Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современность и прогресс




Люди современных обществ ждут социальных перемен и приветствуют их. Мы связываем современность с прогрессом (от лат. «движение вперед»), непрерывным.

Означает ли «современность» «прогресс»? Пример бразильского племени кайапо

В сгущающейся темноте мерцает пламя. У костра сидит вождь Канхонк, многие годы проводив­ший свои вечера именно так, за оживленными беседами и рассказами (Simons, 2001). В вечернее время небольшое племя кайапо, проживающее в буйных амазонских лесах Бразилии, полностью погружается в мир своих традиций. Кайапо не имеют письменности, поэтому, только собираясь по вечерам у костра, пожилые люди могут поведать о культуре предков своим детям и внукам. В прошлом такие вечера посвящались рассказам о храбрых воинах кайапо, которые сражались против португальских купцов, наводнивших Южную Америку в поисках рабов и золота. Однако время идет, но на вечерний ритуал собираются лишь несколько пожилых жителей деревни. «Это все Большой Призрак», - ворчит один мужчина, объясняя ситуацию. Действи­тельно, племя проклято «Большим Призраком»: его голубоватое сияние можно заметить в окнах домов по всей деревне. Дети, а также многие взрослые кайапо смотрят фильмы по телевизору. Спутниковая антенна, установленная в деревне несколько лет назад, привела к таким последствиям, о которых вряд ли кто мог помыслить. В результате, то что врагам пле­мени не удалось сделать с помощью оружия, совершили телепередачи. Люди кайапо принадлежат к 230 тыс. коренных жителей Бразилии. Они примечательны своеоб­разной техникой окраски тела и богато украшенной церемониальной одеждой. В 1980-е гг. добыча золота и продажа красного дерева сделала их состоятельными людьми, но перед ними встал вопрос, благословением или проклятием обернулось полученное богатство. Некоторые говорят, что богатство дает им возможность узнать об окружающем мире, позволяя путешествовать и смотреть телевизор. Другие же, как вождь Канхонк, в этом не уверены. Сидя у костра, он размышляет вслух: «Я говорю, что люди должны покупать полезные вещи - такие, как ножи и рыболовные крючки. Телевидением не наполнишь желудок. Оно только показывает нашим детям и внукам вещи белых людей». Бибтопап, самый старый шаман, кивает в знак согласия: «Ночь - время, когда пожилые люди учат молодых. Телевидение украло ночь» (Simons, 2001). История кайапо показывает, что изменение - не всегда только «прогресс». Племя входит в эру современности, но этот процесс имеет как положительные, так и отрицательные послед­ствия. С одной стороны, жизненный уровень кайапо повысился, они получили возможность строить хорошие дома, лучше одеваться и использовать новые технологии (например, теле­видение), соединяющие их с большим миром. С другой стороны, достаток значительно осла­бил традиции кайапо, и многие из них сейчас удивляются - имея на то все основания, - кем или чем они стали. Подобная драма разыгрывается повсюду, по мере того как изобилие и материализм богатых обществ соблазняют представителей все большего числа традицион­ных культур, забывающих в результате о своем наследии.

Будучи столь благосклонными к изменениям, американцы порой считают тра­диционные культуры отсталыми. Однако у всяких перемен, особенно тех, что ве­дут к повышению материального благополучия, две стороны. Это слишком слож­ный процесс, чтобы говорить исключительно о прогрессе (см. «Означает ли "совре­менность" "прогресс"? Пример бразильского племени кайапо»).

Даже обогащение имеет как положительные, так и отрицательные аспекты

в США продлевало жизнь и делало ее комфортнее в материальном смысле. В то же
время многие люди удивляются, почему в современном обществе так высок уро­
вень стресса и постоянно не хватает времени на семейный отдых или просто совме­
стное времяпрепровождение. I'

Наука также имеет свои плюсы и минусы. Согласно данным недавно проведен­ного исследования, американцы совершенно уверены (намного сильнее, чем жи­тели других стран), что наука улучшает жизнь (Inglehart et al, 2000). В то же вре­мя многие взрослые жители США чувствуют, что научные изыскания «слишком быстро изменяет образ жизни» (NORC, 2001).

Новые технологии всегда были противоречивым вопросом. 100 лет назад авто­мобили и телефоны обеспечили быстроту перемещений и эффективность комму­никации, но в то же время ослабили традиционную привязанность к родному го­роду и даже к семье. Существует мнение, что компьютеры действуют аналогичным образом: позволяя нам общаться с людьми всего мира, отдаляют нас от соседей; предоставляя доступ к огромным объемам информации, ставят под угрозу нашу частную жизнь. Короче говоря, все мы осознаем, что социальные изменения непре­рывно ускоряются, но спорим, являются ли те либо другие изменения прогрессив­ными или отбрасывают общество назад.

Постсовременность (постмодерн)

Если современность как феномен возникла после индустриальной революции, возможно ли утверждать, что информационная революция породит постсовремен­ность? Некоторые ученые считают, что так и происходит, говорят о постмодерне (социальных формах, характерных для постиндустриальных обществ).

Точный смысл слова «постмодерн» остается предметом споров.

Социологи подхватили этот термин на волне социальной критики, ко­торая началась с распространения в 1960-е гг. левых политических взглядов. Суще­ствует много вариантов постмодернистского мышления, однако все они предпола­гают 5 основных аспектов (Bernstein, 1992; Borgmann, 1992; Crook, Pakulski, & Waters, 1992; Hall & Neitz, 1993; Inglehart, 1997; Rudel & Gerson, 1999):

1. Современность не обеспечила решение важнейших проблем. Современная эпоха обещала избавить люден от нужды. Однако постмодернисты считают, что XX в. не привел к решению таких социальных проблем, как бедность, и подтверждают это тем, что многие люди все еще в финансовом отношении чувствуют себя неуверенно.

2. Яркий свет «прогресса» угасает. Современные люди смотрят в будущее, ожидая, что их жизнь значительно улучшится. Однако члены (и даже лиде­ры) постмодернистских обществ не так оптимистичны. Более того, вооду­шевление, сопровождавшее формирование современной эпохи более века назад, уступило место пессимизму; большинство взрослых американцев счи­тают, что жизнь становится хуже (NORC, 2001).

3. Наука более не дает ответов на вопросы. Определяющими чертами совре­менной эры были научный взгляд и убежденность в том, что технологии улуч­шат жизнь. Однако постмодернисты отмечают, что наука не решила многие старые проблемы (например, медицинские) и даже создала новые (такие, как загрязнение окружающей среды).

Постмодернистские мыслители упрекают науку в «метанарративности», что подразумевает единственность истины. Они утверждают, что объективная реальность и истина не существуют вообще. Реальность, говорят они, экви­валентна «социальной конструкции»; более того, мы можем «вскрыть про­тиворечия» в науке и увидеть, насколько часто та используется в политиче­ских целях, особенно влиятельными социальными группами.

4. Усиление культурных разногласий. Современность должна была оказаться эрой индивидуальности и терпимости, но и в этом она не оправдала ожиданий. Сторонники феминизма указывают, что патриархат все еще ограничивает жизнь женщин, а сторонники мультикультурализма добиваются улучшения положения меньшинств, которые еще остаются на обочине социальной жизни. Более того, сейчас, когда многие люди имеют все необходимые им материаль­ные блага, еще большую важность приобрели идеи. Таким образом, постмодерн представляет собой и постматериалистическую эру, когда значительное обще­ственное внимание будут привлекать такие вопросы, как социальная справед­ливость, защита окружающей среды и права сексуальных меньшинств.

Изменение социальных институтов. В свое время индустриализация повлек­ла за собой масштабное преобразование социальных институтов; то же самое происходит и по мере развития постиндустриальных обществ. Например, ин­дустриальная революция поставила в центр жизни материальные вещи, а ин­формационная выдвигает на первое место идеи. Семья в эпоху постмодерна также уже не соответствует никакому единственному образцу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.