КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и формы концентрации производства
Концентрация производства Условие эффективной ценовой дискриминации
1. Должны существовать покупатели, которые по разному принципу оценивают полезность товара. 2. Предприятие может реально разделить покупателей, которые по-разному, оценивают полезность товара. 3. Предприятие должно исключить перепродажу товара между группами покупателей, которые по-разному оценивают полезность товара. 4. Ценовая дискриминация не должна быть обидной для покупателя. 5. Ценовая дискриминация не должна быть противозаконной.
P.S. 1. При реализации данного вида ценовой дискриминации в России существуют ограничения роста цен по 18 наиболее важным продуктам питания. 2. При изменении цены на 20% в ту или иную сторону от нормального значения, налоговая инспекция обязана вести проверку. При этом при снижении цены более чем на 20% для целей налогообложения прибыль налога будет рассчитана исходя из нормального уровня цен. 3. В России запрещена продажа товара одинакового количества и одинакового количества по разным ценам.
Влияние ценовой дискриминации на рыночную власть предприятия: 1. Если предприятие продаёт один и тот же объём по разным ценам, то увеличивается его прибыль; немного увеличивается показатель доли рынка, если он в стоимостных показателях. 2. В случае использования ценовой дискриминации по объёмам потребления, как правило, происходит более существенное увеличение доли рынка. 3. Если предприятие смогло привязать к себе покупателя, то это говорит о том, что даже при неизменности цен, постоянной норме прибыли данное предприятие имеет власть над данным покупателем
Концентрация производства характеризуется сосредоточением объемов производства (объемов продаж) товара в руках одного или нескольких участников товарного рынка.
В зависимости от того какая форма организации производства лежит в основе концентрации (см. табл. 8) различают следующие формы концентрации: - горизонтальная концентрация; - вертикальная интеграция; - диверсификация. Таблица 8 Основные формы концентрации
В основе горизонтальной концентрации лежит специализация. Специализация – это такая форма общественного разделения труда, при которой выпуск узкого ассортимента продукции, производство отдельных деталей и узлов (соответственно, предметная или подетально-узловая специализация), выполнение отдельной операции (технологическая специализация), функций (функциональная специализация) сосредотачивается в рамках одного предприятия, производственного подразделения, цеха, участка, рабочего места. То есть, понятие специализации применимо к любому уровню управления. Таким образом, при горизонтальной концентрации будет иметь место сосредоточение в руках одного или нескольких участников рынка объемов продаж товара, относящегося к одной отрасли. В результате специализации снижаются средние затраты на производство и реализацию продукции вследствие действия положительного эффекта масштабов производства, повышается качество продукции в результате использования более прогрессивного оборудования, инструментов, материалов, специализации труда рабочих и служащих и др. Чем выше уровень специализации, тем выше потребность предприятия во взаимосвязях со своими поставщиками и покупателями, что требует установления большего количества кооперированных связей. В основе вертикальной концентрации лежит кооперирование. Кооперирование – эта такая форма общественной организации производства, при которой либо между предприятиями совместно занятых выполнением последовательно расположенных стадий единого технологического процесса устанавливается система долговременных связей, либо при которой в рамках одного предприятия объединяются несколько последовательных стадий единого технологического процесса.
В результате кооперирования также снижаются средние затраты на производство и реализацию продукции, растет ее качество. Однако кооперирование часто приводит к росту транспортных расходов в связи с увеличением радиуса поставок. В основе диверсификации лежит комбинирование. Комбинирование предполагает сочетание разнородных, невзаимосвязанных между собой производств в руках одного участника рынка. В результате комбинирования увеличивается номенклатура выпускаемой продукции и предприятие одновременно будет присутствовать на нескольких товарных рынках. Это приводит к снижению рисков хозяйственной деятельности предприятия, связанных со специализацией производства на одной товарной (ассортиментной) группе. Преимущества и недостатки каждой формы концентрации приведены в табл. 9. Таблица 9 Преимущества и недостатки различных форм концентрации
При этом, если основным мотивом горизонтальной концентрации практически всегда является стремление к увеличению рыночной власти предприятия на том товарном рынке, на котором действует это предприятие, то вертикальная концентрация может иметь и другие цели (такие, как увеличение надежности поставок). Однако, хотя вертикальная концентрация, и не имеет прямого отношения к тому товарному рынку, на котором осуществляет свою хозяйственную деятельность предприятие, в ряде стран на нее существуют более жесткие ограничения, чем на горизонтальную концентрацию. Это связано с тем, вертикальная концентрация, и в частности вертикальная интеграция, зачастую обеспечивают больший рост рыночной власти предприятия, чем горизонтальные формы, что более подробно рассматривается в //. Основными мотивами диверсификации могут быть потребность во вложении свободных денежных средств, увеличении прибыли. Но так как диверсификация достаточно рискованная форма концентрации, то ее могут позволить себе только устойчивые в финансовом плане предприятия.
Горизонтальная и вертикальная формы концентрации связаны, в любом случае, с ограничением конкуренции. В табл. 10 приведены основные организационные формы ограничения конкуренции, существующие в мировой практике. Эти формы, в большей степени, представляют собой пути концентрации.
Таблица 10 Организационные формы ограничения конкуренции
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |