Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фордизм, его достоинства и недостатки




КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ФРЕДЕРИКА ТЕЙЛОРА

Тема 2. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О Б ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

 

1. Классическая теория организации труда и управления Ф.Тейлора

2. Фордизм, его достоинства и недостатки

3. Концепция качества трудовой жизни

4. Развитие теории и практики организации труда в России

Литература:

1. Кравченко А. Кто вы, Фредерик Тейлор? - Соц.труд, 1990, N 6,7.

2. У истоков НОТ. Социально-экономическая литература 20-30 гг.- Л.- 1990.

3. Г.Форд. Моя жизнь - мои достижения.-Л.-1924, М.-1989 (Библ.СХА - У Ф-792)

4. Проблемы научной организации труда в работах И.Бутакова, Ф.Дунаевского. - Социалистический труд, 1990, N8

 

На начальной стадии развития технического прогресса рост производительности труда достигался в основном за счет увеличения продолжительности рабочего времени. В конце XIX - начале ХХ века на предприятиях начинают использовать дорогостоящее оборудование. Для повышения эффективности его использования становится необходимым увеличение производительности труда за счет совершенствования методов его организации.

Общепризнано, что начало применению научно обоснованных методов организации труд а было положено американским инженером Ф.Тейлором, хотя попытки в этой области предпринимались и до него.

Что же мы знаем о Ф.Тейлоре? В литературе (не только советской, но и американской, считающей себя объективной и беспристрастной) он подается в преувеличенно негативном виде. Мало того, что его называют изобретателем «потогонной системы», резко усиливающей эксплуатацию рабочего, на него еще и списывают все недостатки рыночной экономической системы и даже пороки индустриального труда, превращающего человека в придаток машины.

Ф.Тейлор родился в 1856 и умер в 1915 году. Родом он из известной и состоятельной филадельфийской семьи. Это позволило ему рано включиться в общественную и научную жизнь страны.

Формирование его как личности произошло на переломе двух эпох: классического и монополистического капитализма. Атмосфера деловой Америки в то время бурлила от разнообразных реформаторских движений.

Одно из направлений развивалось профессиональными инженерами, недовольными деятельностью наемных менеджеров, выдвинувшими идею «машинной модели» управления предприятием, т.е. точного и прогнозируемого, а не субъективного и мало компетентного, при котором царили произвол и насилие над рабочими со стороны десятников и мастеров («"военная система инициативы и поощрения» - Тейлор).

Более многочисленным являлось движение «реформаторов труда», куда входили более консервативно настроенные бизнесмены. Они выступали за улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий и социального страхования.

Происхождение предопределило вхождение Ф.Тейлора в этот круг предпринимателей США, но полученное им инженерное образование, аналитический склад ума и практический опыт работы способствовали принятию им также и идей инженеров-новаторов. Поэтому в его взглядах сочеталась приверженность идее свободного предпринимательства и понимание необходимости изобретения новых методов и стимулов эффективного управления.

Тейлор серьезно относился к любому делу, будь то учеба, спорт или наука. Основными хобби в его жизни были спорт и изобретательство, которыми он увлекался до самозабвения. Он занимался легкой атлетикой, бейсболом, крикетом, футболом, туризмом, коньками, гимнастикой, а в 1881 г. он стал даже чемпионом США по теннису.

Одновременно Тейлор был врожденным изобретателем. Благодаря склонности к аналитическим расчетам и инженерным построениям он внес ряд усовершенствований в спортивный инвентарь, просчитав точно траекторию падения мяча, силу удара и преимущества различных стоек игрока. Он же несколько позже придумал особую конструкцию колеса вагонетки, усовершенствовал молот, получил множество других патентов, наиболее известный из которых - по резанью металлов (эксперименты проводились в течение 26 лет, в результате Тейлору пришлось решить задачу с более чем десятью переменными, что до него считалось невозможным).

Судьба распорядилась так, что свой трудовой путь Ф.Тейлор начал простым рабочим. Занимаясь очень интенсивно в колледже, он заметил резкое ухудшение зрения. Поэтому в 18 лет он устроился учеником в механическую мастерскую. Родители восприняли этот поворот стоически. В Америке считалось нормальным начинать карьеру с нуля. Зато Тейлор прекрасно постиг рабочий класс изнутри, «...испытав плачевные условия труда,... добрую часть своего времени я посвящал поискам их улучшения. Это обстоятельство заставило меня перейти в гораздо более крупное предприятие - на Медвельский сталелитейный завод, в 1978 году».

Начав на заводе свою карьеру простым рабочим, он был в последующие 10 лет учетчиком, помощником мастера, цеховым мастером, главным механиком, главным чертежником, главным инженером. В процессе работы Ф.Тейлор испытывал недостаток знаний, который компенсировал, закончив за эти годы заочно курсы физики и математики, руководимые Гарвардским университетом, а затем за 2.5 года - Стивенский институт.

На любой должности цель у Тейлора была одна - повышение производительности труда. Начал он с увольнения нерадивых работников и повышения зарплаты добросовестным. Однако это не принесло ожидаемого им результата, т.к. встретило скрытое сопротивление рабочих.

На собственном опыте Тейлор убедился, что бесполезные движения требуют затрат не меньших сил, чем рациональные. Поэтому первые необходимо из любого трудового процесса по возможности исключить. Путем хронометражных наблюдений за работой лучших рабочих Тейлор отбирает наиболее рациональные движения, стремясь найти идеал эффективного труда, обеспечивающий многократное увеличение его производительности. Принцип экономии сил был одним из основных в его исследованиях.

Во время наблюдений Тейлор обращает внимание на поведение рабочих. При скорости ходьбы на работу 4,5 - 6 км/ч, а с работы - бегом, на работе скорость падала до 1,5 км/ч. Причем с нагруженной тележкой рабочие двигались значительно быстрее, чем с пустой. Рабочие уставали в стремлении ходить медленно. Постепенно Тейлор понимает, что причиной умышленной медлительности является влияние группового фактора: рабочие стараются работать не лучше соседей, чтобы не явиться инициатором повышения требований к ним. Эту "болезнь" старой системы управления Тейлор назвал «рестрикционизм» (рестрикт /англ./ - ограничение), или "работа с прохладцей".

Давая показания социальной комиссии конгресса США Тейлор говорил: «Мы, рабочие мастерской, ограничивали норму одной третьей того, что свободно могли бы производить. Причины были как в управленческих, так и в производственных условиях: удлиненном рабочем дне, грязи и тесноте помещений, работе, требующей нервного напряжения и чрезмерной концентрации внимания, несвоевременном обеспечении материалами...».

Самое интересное состояло в том, что в установлении технически обоснованных норм были не заинтересованы и рабочие, и администрация («И это все о нем»):

Ø для рабочих при заранее установленном потолке заработной платы не было смысла в повышении интенсивности труда;

Ø для администрации это было бы связано также с увеличением нагрузки - следовало рассчитывать нормы, вести индивидуальный учет результатов труда, обеспечивать рабочих всем необходимым для выполнения норм: сырьем, инструментами, техдокументацией.

Следовательно, необходимо было заинтересовать в интенсификации труда и рабочих, и администрацию. С этой целью Тейлор вводил увеличение размеров оплаты труда: при росте производительности труда в 2-3 раза оплата труда увеличивалась на 60% (работники фабрик считали этот рост крайне недостаточным). Для предпринимателей это оборачивалось увеличением объемов производства при снижении издержек производства, ростом прибыли.

Таким образом, в основу системы Ф.Тейлора были положены четыре основных научных принципа, которые он назвал законами управления:

1. создание научного фундамента для изучения каждого отдельного вида трудового действия (хронометраж);

2. отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их тренировка и обучение (профотбор, профподготовка);

3. сотрудничество администрации с рабочими в деле рационализации труда;

4. равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами.

Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречия, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность вместо ее ограничения, развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благосостояния».

Основными элементами системы Тейлора явились:

1. метод изучения времени и движений, т.е. хронометражные наблюдения, которые позволяли Тейлору за счет расчленения трудовых процессов на составляющие элементы и подробного и многократного их изучения определять наиболее рациональную их последовательность, способы и темп выполнения, режимы труда и отдыха;

2. правильная организация и обслуживание рабочих мест, создающие условия для бесперебойной работы;

3. оптимизация разделения и соединения труда, расстановка работников с учетом их способностей;

4. тщательный отбор и тренировка рабочих, предоставление им инструкционных карт, точно отражающих приемы и методы работы на данном рабочем месте (инструкционные карты раздавал еще Адам Смит);

5. установление каждому рабочему конкретного задания (урока), согласованного в двухстороннем порядке с учетом конкретных условий; эта норма труда должна быть законом, а «перед законом труда все равны независимо от должностного положения» - на этом основывался новый тип сотрудничества на фабрике;

6. установление функциональных обязанностей администрации, включающие не только организационные, но и социально-психологические, регулирующие межличностные отношения;

7. дифференцированная система оплаты труда, включающая систему поощрений и наказаний;

8. стандартизация оборудования и инструментов;

9. математический метод исчисления издержек производства;

10. совершенствование системы сбыта и запасов;

11. элементы социальной психологии (Тейлор вводил на предприятиях отделы личного состава и дисциплинарных инспекторов, которые собирали данные о каждом рабочем - аккуратности, умениях, образе жизни, мыслей манере выражаться,..., т.е. производственные, социально-экономические и психологические показатели. Кроме того, Тейлор включал в кадровую политику проблемы служебного продвижения, изучение качеств и способностей кандидатов, оценку деятельности руководителей, соответствия их занимаемой должности, развития их способностей, перевод на другую должность при условии подготовки достойной замены...).

В «научном менеджменте» Тейлора траектории передвижения людей, инструментов, информации были рассчитаны до сантиметра и градуса, все элементы системы были многократно экспериментально проверены и научно обоснованы («геометрия труда»).

С 1889 по 1998 г. Ф.Тейлор работал на разных предприятиях, стремясь везде внедрять свою систему. В компании Саймондса благодаря ему производительность труда на сборке велосипедов возросла в 2 раза.

 

В 1898-1901 гг. Тейлор внедряет свою систему на крупнейшем военном предприятии США - в Бетлхемской компании.

Но следует отметить, что при жизни Тейлора ни на одном предприятии так и не были реализованы элементы системы, выражающие содержание новых взаимоотношений людей. Как правило, практиковалось внедрение лишь отдельных ее элементов.

Обобщение опыта 25 наиболее известных фирм, внедривших систему Ф.Тейлора показало, что:

Ø на первом этапе менеджеры занимались совершенствованием оборудования и инструментов;

Ø на втором этапе совершенствованием организации производства;

Ø и только на третьем этапе решались вопросы рационализации труда (хронометражные наблюдения, нормирование труда, системы оплаты труда...).

Из 180 предприятий, внедривших тейлоризм, результаты были проанализированы только по 120. Из них успешными оказались 69 случаев.

Профессор Томского университета Бутаков ИН. (труды по организации промышленных предприятий, 1921-1926 г.): «Тейлор совсем забыл о той громадной роли, которую в жизни и деятельности людей играют творчество и инициатива. Все зарегламентировано, рабочие передвигаются как пешки на шахматной доске, принцип чрезмерной централизации является гвоздем...Схема Тейлора возможна на предприятиях с резко выраженным характером массового производства. Но для предприятий, где много переменных величин, она не пригодна...».

Напряженная умственная работа, постоянные конфликты с консервативной администрацией, стычки с противниками и псевдоучениками, непонимание рабочих расшатали нервную систему Ф.Тейлора. С 1901 по 1910 г. он «не работал за деньги», посвятив себя полностью пропаганде «научного менеджмента». Он консультирует, читает лекции в ряде учебных заведений, пишет книги и статьи. Его новое хобби - садоводство, он провел около 900 опытов по изготовлению искусственной почвы, которыми заинтересовалось Министерство земледелия США. По свидетельствам очевидцев, в США не существовало другого такого ухоженного сада, в котором трудились от 10 до 30 человек.

С 1910 года Ф.Тейлор переключился в сферу политики, выступал против засилья монополий, обличал социальные недуги американского общества, снискав расположение многих прогрессивно мыслящих ученых, инженеров, бизнесменов.

Известный американский профессор истории Даниел Нельсон сказал, что за свою жизнь Тейлор внес больший вклад в американское общество, нежели любой другой бизнесмен, политический деятель или социальный реформатор. В историю США от вошел как инженер-философ.

 

Основные элементы системы Тейлора получили свое развитие в трудах многих его учеников и последователей. К их числу относятся супруги Френк и Лилиан Гилбрет (амер.). Их деятельность протекала в условиях развития массового производства.

Поэтому главным направлением их работы было изыскание наиболее рациональных методов выполнения часто повторяющихся работ. Гилбреты являются авторами графического метода исследования рабочих движений. Используя фото-, а в последствии и киносъемку они получали циклограммы, позволяющие анализировать траектории отдельных трудовых движений с целью разработки наиболее рациональных приемов выполнения производственных операций.

Аналогичные исследования проводились в то время ближайшим учеником Ф.Тейлора Генри Ганттоном (1861—1919) занимавшегося разработками в области методики премиальной оплаты, составившего карты-схемы для производственного планирования (получившие его имя — так называемые гантт-схемы), а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. Его перу принадлежат книги «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919). Работы Гантта характеризует сознание ведущей роли человеческого фактора в промышленности и убеждение в том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности.

Всемирно известны также 12 положений производительности Гаррингтон Эмерсона (труды « Эффективность как основа управления и оплаты труда», 1900 г., «Двенадцать принципов производительности».1912).

Эти принципы не потеряли значения по сей день:

1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без диспетчеризации».

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за производительность.

Остаются актуальными и факторы управления французского администратора и предпринимателя Генри Файоля (1841 - 1925 гг.) и многие другие труды.

Стремление противостоять законам капиталистического производства и, прежде всего, экономическим кризисам привело к созданию монополий, попыткам государственного регулирования частнокапиталистического хозяйства.

 

 

Все это создает условия для возникновения ФОРДИЗМА - нового направления в капиталистической практике хозяйствования, получившего свое название по имени его создателя - Генри Форда-старшего.

Родился он в штате Мичиган в семье фермера в 1863 г. Любимыми игрушками всегда были инструменты. Важнейшим событием детских лет считал встречу в 12 лет с локомобилем. С тех пор интерес Генри был направлен только на создание автомашины.

В 17 лет Форд поступил учеником в механическую мастерскую, а вечерами занимался ремонтом часов в ювелирной мастерской, любил заниматься особо редкими экземплярами. В 20 лет стал работать экспертом по сборке и починке локомобилей компании Вестингауз. Здесь впервые задумался о многотонном весе и дороговизне локомобилей, которые могли купить только крупные землевладельцы и хозяева лесопилок. Стал вынашивать идею более легкой паровой тележки для вспашки и экипажа без лошадей. Идея создания трактора казалась Форду важнее, но потом он пришел к выводу, что люди проявляли больший интерес к машине для езды.

В 1885 г. Форду пришлось впервые чинить газовый мотор внутреннего сгорания Отто. А уже в 1887 г. он сконструировал собственную четырехтактную модель.

В 1890 г. начал работу над двухцилиндровым двигателем. Вскоре ему предложили работу инженера-механика в Детройтской Электрической Компании (45 долл. в месяц), но по вечерам он продолжал заниматься созданием мотора.

В 1892 г. Форд создал 1-й свой автомобиль, двухскоростной, который развивал скорость до 20 миль в час. Он производил большое впечатление на горожан и издавал много шума, но Форд стал первым официально утвержденным шофером Америки.

В 1895 г. в Нью-Йорке впервые был выставлен немецкий автомобиль Бенца, но Форд не нашел в нем ничего интересного для себя. А в 1896 г. начал постройку 2-го, а затем и 3-го автомобиля. За это время в Электрической компании Форд стал первым инженером (125 долл. в месяц). Затем ему предложили должность высшего управляющего делами в Детройтской Эдиссоновской Компании, но Форд уволился совсем и с 1899 г.(в 36 лет) начал участвовать в создании Детройтской Автомобильной Компании в качестве ответственного инженера. Но основные пайщики предпочитали производить автомобилей мало, а продавать дорого (19 за 3 года).

В 1902 г. Форд ушел из Автомобильной компании и cнял маленькую мастерскую для продолжения опытов. Единственной возможностью рекламы его автомобилей были гонки, желание построить самый быстрый автомобиль привело Форда к созданию 4-цилиндрового мотора. В 1903 г. им была построена модель «999», пришедшая в гонках на 3 мили на полмили опередив других (скорость выше на 20%).

Через неделю было основано "Общество Автомобилей Форда" с уставным капиталом 100 тыс.долл., в котором Форд был товарищем председателя (владельцем 25,5 % акций), чертежником, главным инженером, надсмотрщиком и директором.

В первый же год Обществом автомобилей Форда было продано 1708 автомобилей по 950 долл. В следующем году были созданы новые, более комфортабельные модели для семейного туризма по 1 и 2 тыс. долл. Объем продаж сократился до 1695 а/м. Пришлось рекламировать эти модели, участвуя в гонках по льду.

В 1906 г. (через 3 года) вместо небольшой мастерской строится трехэтажное фабричное здание, что позволяет многие детали и узлы автомобилей производить самостоятельно. Росла и сеть торговых агентов, осуществляющих в обязательном порядке и ремонт автомобилей Форда.

В 1907 г. объем продаж опять упал до 1599 автомобилей. Главной причиной явилась дороговизна. Предприятие было срочно переориентировано на производство небольших моделей городского типа по цене 600-750 долл. Объем продаж за год возрос в 5 раз.

Рисунок 3 – Результаты работы Общества автомобилей Форда

Принцип "всю прибыль вкладывать в предприятие" позволил только с 1908 по 1911 гг. увеличить число служащих с 1908 до 4110 человек (в 2,15 раза), а производство а/м с 6000 до 45000 шт. в год (в 7,5 раз).

Когда необходимы были новые производственные мощности, Форд никогда не пользовался заемными средствами, он повышал цены на 50 - 100 долл. или просто их пока не снижал.

Совершенствование производства позволило резко увеличить объем выпускаемой продукции: в 1920 г. производство автомобилей достигло 1 250 000 шт. в год, что выше уровня 1910 г. в 70 раз. Одновременно цена была снижена до 440-335 долл., т.е. в два раза.

Производство быстро вышло за рамки одного предприятия. В итоге более 90% запасных частей и узлов изготовлялось на других фабриках, объединенных в концерн. Постепенно в него вошли угольные копи, железные дороги, сталелитейные предприятия...

Только в 1916 г. Форду удалось приобрести 51, а затем и 59 % акций. А в 1919 г. его сын Эдзель приобрел остальные 41 %, уплатив по 12500 долл. за каждую 100-долларовую акцию - всего 75 млн.долл.

 

«Автомобили, носящие мое имя доказательство деловой теории, цель которой создать из мира источник радостей. Но работа и только работа в состоянии созидать ценности, а раз уж нам приходится работать, то лучше работать умно и предусмотрительно; чем лучше мы будем работать, тем лучше нам будет».
«Спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с работой. Она означает не больше и не меньше, чем пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства.»
«Капиталисты, торгующие деньгами, являются временным, неизбежным злом. Каждого следовало бы поставить так, чтобы масштаб его жизни находился в должном соотношении с услугами, которые он оказывает обществу.»
«Иметь деньги абсолютно необходимо. Но цель денег - не праздность, а умножение средств для полезного служения.»

Главная идея ФОРДА заключалась в создании автомобилей для широкого круга потребителей, а также в создании среднего по материальному обеспечению класса, способного покупать его автомобили. Именно создание среднего класса Ли Якокка назвал главным достижением Генри Форда старшего.

«Люди имеют так мало потому что почти все, производимое нами, много сложнее чем нужно. Моя цель - простота, устранение всего лишнего, в т.ч. и в машинах. В хищнической трате времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка.»
«Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли я полагался на размеры сбыта."

Для реализации поставленной задачи необходимо было резкое снижение издержек производства при значительном росте заработной платы работников предприятий. Это было возможно только в результате резкого повышения производительности труда.

Основные элементы теории Форда:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 8649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.