Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8

План

Лекция 8. Культура и проблема развития общества.

1. Сущность и основные элементы культуры общества.

2. Формы и разновидности культуры, их значение.

3. Язык и культура.

4. Теории культурного развития общества.

 

Окружение, в котором существует человек, создано им самим, что составляет существенную особенность его жизнедеятельности. В сферу человеческой культуры входят индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты.

Культура (в социологии) - сложное (духовное и материальное) динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Выделяют духовную (представления, ценности, знания, верования, идеология, язык, процесс духовного производства) и материальную (продукты ремесел и производства, орудия труда, инструменты, сооружения, здания, техника и т. д.) культуру.

Культура создается людьми, ей обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее заново и передает следующим поколениям. Этот процесс является основой социализации.

Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различия среди социокультурных систем связаны с физическими условиями и ресурсами; диапазоном возможностей, свойственным различным областям деятельности, типа языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов; степенью социального развития того или иного общества. Культура, в которой вырос и живет индивид, в значительной степени влияет на его отношения, ценности, идеалы и верования. Но, конечно, человек может перемещаться из одного общества в другое и усваивать элементы нескольких культур, а также реализовывать их в деятельности.

Культура не является отдельным образованием в обществе, она пронизывает все его сферы. Она проявляется в способах деятельности, в формах отношений между людьми, в языке, в состоянии общественного сознания, в продуктах человеческой деятельности. Духовная и материальная культура - разные состояния единого, т. к. материальная культура возникает лишь потому, что она является продуктом различных идей, существующих в духовной культуре. Материальная культура осмыслена и не может быть включена в практику без знаний и навыков, а духовная существует в предметной и материальной форме. Духовная и материальная культура представляет собой искусственно созданный человеком мир идей и вещей. Отдельные (взятые сами по себе) идеи и вещи называются культурными элементами (или артефактами), но в процессе удовлетворения человеческих потребностей они функционально связываются и образуют комплексы. Отдельные идеи и вещи представляют собой исходные компоненты культуры.

Нет такого общественного явления, которое не было бы одновременно и явлением культуры. И все же общество и культура - не идентичные понятия, они представляют собой два различных подхода к социальной системе. Об обществе говорят, когда имеют в виду его структурную сторону, его строение. О культуре говорят, когда рассматривают средства, регулирующие отношения в этом обществе.

Основные функции:

- гуманистическая (основная) - развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности;

- гносеологическая (познавательная) - средство познания и самопознания человека, социальной группы, общества;

- информационная - трансляция социального опыта, которая обеспечивает связь времен;

- коммуникативная - функция социального общения;

- ценностно-ориентационная - задает систему» жизненных ценностей”;

- нормативно-регулирующая (управленческая) - средство социального контроля за поведением человека.

Основные элементы культуры: обычаи, нравы, законы, ценности, установки (ценностные ориентации), традиции, кодексы, этикет.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективной привычке поведения; воспринятая из прошлого форма регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычаи - неписаные правила поведения, состоящие в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям (Обряды, праздники, производственные навыки и т. д.).

Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Они функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежение традициями приводит к нарушению межпоколенных связей и утрате ценных достижений человечества, а слепое следование им порождает застой в общественной жизни.

Нравственные нормы - идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие, при этом члены той социальной общности, где действуют те или иные нравственные нормы, верят, что нарушение этих норм влечет за собой бедствие всему обществу. Основу нравственных норм составляют те или иные ценности.

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек. В каждом обществе существуют свои базовые ценности, в то же время выделяют т. н. культурные универсалии - такие представления, которые присущие всем человеческим обществам (их более 70 - возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, разделение труда, образование и т. д.)

Законы - усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения.

Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Кодекс - совокупность правил, норм, убеждений.

Институциональная культура совокупность взаимосвязанных обычаев и нравственных норм, служащих для удовлетворения наиболее значимых потребностей. Нормы в этой области наиболее формальны и труднопреодолимы, обладают большой социальной инерцией, не проявляют склонности к изменениям.

Формы культуры:

- материальная и духовная;

- народная и авторская (по происхождению);

- элитарная и массовая;

- доминирующая, субкультура, контркультура.

Элитарная (высокая) - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами (изящные искусства, классическая музыка и литература и т. д.)

Народная - создается анонимными творцами, имеет высокую художественную ценность как отражение “картины мира” того или иного народа (мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы).

Массовая (общедоступная) - обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, общедоступна и понятна людям всех возрастов и уровней образования. У нее самая широкая аудитория и она является авторской. Может быть интернациональной и национальной. Время появления - середина ХХ в., когда СМИ (радио, печать, ТВ, грамзапись и магнитофоны) проникли во все сферы общества и стали общедоступны.

Доминирующая культура - совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

Субкультура - совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.

Контркультура - совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Знаки и символы представлены, в основном, в языке. Благодаря им становится возможно упорядочить опыт и поведение человека.

Язык - объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта и система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, которые имеют условные, но в то же время структурно-обоснованные значения. Язык удовлетворяет многие потребности общества, являясь полифункциональной системой. Он настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественное культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и многие другие большие группы в обществе могут иметь свой язык, словарный запас которого отличается от словарного запаса языков других групп. Иначе говоря, каждая субкультура имеет свои особенности языкового общения. Язык связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, ее адаптация к окружающей среде. Но не только культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или мешать развертыванию и распространению культуры.

 

1. Социология культуры - отрасль социологии, изучающая закономерности развития культуры, форм проявления этих закономерностей в деятельности людей, связанных созданием, усвоением, сохранением и распространением культуры.

2.

а) Культура - система ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни. (Н. Смелзер)

б) Культура - ценности, созданные отдельными социальными группами, нормы, которым они следуют в жизни, и материальные вещи, которые производят люди. (Э. Гидденс)

в) Культура - совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы. (Г. В. Осипов и другие)

г) Материальная культура - материальные ценности и способы их изготовления.

д) Духовная культура - охватывает сферу сознания, связанная с производством идей (познания, нравственность воспитания, просвещения и т. д., включая науку, искусство, литературу, религию и т. д.)

3. Ценности - разделяемые обществом, социальными группами и индивидами убеждения относительно целей и основных средств их достижения, выраженные в форме нормативных представлений.

4. Социальные нормы - правила поведения, ожидания и стандарты, ругелирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями культуры.

5. Усвоение культуры - происходит в процессе обучения и воспитания.

6. Субкультура - система норм и ценностей, отличающих культуры определенных групп от культуры большинства общества.

7. Контркультура - субкультура, противоречащая культуре большинства общества (криминальная субкультура)

8. Культурные универсалии - общие черты, присущие всем культурам (семья, брак, спорт, язык, танцы и т. д.)

9. Энтноцентризм - оценка других культур на основе своей; вера в превосходство (биологическое и культурное) своей нации либо группы над другими.

10. Ксенофобия - страх, ненависть, непрятие чужой культуры, чужого образа жизни.

11. Культурный релятивизм - убеждение, что понять чужую культуру можно только в рамках ее собственных контекстов и ценностей.

12. Массовая культура - обычно рассматривается как псевдокультура, связанная со стандартизацией, обезличиванием, внедрением пошлости и внедренная в массы без учета субкультур социальных групп и общностей.

13. Элитарная культура - «высокая культура», предназначенная для элиты общества, высших слоев.

 

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Структура культуры:

1. Материальные и духовные ценности.

- тот или иной предмет или произведение, которого отчуждается от автора.

- Деятельность, не отчуждаемая от автора.

2. Нормы культуры, т.е. устойчивые требования общества к качеству деятельности и поведению членов общества.

3. Культурные традиции, обычаи, ритуалы.

4. Учреждения культуры.

 

Характеристика культуры как социального явления.

1. Культура является средством социализации личности, средством становления, формирования человека как личности.

2. Является средством индивидуализации личности, ее неповторимости.

3. Является предпосылкой свободы человека, т.к. она освобождает от шаблонов и стереотипов, является залогом самостоятельности личности.

4. Является средством воспитания дисциплины и ответственности.

5. Культура – это сквозная система, она пронизывает все виды человеческой деятельности.

6. Культура – это достояние всего человечества.

7. Культура – это процесс.

8. Культура бывает профессиональной и традиционной (народной).

9. Культурой управлять не возможно, т.к. это процесс непрерывный.

10. Культура бывает регрессивная и прогрессивная по отношению к человеку.

11. Делится на актуальную и не актуальную. Реальная культура – это те ценности и культуры прошлого и настоящего, культуры стан и народов, которые реально функционируют в данном обществе, в данный конкретный период времени.

 

Элементы актуальной культуры.

1. Слой общечеловеческих, постоянных ценностей.

2. Национальная классика.

3. Произведения, которые имеют своих сторонников и противников (несут не однозначную оценку).

4. Современный культурный поток (через средства массовой информации и т.д.).

5. Основы естественных наук, география медицина.

Главная функция культуры – человекотворческая.

 

План лекции

1. Теорема о вычетах.

2. Основные формулы вычета в полюсе.

3. Примеры на применение теоремы о вычетах.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рецептивный туроперейтинг | Теорема о вычетах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.