Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Обобщающие статистические показатели

УПРАЖНЕНИЯ

Задача 3.1. Для выяснения зависимости уровня издержек обращения от величины розничного товарооборота по совокупности магазинов произведите их группировку.

№ магазина Издержки обращения, млн. руб. Объем розничного товарооборота, млн. руб. № магазина Издержки обращения, млн. руб. Объем розничного товарооборота, млн. руб.
  1,6     3,9  
  3,8     3,8  
  4,7     3,7  
  3,9     2,7  
  1,5     2,9  
  2,7        
  3,1     3,7  
        1,7  
  4,5     2,8  
  3,7        
  3,9     3,9  
  2,9        
  1,8        

Для этого: 1) постройте ряд распределения магазинов с равными интервалами; 2) каждую выделенную группу охарактеризуйте числом магазинов, объемом розничного товарооборота (всего и в среднем на один магазин), уровнем издержек обращения (всего и в среднем на один магазин). Результаты группировки представьте в таблице.

Вспомогательная таблица:

  Группы магазинов по величине розничного товарооборота, млн. руб. № магазина Объем розничного товарооборота, млн. руб. Издержки обращения, млн. руб.
  от 20 до 33     1,6  
      1,5  
      1,7  
      1,8  
  Итого по группе     6,6  
В среднем по группе   1,65  
  от 33 до 46        
         
         
         
         
  Итого по группе        
В среднем по группе      
  от 46 до 59        
         
         
         
         
         
         
         
  Итого по группе        
В среднем по группе      
  от 59 до 72        
         
         
         
         
         
  Итого по группе        
В среднем по группе        
  72 и более        
         
  Итого по группе        
В среднем по группе      
  Итого по совокупности        
В среднем по совокупности      
                         

 

Итоговая таблица:

Группы магазинов по объему розничного товарооборота, млн. руб. Число магазинов Объем розничного товарооборота, млн. руб. Издержки обращения, млн. руб.
всего в среднем на 1 магазин всего в среднем на 1 магазин
от 20 до 33          
от 33 до 46          
от 46 до 59          
от 59 до 72          
72 и более          
Итого:          

Обобщающие статистические показатели получают в результате сводки и обобщения данных статистического наблюдения. Последние могут быть представлены абсолютными, относительными и средними величинами.

1. АБСОЛЮТНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ характеризуют абсолютные размеры изучаемых статистикой явлений и процессов в конкретных условиях места и времени: их массу, площадь, объём, протяжённость; а также могут представлять объём совокупности (т.е. число составляющих её единиц). Такие показатели всегда являются именованными числами, т.е. имеют определённую единицу измерения, они выражаются в натуральных (тонны, килограммы, мили, километры, штуки, литры и т. д.), стоимостных (рубли, доллары и др.) и трудовых единицах измерения (человеко-дни, человеко-часы, нормо-часы).

2. ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ - это показатель, полученный путём сравнения статистических показателей в пространстве (между объектами), во времени (по одному и тому же объекту за разные отрезки времени) или путём сопоставления показателей разных свойств изучаемого объекта. Другими словами, - это частное от деления двух статистических показателей.

Относительные показатели могут выражаться в коэффициентах, процентах, промилле, продецимилле. Относительный показатель, полученный путём сопоставления разноимённых величин, должен быть именованным.

Все используемые на практике относительные статистические показатели можно подразделить на следующие виды: 1) планового задания; 2) выполнения плана (договорных обязательств); 3) структуры; 4) динамики; 5) интенсивности и уровня развития.

1. Относительные показатели планового задания (ОППЗ) и выполнения плана (ОПВП) (договорных обязательств – ОПДО) используются для перспективного планирования деятельности предприятий и сравнения реально достигнутых результатов с намеченными ранее. ,

.

2. Относительный показатель структуры (ОПС) представляет собой соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого и характеризует состав совокупности: .

3. Относительный показатель динамики (ОПД) представляет собой отношение уровня исследуемого процесса или явления за данный период времени (по состоянию на данный момент времени) и уровня этого явления или процесса в прошлом:

.

4. Относительный показатель интенсивности (ОПИ) представляют собой соотношение разноимённых, но связанных между собой абсолютных величин и показывает либо на сколько широко распространено изучаемое явление в той или иной среде, либо сколько единиц одной совокупности приходится на единицу другой совокупности. ОПИ – всегда величина именованная:

3. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СРЕДНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Наиболее распространённой формой статистических показателей в статистических исследованиях является средняя величина.

· СРЕДНЯЯ ВЕЛИЧИНА – это обобщённая количественная характеристика признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени. Показатель в форме средней величины выражает типичные черты и даёт обобщённую характеристику однотипных явлений по одному из варьирующих признаков.

Важнейшее свойство средней величины заключается в том, что она отражает то общее, что присуще всем единицам исследуемой совокупности. Значения признака отдельных единиц совокупности могут колебаться в ту или иную сторону под влиянием множества факторов, среди которых могут быть как основные, так и случайные. А при осреднении случайные колебания признака в силу действия закона больших чисел погашаются, уравновешиваются, и в средней величине признака белее отчётливо отражается основная линия развития, необходимость, закономерность.

Таким образом, главное значение средних величин состоит в их обобщающей функции, т.е. замене множества различных индивидуальных значений признака средней величиной, характеризующей всю совокупность. Но средняя величина только тогда будет отражать типичный уровень изучаемого признака, когда она рассчитана по качественно однородной совокупности. В таком случае метод средних должен сочетаться с методом группировок: если совокупность неоднородна – общие средние должны быть заменены или дополнены групповыми, т.е. средними величинами, рассчитанными по качественно однородным группам.

Определить среднюю во многих случаях можно через ИСХОДНОЕ СООТНОШЕНИЕ СРЕДНЕЙ (ИСС) или её логическую формулу:

Для каждого показателя, используемого в социально-экономическом анализе можно составить только одно истинное исходное соотношение для расчёта средней.

От того, в каком виде представлены исходные данные для расчёта средней, зависит, каким именно образом будет реализовано её исходное соотношение; для этого потребуется один из следующих видов средней величины: 1) средняя арифметическая (К = 1); 2) средняя гармоническая (К = - 1); 3) средняя геометрическая (К = 0); 4) средняя квадратическая (К = 2), кубическая (К = 3) и т.д. (табл. 4).

Перечисленные средние объединяются в формуле СРЕДНЕЙ СТЕПЕННОЙ (при различной величине К): .

 

Таблица 4 - Виды средних величин

Вид средней Простые (невзвешенные) Взвешенные
Средняя гармоническая , где W=xf
Средняя арифметическая
Средняя геометрическая
Средняя квадратическая

 

4. Средняя арифметическая и её свойства

Средняя арифметическая является наиболее распространённой формой средних величин, которая, как и все средние, в зависимости от характера имеющихся данных может быть простой и взвешенной.

СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОСТАЯ используется в тех случаях, когда расчёт осуществляется по индивидуальным (несгруппированным) данным: , где x – индивидуальные значения признака, n – объём совокупности.

СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ВЗВЕШЕННАЯ применяется для расчёта средней величины признака по сгруппированным данным (когда отдельные значения признака повторяются несколько раз) или по вариационным рядам распределения, которые могут быть дискретными и интервальными.

Средняя арифметическая взвешенная по дискретному ряду распределения определяется по формуле: , где x – отдельные значения признака; f – число единиц, имеющих данное значение признака (число единиц в каждой группе).

При расчёте средней по интервальному ряду (с равными интервалами) сначала вычисляют середины интервалов (переходят к дискретному ряду), а дальнейший расчёт осуществляется обычным методом определения средней арифметической взвешенной.

Используя свойства средней арифметической, можно применить упрощённый способ её расчёта, называемый "способом моментов" или отсчёта от условного нуля:

, где А – варианта с наибольшей частотой или середина одного из центральных интервалов, имеющего как правило наибольший вес (наибольшую частоту); d – шаг или разница между любыми двумя соседними вариантами (величина интервала); m’ – момент первого порядка, т. е. средняя из значений (х – А) / d.

Контрольные вопросы

1. Укажите, к какому виду относительных величин относятся приведенные примеры:

а) на строительство объектов социально-культурной сферы было направлено 17% всех инвестиций области;

б) коммунальные услуги подорожали на 75 % по сравнению с предшествующим годом;

в) производство газа увеличилось в отчетном году по сравнению с предшествующим более чем в 2 раза.

г) на строительство объектов социально-культурной сферы было направлено инвестиций области в 1,7 раза больше, чем на строительство дорог;

д) в 2002 г. в Тюменской области населения с высшим профессиональным образованием (в возрасте 10 лет и старше) было в 4,4 раза больше, чем в Курганской;

е) в отчетном году на 1000 человек населения страны в возрасте 10 лет и старше имели высшее образование 68 человек;

ж) производство сахара-песка на душу населения за 40 лет увеличилось в 3 раза.

 

2. Утверждение «Расчет взвешенных и невзвешенных средних приводит к одному и тому же результату»: 1) всегда верно; 2) верно в том случае, если веса разных вариант одинаковые; 3) всегда неверно.

 

3. Может ли одно и то же исходное соотношение средней (логическая формула) быть реализовано на основе различных видов средней (арифметическая, гармоническая, кубическая, квадратическая и т.д.)?

Варианты ответов: 1) не может; 2) может на основе любых видов; 3) может на основе средней арифметической взвешенной или средней гармонической взвешенной; 4) нет верных ответов.

 

4. Можно ли вместо средней арифметической взвешенной использовать среднюю гармоническую взвешенную? Варианты ответов: 1) нельзя; 2) можно, если все варианты одинаковые; 3) можно при равенстве весов; 4) можно в любом случае.

 

5. Можно ли вместо средней арифметической невзвешенной использовать среднюю гармоническую невзвешенную? Варианты ответов: 1) нельзя; 2) можно при отсутствии весов; 3) можно при равенстве весов; 4) можно в любом случае.

 

6. Как изменится средняя величина, если все варианты уменьшить в 3 раза?

Варианты ответов: 1) не изменится; 2) возрастет в 3 раза; 3) уменьшится в 3 раза; 4) предсказать нельзя.

 

7. Как изменится средняя величина, если все веса уменьшить в 2 раза?

Варианты ответов: 1) не изменится; 2) возрастет в 2 раза; 3) уменьшится в 2 раза; 4) предсказать нельзя.

 

8. Для определения средней скорости пробега автомобиля за один час по имеющимся данным о скорости пробега каждого из пяти автомобилей на трассе данной длины следует применять формулу средней: 1) арифметической простой; 2) арифметической взвешенной; 3) гармонической простой; 4) гармонической взвешенной.

 

9. Имеются следующие данные о месячной заработной плате пяти рабочих (руб.): 8560, 8680, 5620, 4710, 6800. Для определения средней заработной платы необходимо применить формулу: 1) арифметической простой; 2) арифметической взвешенной; 3) гармонической простой; 4) гармонической взвешенной.

 

10. По данным о среднем балле успеваемости и количестве студентов по каждой из академических групп факультета необходимо рассчитать средний балл успеваемости студентов по факультету в целом. Какую формулу средней необходимо применить: 1) арифметическую простую; 2) арифметическую взвешенную; 3) гармоническую простую; 4) гармоническую взвешенную.

 

11. Варианта, отделяющая 1/4 (2/4 или 3/4) совокупности, называется: 1) квартилем; 2) модой; 3) медианой; 4) децилем.

 

12. В дискретном ряду распределения варианта с наибольшей частотой называется: 1) медианой; 2) модой; 3) квартилем; 4) децилем.

 

13. Варианта, находящаяся в середине упорядоченного ряда единиц совокупности, называется: 1) квартилем; 2) модой; 3) медианой; 4) децилем.

 

14. Условная варианта в интервальном ряду распределения, вблизи которой плотность распределения достигает максимума, называется: 1) медианой; 2) модой; 3) квартилем; 4) децилем.

 

15. Приведите в соответствие наименование вида средней величины и формулы для ее расчета:

1. Средняя гармоническая простая А.
2. Средняя геометрическая простая Б.
3. Средняя квадратическая простая В.
4. Средняя гармоническая взвешенная Г.
5. Средняя арифметическая взвешенная Д.
6. Средняя арифметическая простая Е.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Статистическая сводка и группировка | Тема 5. Показатели вариации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.