Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Курно




Модель кривой спроса с перегибом (ломанной кривой спроса)

 
 

Модель кривой спроса с перегибом рассматривает поведение предприятий в условиях двух вариантов кривой спроса. Кривая спроса D1 соответствует кривой спроса фирмы в условиях, когда конкуренты не реагируют на изменение цены предприятием. Повышение цены этим предприятием приведет к тому, что большинство покупателей откажутся от товара в пользу товара конкурентов, его доля на рынке уменьшится, а снижение цены – к тому, что покупатели откажутся от товара конкурентов в пользу товара предприятия, его доля на рынке увеличится. Кривая спроса D2 соответствует ситуации, когда конкуренты на изменении цен предприятием реагируют аналогичным изменением цен. В результате при повышении цены предприятием, конкуренты также поднимают цены, объемы продаж изменяются не значительно, доля предприятия на рынке не изменится, при снижении цены – конкуренты также снижают цены, доля предприятия на рынке опять же не изменится. Во второй ситуации спрос на товар предприятия будет менее чувствителен к изменению цены, а следовательно, и менее эластичен – кривая спроса D2 менее эластична, чем кривая спроса D1 (см. рис. 20). Каждой кривой спроса соответствуют кривые предельной выручки MR1 и MR2.

 

Можно предположить, что при изменении цены конкуренты будут реагировать следующим образом: на повышении цены они реагировать не будут, так как это приведет к увеличению их объемов продаж. При снижении цены – конкуренты будут снижать цены с тем, чтобы покупатели не предпочли товар конкурента. В результате до точки Q кривая спроса предприятия будет соответствовать кривой D2, а после точки – кривой D1 (см. рис.). Такой ломанной кривой спроса с "перегибом" будет соответствовать кривая предельной выручки с "разрывом" АВ. Если издержки олигополиста изменятся с МС1 до МС2, то это не приведет к изменению объемов продаж, так как условие максимизации прибыли МС = MR будет выполняться. И до тех пор пока издержки будут пересекаться с кривой предельной выручки на участке АВ, предприятие не будет заинтересовано в изменении объемов выпуска.

Однако, данная модель не рассматривает каким образом на рынке устанавливается равновесная цена Р. Эта модель говорит о том, что если она установилась, то ни одни из конкурентов не будет заинтересован в изменении цены.

В целом можно сказать, что модель издержек олигополистов и модель ломанной кривой спроса демонстрируют: если на рынке каким-либо образом установилась равновесная цена, то ни одно из предприятий не имеет оснований для изменения цены ни в условиях колебания спроса (модель кривой издержек олигополистов), ни в условиях изменения уровня издержек (модель кривой спроса с перегибом).

 

Модель Курно предполагает, что на отраслевом рынке действует всего два предприятия, которые производят совершенно однородные товары. При этом каждое предприятие, планируя свой объем продаж, исходит из предполагаемых объемов продаж конкурента. Издержки предприятий также равны. Общий объем отраслевого спроса равен Q = Q1 + q2, где Q1 – объем продаж первого предприятия, q2 – объем продаж второго предприятия. Так как при планировании своих объемов продаж предприятия отталкиваются от ожидаемых объемов продаж конкурента, соответственно, спрос на товар каждого предприятия можно представить Q1=f(Q2), Q2=f(Q1) – так называемые кривые реакции (см. рис. 21).

 

 
 

Однако, что произойдет, если прогноз хотя бы одного предприятия относительно объемов продаж конкурента не оправдаются (например, точка А на рис. 21). Пусть отраслевой объем спроса равен 100 единицам, первое предприятие, прогнозируя, что объем продаж второго составит 70 единиц, произвело соответствено 30 единиц (100 – 70). Но прогноз оказался не верным, и второе предприятие произвело 50 единиц, в результате общий объем продаж окажется меньше отраслевой величины спроса 30 + 50 = 80 единиц вместо 100. Если второе предприятие произведет больше ожидаемой величины, например, 90 единиц, это приведет к превышению предложения над спросом. Естественно, что в следующий раз предприятия скорректируют объемы выпуска, и этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока предприятия не окажутся в точке, где Q1 = Q2 – точке пересечения двух кривых реакций. Эта точка и есть равновесие Курно – именно в этой точке ожидаемые объемы продаж двух предприятий совпадут с их реальными значениями, а доли обоих предприятий будут равны.

Модель Курно также доказывает математически, что в условиях идентичности товара, для получения максимальной прибыли каждое предприятие будет производить одинаковое количество товаров. Несмотря на это модель лишний раз подтверждает тот факт, что если предприятия оказались в равновесном состоянии, то ни одно из предприятий не будет заинтересовано в его изменении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.