Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методология психологии. Уровни психологии




Отрасли современной психологии.

 

В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. В последнее время каждые 4-6 лет появляются новые направления в психологии, т.е. существует комплекс относительно автономных, развивающихся психологических дисциплин.

1. Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Вопросы: что такое психика? Какова ее структура и функции? По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе?

2. Возрастная психология рассматривает закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом.

3. Психофизиология и нейропсихология – соотношение мозга и психологии.

4. Специальная психология – проблема аномального развития психологии.

5. Зоопсихология – наука о психологии животных.

6. Социальная психология – закономерности взаимодействия личности и общества, формирование и развитие групп.

7. Психология труда – закономерности трудовой деятельности.

8. Медицинская психология – отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболеваний.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные трудовые представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики. Например: возрастная психология (детская психология, психология подростка, психология юности, геронтопсихология).

Каждая наука, для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, которые дают правильное представление о феноменах, которые изучает наука.

Таким фундаментом является методология и теория.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования.

Теория – совокупность взглядов, представляет результат познания и осмысления практики и науки. Позволяет рассуждать об изучаемых явлениях и процессах.

 

Различают 3 уровня методологии:

1. общая – дает правильное и точное представление об общих законах развития объективного мира, его своеобразии, составляющих его частях, о роли в нем тех явлений, которые изучает наука.

2. специальная – методология конкретной науки, позволяет формировать внутринаучные законы и закономерности.

3. частная – совокупность методов, способов, приемов, методик исследования конкретной наукой ее предмета, объекта анализа.

 

В качестве обшей методологии в психологии выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, месту психики и психического в нем. Содержание такого подхода:

- первичность материи и вторичность сознания;

- научное представление о движущих силах развития объективной реальности и психики;

- научное представление о единстве внешней, материальной, и внутренней, психической, деятельности;

- социальная обусловленность развития психики;

- представление о психике как о функции головного мозга, о сознании как о высшем этапе развития психики.

 

Специальная методология представлена принципами, в соответствии с которыми психология исследует свой предмет.

· Принцип детерминизма – причинная обусловленность психических явлений. Психические явления возникают посредством естественных и социальных условий и изменяются в соответствии с этими условиями. Принцип детерминизма требует объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому изучению факторов.

· Принцип системности – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Система – это интегрированная совокупность взаимодействий элементов, предназначенных для выполнения заданной цели. Таким образом, все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга.

· Принцип развития конкретизирует в психологии для развития психики общий закон диалектики, трактующий развитие как всеобщее свойство материи. Он предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от общих форм к другим не носят хаотичного характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности. Психика может быть понята и объективно объяснена только как продукт развития и только в процессе этого развития.

· Принцип единства сознания и деятельности – говорит о том, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание развивается и проявляется в деятельности, деятельность является формой активности сознания. В связи с этим принципом рассматривают 2 взаимосвязанных процесса – интериоризацию и экстериоризацию.

· Принцип объективности. Важнейшее требование любой науки – объективность исследований, его точность. Научная психология объективно изучает психическую жизнь человека. Способами объективного исследования являются методы, которые позволяют с высокой степенью объективности и достоверности выявить и оценить все объекты психики. Главные из них наблюдение и эксперимент.

 

Итак, принципы психологии, которые мы обозначили, - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая её закономерность, подытоживающая её прошлый опыт, проверенная практикой и временем, ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построений её дальнейших теорий. Принципы психологии не изобретаются, а открываются в уже накопленном опыте.

 

Частной методологией являются методы психологической науки и методики исследования конкретных психологических явлений.

Метод – способ организации работы, направленный на проверку гипотезы и формулирование определённых закономерностей относительно связи психических явлений. Под методикой понимается конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Например, тестирование – это метод, а конкретный тест – методика.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.