Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Голос и интонация

 

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во-первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во-вторых – кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто КАК СКАЗАНО превращается в ЧТО СКАЗАНО, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

ГОЛОС (речевой голос) - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении, смехе. Голос как совокупность разнообразных по силе, высоте и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.

Поскольку звучащий текст отдельного человека обладает закономерностями ритмико-интонационного строения, мы узнаем, как он говорит, то есть с каким настроением, чувством.

Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Хорошо поставленный голос дает возможность передать в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определен­ный эмоциональный настрой, облегчающий восприя­тие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

Динамика голоса характеризуется различной степе­нью силы звучания, громкости. Громкость обеспечива­ется хорошей работой дыхательного аппарата, а также активной артикуляцией, отсутствием лишних мышеч­ных напряжений.

ТЕМБР [ франц. timbre] - качество, окраска звука, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты.

Тембр звука - результат совокупности основного тона и обертонов, т.е. результат сложных колебатель­ных движений, дающих звуковую волну. Как известно из акустики, всякое звучащее тело (напр., струна) ко­леблется всё в целом, что дает основной тон звучания, а его колеблющиеся части дают гармонические призву­ки, обертоны, которые воспринимаются в совокупно­сти как та или иная окраска звука, или его тембр.

Тембр речи - качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация о са­мом говорящем и о предмете речи; может быть описано в терминах звукового, светового, осязательного и про­странственного плана.

Для характеристики тембра используются собствен­но звуковые представления: глухой, дрожащий, звон­кий, крикливый, резкий и т.д.

Световая характеристика заложена в таких опреде­лениях, как светлый, темный, золотой, серебряный, медный, тусклый, яркий, ясный и др.

Обязательные характеристики не столь часто упот­ребляются по сравнению со звуковыми и световыми определениями, но весьма выразительны: бархатный, мягкий, жесткий, гладкий и т.д.

Иногда тембр определяют по тому чувству, которое он отражает: эмоционально-волевой, шутливо-ирониче­ский, грустный, нежный, спокойный, угрюмый и т.д.

Голоссобразование — сложный многофункциональ­ный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», выраба­тываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.

В обыденной жизни наш голосовой аппарат доволь­но легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить ак­тивно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навы­ков речи, привычных приемов голосоведения уже не­достает. Публичная речь ставит перед голосовым аппа­ратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возмож­ность передать слушателям в звучащем слове мельчай­шие смысловые оттенки, помогает аудитории воспри­нять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, моно­тонный, неразвитый голос быстро притупляет воспри­ятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Выделяются следующие основные качества профес­сионального речевого голоса:

Первое — достаточная сила звука. Он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии тех­нических средств усиления. Это качество носит назва­ние динамического диапазона голоса. Диапазон голоса - звуковой объем, определяющий­ся интервалом между самым низким и самым высоким звуком голоса. Умение „перебрасывать", легко подни­мать и опускать звук, не делая никаких мышечных напряжений, слышать высокие и низкие тона звуча­ния своего голоса - необходимое условие владения ин­тонацией речи. Способность без особых усилий менять высоту голо­са, т.е. пользоваться своим диапазоном, обеспечивает гибкость, подвижность голоса.

Второе — посыл звука, то есть его способность до­стигать нужной точки, долетать до каждого слушателя. Это способность достигать нужной точки, доле­тать до конкретного слушателя. О важности этой характеристики голоса говорить не приходится. Истинные мастера сцены всегда отличались тем, что каждое их слово доходило до каждого слушате­ля, на какой бы дальней галерке тот не находился. А если нужно, то и наоборот. Про выдающегося ак­тера Евгения Евстигнеева коллеги восхищенно рас­сказывали, что на сцене он среди своих реплик, слышных каждому в зале, мог сказать партнеру что-то, но так, что никто другой (даже близко стоящие) не слышали этого.

Третье — подвижность, гибкость голоса, так называе­мый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационно-мелодическом рисунке устной речи.

Четвертое — тембр голоса – это звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента), кото­рая создает оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, баритона). От того, насколько выразителен голос в своей окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.

Пятое — полетность звука, его способность выде­ляться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них. Полётность голоса - длительность звучания отдель­ных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интона­циями, слова произносятся с определенной эмоцио­нальной окраской, ясно, четко, достаточно сильно, и речь оратора как бы заполняет все пространство, достигая самых дальних уголков аудитории. Полетность голоса помогает голосу выделиться среди других звуков и шумов, не смешиваясь с ними и не теряясь среди них. Особенно это важно, когда в помещение проникают посторонние звуки (произ­водственные или уличные шумы).

Шестое — выносливость, малая утомляемость голо­са, позволяющая не терять основные свойства звуча­ния при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку. Данное свойство важно для людей, часто и подолгу выступающих перед слушателями, зрителями, то есть для профессионалов.

Сила и громкость звука должна быть достаточна, чтобы голос был хорошо слышен в любой аудитории. Не следует сме­шивать понятия «сила звука» и «громкость». Сила звука - величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость - субъек­тивное понятие, связанное с нашим восприятием зву­ка той или иной силы.

Сила звука должна быть такой, чтобы каждый слушатель воспринимал его как приемлемый.

Громкость речи является одним из показателей культуры человека. Некоторые говорящие по телефону говорят слишком громко, другие - чуть слыш­но, даже после напоминания о плохой слышимости. В общественном транспорте нередко приходится быть невольной жертвой громкого назойливого раз­говора, не испытывая ничего, кроме раздражения.

Бывает, что при выступлении в аудитории ее раз­меры и акустика таковы, что возникает сомнение в том, что присутствующие хорошо услышат оратора. Это является серьезным сигналом к принятию соот­ветствующих мер. И не только из-за заботы о каж­дом слушателе. Но и из-за заботы о выступающем.

Во-первых, желая быть всеми услышанным, выс­тупающий неминуемо начнет надрывать голосовые связки и быстро «посадит» свой голос. Если такое про­исходит систематически, оратор заработает болезнь голосовых связок и потерю нормального голоса.

С другой стороны, опытные переводчики и гиды, которым приходится говорить помногу, утверждают, что можно говорить практически целый день без по­следствий для голоса, если только не напрягать его.

Во-вторых, если кто-то из присутствующих не слышит речь, то начинает отвлекаться на разговоры, возникает шумок, который усиливается, так как еще большая часть перестает слышать и начинает раз­говаривать. Оратор попадает в пренеприятнейшую ситуацию: его не слышит все большая часть ауди­тории.

Наиболее эффективный способ быть услышанным - настоять на том, чтобы организаторы установили микрофон. Только необходимо помнить, что микрофон дол­жен быть не напротив рта, а ниже или рядом.

На крайний случай остаются следующие средства:

1) подойти к первому ряду и говорить оттуда;

2) так заинтересовать слушателей, чтобы была «зве­нящая тишина»;

3) говорить как можно громче (только что не кри­чать), если ничего другого не остается.

Иногда микрофону приписывают «чудесную» спо­собность исправления дефектов произношения. Это ошибочное впечатление. Микрофон хорошо выявля­ет индивидуальные особенности голоса и подчеркива­ет дефекты речи, которые мы не замечаем у человека, говорящего без микрофона.

Если человек «проглатывает» согласные или «съе­дает» окончания слов, текст становится неразборчи­вым, а голос - «лающим».

Иногда мы громко произносим одни слова, а дру­гие «глотаем». А что слышат люди? Отдельные фра­зы, шумное дыхание, когда вплотную приближаешь лицо к микрофону, щелканье и причмокивание. Все это раздражает слушающих.

Еще хуже, если ты запутался в своих записях и судорожно подбираешь нужные слова, заполняя вынужденную паузу словами-паразитами «значит... таксказать». И микрофон усиливает то, что почти не за­мечается в обыденных разговорах.

Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, ин­тенсивность или силу звучания, его длительность и тембр.

ТОН

Термин тон восходит к греческому слову tonos (бук­вально «натянутая веревка, натяжение, напряжение»).

Используется этот термин в разных науках: в физике; в музыке; в живописи; в медицине. Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных соглас­ных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В ре­зультате колебания голосовых связок возникает основ­ной тон звука, важнейший компонент речевой интона­ций.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на часто­те 85-200 гц, а женщины — 160-340 тц. Это средний тон речи.

С помощью изменения тона создается мелодичес­кий рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, дол­жен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие.

Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Не украшает речь и слишком высокий или слиш­ком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональ­ные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне. Так же поступают разгне­ванные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Задача оратора: определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Основной тон высказывания служит для выражения как смысловых, так и эмоционально дополнительных оттенков речи. Тонов может быть столько, сколько разных эмоций, разных отношений.

Практическое задание.

1. Попробуйте произнести слово «пришла» с выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, удивления, нерешительности.

2. Произнесите предложение «Сегодня мы идем на каток» с вопросительной, утвердительной, требовательной, отрицающей, мечтательной, деловой, радостной интонацией.

Важным моментом в звучащей речи является логическое ударение – это выделенность слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью.

Например:

1. Ты это сделал или кто-то другой?

Ты это сделал или что-то другое?

Ты это сделал или не сделал?

2. Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

Я это стихотворение вчера выучил.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ

Интенсивность звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интен­сивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние чело­века, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет гово­рить речь, вести разговор. Так, на митинге, параде, на вокзале (к примеру, когда один находится в вагоне, адругой на перроне), если собеседники разделены рас­стоянием, а необходимо сказать что-то важное, в таких ситуациях позволительно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, Возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

ТЕМП

Темп речи (тал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в секун­ду), или средней длительностью звука (слога). Длитель­ность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды — миллисекундах (мс). Темп речи каждого от­дельного индивидуума может меняться в широких пре­делах — от 60-70 мс при беглой речи до 150-200 мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего.

Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напе­чатанного через 1,5 интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содер­жания высказывания, эмоционального настроя говоря­щего, жизненной ситуации.

Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений:

Скорей бежим к лесу!

Он идет медленно, нога за ногу заплетается.

Ползет, как черепаха.

Какой долгий и пасмурный день сегодня!

Темп речи в данном случае определяется содержа­нием предложений. Первое призывает к скорой реак­ции, к быстрому действию, поэтому произнесение убы­стряется. Второе и третье предложения характеризуют замедленное действие. Чтобы это подчеркнуть, говоря­щий растягивает произношение звуков, темп речи за­медляется. В последнем предложении акцент падает на слова долгий и пасмурный. Замедление речи при произ­несении позволяет как бы изобразить предмет, интона­ционно подчеркнуть его протяженность.

Чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его.

Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжело больного, очень старого человека. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обе­щание.

Темп речи имеет большое значение для успеха выступления.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельст­вах говорят очень быстро, именно о них сложены пословицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Строчит, как из пулемета», «Тысячу слов в минуту», «Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать».

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающе­го.

Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:

1. Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить.

2. Лектор, оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое вы­ступление.

3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робос­тью выступающего, страхом перед аудиторией.

Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: «У него слово слову костыль подаст», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит».

Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослаб­ляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

Обратим внимание еще на одно явление.

Студент обращается к декану: «Здравствуйте, Александр Александрович!»

Сосед подошел во дворе к соседу: «Здрасьте, Аль-сан Альсаныч!»

Встретились два приятеля: «Здрась, Сан Саныч!»

Приветствия различаются стилем произноше­ния.

Когда мы находимся в официальной обстановке, выступаем перед большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каж­дое слово. Такой стиль произношения называется пол­ным.

В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль. Стиль речи, а точнее ее темп может свидетельство­вать о пренебрежительном отношении говорящего к тому, с кем разговаривает.

Опыт показывает, что темп речи очень сильно связан со свойствами личности и поэтому зачастую с трудом поддается регулированию. Некоторые люди говорят быстрее, чем способны думать. «Он заговорил меня до смерти» — могут сказать об импульсивном знакомом, словоизвержение которого напоминает извержение лавы.

Депутат Герман Шмитт-Вокенхаузен «превзошел» в бундестаге 60-х годов всех быстроговорящих; он произносил 320 слогов в минуту и приводил стенографисток в ужас. Когда он посетил съезд стенографистов в Карлсруэ, он сказал: «Собственно, я хочу лишь убедиться в том, что сегодня еще могут писать так быстро, как я говорю».

Многие ораторы, особенно начинающие, как правило, говорят слишком быстро.

♦ Мы не произносим речь всегда с одной и той же скоростью. Мы меняем темп.

Важные мысли нужно произносить медленнее и более убедительно. Но также справедливы слова: variatio delec-tat — изменение радует и оживляет.

Основной темп речи сообразуют с имеющимся поводом и содержанием речи. В случае торжественной речи он медленнее и размереннее, чем в случае воинственной речи. Мы говорим плавно, не ставим себе целью «отбубнить» нашу речь в рекордное время. Хорошо подвешенный язык — еще не мера настоящего искусства речи.

В старину Маттиас Клаудиус написал своему сыну Йоханнесу: «Там, где слова слетают слишком легко и плавно, будь настороже, потому что лошадь, везущая тележку с грузом, идет медленным шагом». Можно взять на вооружение также наглядный и образный способ, который дал Спэрджен в лекции своим кандидатам в проповедники: «Слишком медленная речь ужасна и может совсем расшатать нервы полных жизни слушателей. Ибо кто может выслушать оратора, ползущего со скоростью два километра в час? Сегодня слово и завтра будет одно — да это поджаривание на медленном огне, которое может быть отрадой только для мученика. Но слишком быстрая речь, гонка, неистовство, буйство также непростительны. Невозможно ни на кого произвести впечатление, разве только что, может быть, на слабоумных, так как вместо упорядоченного войска слов к нам является толпа черни, и смысл полностью тонет в море звуков».

Последний компонент интонации — тембр. Это — дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. Поэтому тембр называют еще «цветом» голо­са.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, бари­тон, тенор, сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого чело­века свой тембр, как и отпечатки пальцев.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональ­ные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описа­нии особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное воспри­ятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий сухой, гладкий), то ассоциативное (бархат­ный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, ве­селый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окрас­ка.

Назначение интонации состоит в том, что она придает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Синтаксическая функция интонации состоит в том, что она указывает:

- конец фразы,

- ее законченность или незаконченность,

- к какому типу относится предложение, содержит оно вопрос, восклицание или повествование.

В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дыхание и его тренировка | Развитие голоса и речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.