Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие качественных методов в социологии

Августа 1975 года после двух лет переговоров был подписан Заключительный акт Хельсинкского совещания, в котором европейским странам гарантировались неизменность границ, территориальная целостность, мирное урегулирование конфликтов, невмешательство во внутренние дела, отказ от применения насилия, равенство и равноправие суверенитетов. Кроме того, в документе было зафиксировано обязательство уважать право народов на самоопределение и права человека, в том числе свободу слова, свободу совести и свободу убеждений.

Связь с прибалтийскими национальными центрами в З.Е. и в США. Национальные прибалтийские центры – Торонто-Канада, Люннебург, Марбург в Германии, центры в США - там даже университетские группы на национальных языках.

В Литве еще с конца 60-х гг. – под влиянием католической церкви – петиционное движение с требование свободы совести. В Латвии и Эстонии – в основном лютеранских, церковь не была институтом национального протеста.

В 1982 г. – по общей продовольственной программе на Прибалтийские республики возложены такие нормы, которые практически были невыполнимы. Задолженности. Искусственное превращение региона в дотационный из общесоюзного центра, как и большинство республик СССР (кроме Армении и Белоруссии).

Как и во всем СССР, с конца 70-х гг. - в связи с дефицитом промышленной продукции – развитие подпольных цехов по производству бытовых мелочей и сувениров. В Прибалтике такое производство развивалось очень активно и, особенно в Эстонии, – открыто. Поощрялись местным руководством: легальное местное производство сувениров, маек, кепок, пакетов и др. предметов, не требовавших большого оборудования, но пользовавшихся спросом. В Эстонии первыми в СССР стали делать жевательную резинку. Стремление к экономической самостоятельности республик.

Эстонская программа ИМЕ. ИME (IME - эст. «чудо») – «Эстонский путь» (1988-1991), проект экономического развития Эстонии на основе широкого внедрения республиканского хозрасчета. В основе программы «республиканского хозрасчета» лежала идея отказа от существовавшей в СССР политики распределения доходов в регионы из единого центра и предоставления республикам широкой экономической самостоятельности. Предполагалось переподчинить часть предприятий союзного значения на территории ЭССР республиканским властям, другую часть перевести в двойное подчинение, резко сократить отчисления республики в союзный бюджет, разрешить республике самостоятельно вести внешнеторговые операции. В перспективе предусматривалось ввести таможенные границы республики и собственной денежной единицы. Таким образом, рассчитывали стимулировать производство в республике, заинтересовать производителя в повышении производительности труда, что в конечном итоге должно было привести к повышению благосостояния населения республики. Программа была поддержана руководством КПЭССР, взята на вооружение в Литве и Латвии. Противники коренного реформирования СССР видели в этой программе механизм развала единого государства.

С началом перестройки при Горбачеве – активные выступления трудящихся в защиту прав граждан по разным вопросам и т.п. Восстановление национальной символики, запрещенной при советской власти. Праздновали дни независимости и создания первых республик Балтии в 1918 г. Столкновение с милицией. Гражданское сознание проявлялось достаточно высоко. Причем в диссидентском, а затем в открытом гражданском движении участвовала большая часть русскоязычной интеллигенции Прибалтики.

Формирование Народных фронтов. Движения национального пробуждения. Такой размах вызвал переполох у части местных коммунистических лидеров и в ЦККПСС. Прокоммунистические силы+сторонники незыблемости Союза – Интерфронты. Но до конца 80-х гг. не было четкой тенденции на отделение республик – на полную независимость. Ставился вопрос о реорганизации Союза – заключение договоров Союзного центра с разными республиками по разным схемам и с разной степенью республиканского суверенитета. Превращение Союза в конфедерацию с широкими правами самостоятельной деятельности каждого члена. Соглашались вступить в союз при заключении соответствующего договора. Идея, активно поддерживаемая А.Д. Сахаровым. Из членов Политбюро их поддерживал А.Н.Яковлев, который выступил с докладом, раскрывающим и осуждающим суть пакта Молотова-Риббинтропа 1939 г. и последующих секретных соглашений по странам Балтии.

Проявление возможностей для реорганизованного государства – у многих преставителей национальной интеллигенции складывалось представление об общесозном единстве. В Лавтии это проявилось в деятельности группы фото- киноопетаторов из группы Юриса Подниекса. Кроме него - Андрис Слапиньш и Гвидо Звайгзне. По всему Союзу в 1990 г. прошел документальный фильм «Мы»: позиция: мы все жители Союза - попытка осмысления происходивших изменений.

Разнонациональная акция 3-х республик - 23 августа 1989 г. «Балтийский путь». По административным границам всех республик цепочкой стояли люди – в том числе из России, Белоруссии, Украины. В ЦК это было расценено не просто как антисоветская, но как профашистская акция, хотя участвовало много русских, белорусов и представителей др. народов, сильно пострадавших во время войны.

Поворот в национальной политике с конца 80-х гг. – стремление обуздать национальный размах в регионах. Но «поющие революции» уже нельзя было удержать. Причем негативная реакция большей части депутатов Съезда советов на Сахарова и на идеи реорганизации привели к переориентация Прибалтийских республик на провозглашение полной независимости – активно поддерживалась представителями прибалтийской эмиграцией в Европе и США.

Создание гражданских комитетов в прибалтийских республиках. Начали составлять списки граждан – не граждан. Разграничение не по национальному признаку, а по тому, кто имел гражданство этих стран на июнь-июль 1940 г.

1990 г. – февраль – выборы в Верховный совет Литвы (победа движения Союдис – во главе с В. Ландсебргисом) и в Конгресс Эстонии, затем в Верховный совет Латвии. Курс на провозглашение независимости. Март 1990 г. – провозглашение независимости Литвы. Затем – провозглашение независимости - май 1990 г. – Латвия и Эстония. Расстрелы – в Вильнюсе у Телецентра в январе 1991 г.(до сих пор не выяснено, кто стрелял: спецназ или провокация националистов). Через неделю – стрельба в Риге (здесь определенно стрелял ОМОН. Погибли члены группы Подниекса Слапиньш и Звайгзне). На всесоюзном референдуме в марте 1991 г. большинство жителей прибалтийских республик, в том числе и те, кто по здешним понятиям не принадлежал «к гражданам». – большинство за отделение от СССР.

Отказ трех республик подписывать новый союзный договор, который запланирован на 20 августа. Но подписание в принципе не состоялось из-за путча 18 авг 1991 г.

Съезд советов СССР - 6 сентября - решение о выходе балтийских республик из состава Союза. Замена демократических сил возрождения у власти в странах Балтии более националистическими. Влияние западной эмиграции на политику правительств.

До середины 1992 г. происходил процесс реальное разделение государств, вводилась собственная валюта, избирались парламенты, создавались госстурктуры, налаживалась работа министерств. В середине 1992 г. были закрыты границы, введен визовый режим. Производился вывод советских войск с территорий этих стран. Были восстановлены довоенные конституции балтийских стран. Болезненный вопрос – о гражданстве. В каждой стране вопрос решался по-разному. Сразу гражданство получали лица всех национальностей, если они или их предки жили в республиках на момент оккупации в 1940 г. Для остальных проживающих Литва сразу приняла «нулевой» вариант. То есть дали гражданство всем проживающим на 6 сентября 1991 г. В Эстонии и в Латвии натурализация происходит до настоящего времени и очень болезненно. Для многих неграждан оказались сложными требования со сдачей экзаменов на гражданство - на знание языка, истории, конституции. Особенно много препятствий в Латвии – ежегодные квоты на натурализацию. В Эстонии послабления для вступления в гражданство пенсионеров, если они проработали 25 лет в республике. Далее было легче получить гражданство остальным членам их семей, так как при подаче документов учитывается наличие в семье граждан Эстонии.

В Латвии в конце 20 в. стали получать гражданство все родившиеся в Латвии после 1991 г. и достигшие 16 лет.

Постепенно натурализуются те неграждане, которые долго не хотели этого делать по разным причинам. После вступления в 2004 г. в Евросоюз в Латвии неграждане имеют почти такие же права с выездом за границу, что и граждане. Но не имеют права выбора на республиканском уровне. Только выборы в местные учреждения (университеты и др.)

Образование – сокращение русских школ. В большой степени за счет того, что многие русские стали отдавать детей в национальные школы. Но с другой стороны – неправомерное ограничение русского компонента – языка, русской истории даже в школах с русским языком преподавания. Нацеленность на полную натурализацию молодежи не титульных наций.

Экономика – сложности с промышленностью. Основные партнеры – европейские страны. Россия – на пятом месте. Промышленность, работавшая на союзный рынок, оказалась в заглохшем состоянии. Большая эмиграция в Европу – особенно в Ирландию (литовцы, латгальцы). Сокращение производства сказалось и на практической ликвидации ремесленного обучения. Отъезд интеллектуальных кадров.

Реституция собственности – в с/х (создание фермерского, в основном, семейного хозяйства), возвращение недвижимости (жилые дома) в городах. Частная торговля. Успешно развивается сфера обслуживание. Достаточно удачно восстановилось сельское хозяйство, хотя при вступлении в ЭС пришлось выполнять требования по качеству с/х продукции (порезали значительную часть скота). Но значительное ухудшение положение в связи с общемировым кризисом. Тяжелой положение с финансированием бюджетных отраслей, образования. Но хорошо работают.

Легче всего справилась Эстония. Показатель – переход на евровалюту с 2011.

Качественная социология отражает гуманизацию современного общества, преимущественно она направлена на изучение субъективной стороны существования общества, переориентацию от рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию специфики меньшинств и ежедневной социальной практики людей, от макро- к микроанализу социальных явлений. Для нее актуальны такие вопросы, как что значит "быть врачом" или "быть учителем" и какова практика отношений "врача" и "учителя" в реальности.

Общий фокус качественных исследований концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины существования общества. Представителями качественного направления в социологии мы можем назвать Г. Зиммеля, Джордж Герберт Мида, М. Вебера, Юрген Хабермаса, Альфреда Шюца, Гарольда Гарфинкеля. Каждый из них строил свои теоретические концепции на основе субъективного подхода к исследования жизни общества. Представители данного направления считают неоправданным отход "количественников" от жизни конкретного человека, его переживаний и повседневных практик.

Поэтому, качественные методы, определяются как «мягкие» методы, а стиль исследования, проводимого с их помощью, получил одноименное название «мягкого исследования». Эти методы направлены на не на фиксацию стандартных признаков явлений и процессов, а на выявление их качества, глубины. Здесь важно не количество респондентов, а качество и глубина получаемых ответов, поэтому в качественных методах достаточно небольшого числа респондентов. Использование качественных методик в социологических исследования требует большого мастерства, опыта и профессионализма. Современная социология насчитывает несколько десятков разновидностей качественных методов, однако, наиболее популярных несколько:

· неформализованное (нестандартизированное) интервью (свобода интервьюера как в формулировке вопроса, так и в выборе темы беседы);

· фокусированное интервью («фокусировка» интервьюера на конкретной теме, глубокое изучение переживаний респондента по какой-то конкретной проблеме);

· фокус-группа (настандартизированное, фокусированное интервью с группой) – первый и наиболее популярный количественный метод;

· этнографические и исторические исследования ( наиболее частаяразновидность - биографический метод (история жизни одного человека, история семьи, какой-то группы);

· case study (изучение отдельного объекта (чаще группы) (или случая) в динамике развития путем «погружения» самого исследователя в поле исследования);

Данные исследований, использовавших качественные методы, обычно представляются в виде высказываний, документов, описания случаев.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хельсинкские группы правозащитников | Фокус группа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.