция. 2003. № 6.

Гражданский процесс РФ / под ред. А.А. Власова, М.: Юрайт – Издат, 2004. – 584 с.

Гражданский процесс: Учебник / под ред. М.К. Треушникова. – М.: ООО «Городец - издат», 2003. – 720 с.

Гражданское процессуальное право: учебник / С.А. Амхина и др.; под ред. М.С. Шакарян. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 592 с.

Гражданский процесс: Учебник / отв. ред. проф. В.В. Ярков. – 5-е. изд., переработанное и дополненное – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 720 с.

Жуйков В. Принцип диспозитивности в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 2003г. № 7. С. 17-18.

Комментарий к гражданскому процессуальному кодексу (постатейный) / Е.И. Адрова, М.Н. Колосовская, О.А. Красноперова и др.; под ред. О.А. Красноперовой. – М.: ТК Велби, КноРус, 2003. – 448 с.

Мазурин С.Ф. Гражданский процесс. Особенная часть. – СПб. Питер, 2005. – 272 с.

Олегов М.Д. Проверяет ли суд надзорной инстанции обоснованность судебных постановлений? // Государство и право. 2001. № 11. С.76-81.

Улетова Г. Процессуальные регламенты ГПК и АПК РФ требуют изменений // Российская юстиция. 2003. № 12. С.31-33.

Судебная практика:

Постановление № 2 Пленума Верховного суда РФ от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» (п. 19 - 25).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.